Технологии, которых пока нет в школе: как будут учить наших детей

Алексей Половинкин
Алексей Половинкин

Директор онлайн-школы «Фоксфорд»

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Теоретики и практики образования не скоро договорятся, что подразумевать под цифровыми технологиями обучения. Диджитал никогда не вытеснит полностью живого преподавателя — стать человеком можно только среди людей, а в этом и состоит главное назначение образования. Так что уместнее говорить о цифровых средствах обучения, когда мы имеем в виду гаджеты, программы и интернет.

Алексей Половинкин, директор онлайн-школы «Фоксфорд», рассказывает, какие цифровые методы обучения учителя используют в школах сейчас, а какие будут применять в «школе будущего».

Диджитал в обучении сегодня

Всего за несколько нажатий на экран смартфона родители записывают детей к врачу, заказывают паспорт через госуслуги и покупают товары онлайн. Компьютер стал пультом управления всей жизни, но дети все равно идут учиться в школу. Живой учитель необходим, более того — он стремится использовать современные технологии по мере своих возможностей.

По словам министра образования Ольги Васильевой, только 16% учителей умеют пользоваться компьютером. Лидеры учительского сообщества делятся наработками на личных сайтах и педагогических порталах. Вот полный перечень основных информационно-коммуникационных технологий, которыми, по нашим данным, уверенно владеют российские учителя:

  • Работают с мультимедийной доской, проектором, принтером, сканером, компьютером

  • Запускают и редактируют презентации, тексты, аудио- и видеоматериалы

  • Находят учебные файлы в интернете и загружают их на компьютер

  • Составляют тесты для школьников на сайтах, отправляют детям ссылки или распечатывают задания для работы дома и в классе

  • Задают совместную работу в Google-документах онлайн

Эти данные подтверждает наш опрос учителей и школьников в ВК: 70% педагогов показывают презентации, фильмы и аудио в качестве цифрового преподавания и 60% школьников их смотрят. Каждый пятый опрошенный школьник сказал, что учителя не используют информационные технологии на уроках.

Выбирайте интересные курсы и образовательные программы в разделе EDU на Rusbase.

По словам министра образования Ольги Васильевой, только 17 из 42 тысяч школ смогли посмотреть интернет-урок с Владимиром Путиным в сентябре 2017. Это означает, что фактически половина школ в России не имеет доступа к высокоскоростному интернету. Даже там, где интернет формально есть, он раздается на несколько машин в классе. Поскольку на компьютерах проводят занятия по информатике, другие предметники не могут их свободно использовать для своих занятий.

Компьютеры, нетбуки и планшеты, которые закупали школы, морально устарели, работать на них — одно мучение. Помимо этого, у учителей каждый год растет бумажная нагрузка, так что энтузиазма осваивать новые технологии не остается.

Как будут учить

С помощью игры

На мой взгляд, лучше всего люди и животные усваивают знания и социальные навыки в игре. Львята учатся охотиться, а дети играют в «магазин» и «больницу». Человек любого возраста максимально задействует воображение, внимание и память в реальной или виртуальной игре. Именно поэтому геймификацию называют трендом цифрового образования.

Военные, трейдеры и учителя используют компьютерные игры, чтобы ученики развивали необходимые навыки в безопасной среде. На виртуальной бирже стажеры постигают механизмы рынка ценных бумаг, в военных симуляторах игроки применяют разные стратегии. Учителя обществоведения в США предлагают школьникам открыть собственную юридическую фирму в онлайн-игре. Так ребята изучают основы гражданского общества и учатся защищать свои права.

Следующее поколение образовательных компьютерных игр, на мой взгляд, создадут на стыке технических средств и педагогических разработок. Проблема в том, что смартфоны и очки виртуальной реальности уже появились, а сценарии игр еще нет. Специальные образовательные игры в виртуальной и дополненной реальности только предстоит создать.

Мы находимся на пороге новой технической революции, и я уверен, что в ближайшие годы как виртуальная, так и дополненная реальность будут использоваться новыми путями, которые не представляли даже самые смелые футурологи

Майкл Трезер, разработчик систем цифрового обучения

В образовательных играх школьники будут открывать Америку вместе с Колумбом, изобретать радио с Поповым и спасать раненых в битве под Сталинградом. Ученики смогут работать в среде, которую иначе не создать в классе: расщеплять атомы в лаборатории, собирать образцы марсианского грунта, учить английскому кочевников.

Игра — лучший способ изучить трудные или скучные школьные темы без принуждения. Она обучает и мотивирует одновременно, потому что игроки

  • Мгновенно получают обратную связь в ответ на свои действия

  • Стремятся решить поставленные задачи, чтобы выиграть у соперников

  • Видят объективную оценку своего участия в общем рейтинге

  • Регулярно получают промежуточные награды —  баллы и жетоны

С помощью ИИ

Уже сегодня интерактивные тренажеры, например, на сайте по истории или в приложении по математике, автоматически проверяют ответы на задания и выдают результат в процентах и баллах. Умное пианино в сочетании с планшетом или смартфоном научит играть без учителя в комфортной обстановке. В бесплатном приложении к цифровому пианино «The One» ученики получают видеоуроки, партитуры, обучающие игры и мгновенную обратную связь на световой панели и экране.

В январе 2018 года японская компания представила робота, который учит играть в настольный теннис. Искусственный интеллект получает данные о движении игроков и мяча с трех камер и не стремится победить соперника. Умные роботы способны оценить, насколько технично ребенок бросает мяч, соблюдает ли правила безопасности в опытах по химии и правильно ли строит чертеж к задаче по геометрии. При этом обратную связь искусственный интеллект дает объективно и деликатно.

Компьютер быстро обрабатывает большой объем информации об ученике: его настроение, состояние здоровья, скорость реакции и продуктивность. На основе этих данных искусственный интеллект может гибко выстраивать учебную программу с учетом трудностей, интересов и способностей ученика.

Например, ребенок, который лучше воспринимает на слух, получит не только тексты и схемы, но и аудиозадание. Виртуальный учитель иностранного предложит спортсмену порассуждать о футболе, а не о чтении, а тот, кто не усвоил правила орфографии, будет больше играть в грамматические игры.

Компьютеры возьмут на себя основной объем учительской рутины: будут учить основам, проверять знания и давать обратную связь. Живой педагог будет отслеживать динамику ребенка по отчетам машины, давать персональные консультации и обсуждать с учеником его прогресс.


Где цифра

Цифровое обучение — такое, где к месту и осмысленно используются компьютерные технологии — не просто дань моде. Приложения помогают быстрее и легче научить ребенка читать и решать задачи. Американские исследователи в течение трех лет изучали данные 2300 учеников, которые учились онлайн. Они выяснили, что на обычных уроках дети запоминают всего 5% информации, а после работы на обучающем сайте — в три раза больше.

Если у ребенка конкретный вопрос или проблема, он и сам легко найдет решение в интернете. Когда нужно подготовиться к олимпиадам или экзаменам — поможет профессиональный онлайн-преподаватель. На интерактивных курсах или занятиях со скайп-репетитором ребенок использует сервисы и приложения не для галочки, а чтобы решить свою образовательную задачу.

Пока современное цифровое образование существует вне школы, но в ближайшие годы все изменится.

В декабре 2017 года Дмитрий Медведев поручил министерству образования разработать паспорт проекта «Цифровая школа». Цель нового приоритетного проекта — подготовить кадры для цифровой экономики России. Ученики «Цифровой школы» получат навыки, которые пригодятся на рынке труда через 5-10 лет.


Материалы по теме:

Названы лучшие бизнес-школы мира по версии Financial Times

«Я отказалась от карьеры в консалтинге ради работы в школе» – как научить ребенка финансовой грамотности

«Бросить школу — одно из лучших решений в моей жизни»: как пиарщица Mail.Ru возглавила венчурный фонд в Кремниевой долине

Учителя хотят работать в частных центрах – как мы этим воспользовались

19 самых престижных бизнес-школ мира


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Volga Angels 2018
7 сентября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase