Проблемы общеобразовательных учреждений часто становятся предметом обсуждений. Школы все так же отстают по уровню внедрения современных технологий и инноваций, а уровень мотивации учителей часто находится на довольно низком уровне. Это заставляет многих искать другую работу.
Как и каких преподавателей переманивают в частные центры рассказывает Максим Сундалов, руководитель онлайн-школы английского языка EnglishDom.
В чем причины? Преподаватели, которые перешли работать к нам, поделились своим опытом работы в общеобразовательных школах и назвали основные поводы для перехода работы в частные школы.
Оплата труда
Зарплата школьного учителя всегда была достаточно низкой — за пределами Москвы и некоторых крупных городов средняя цифра составляет 15-30 000 рублей. Поэтому многие берут дополнительную нагрузку и классное руководство или же уходят работать в частные школы, чтобы выходить на более высокую зарплату (где еще в 2010 году средняя зарплата учителя в частной школе составляла 30-45 000 рублей в месяц).
Стресс
Работа учителя всегда входила в топ самых стрессовых профессий (давление родителей, администрации школы). Именно по этой причине многие педагоги выгорают и прекращают свое профессиональное развитие, они используют на занятиях только привычные им материалы, ресурсы и боятся экспериментировать.
Компьютерная неграмотность
Достаточно многие педагоги до сих пор плохо знают компьютер и продолжают вести бумажный оборот документов, не желая переучиваться. А это добавляет огромное количество бумажной работы и дополнительные затраты времени, чем легко спугнуть любого сотрудника.
Бюрократия
Процесс принятия и внедрения новых методик обучения до сих пор остается довольно долгим и непростым. Взять хотя бы процесс оцифровки учебных материалов. Несмотря на то что в 2016 правительство запустило государственную программу «Современная цифровая образовательная среда в РФ», о ее успехах пока говорить совсем рано.
Уровень интернетизации
Несмотря на внушительную цифру в 94% всех школ, скорость и качество доступа в интернет во многих школах оставляет желать лучшего — либо стоят фильтры, которые очень жестко ограничивают доступ, либо низкая скорость соединения. В итоге преподавателям приходится готовиться к урокам своими силами и, чаще всего, дома, в нерабочее время.
Нехватка бюджета
Книги и оборудование в большинстве случаев закупаются за государственный бюджет. В случае с цифровыми учебниками цена возрастает за счет того, что для их производства нужно множество нового контента, который постоянно обновляется и обходится достаточно дорого. В итоге современные решения достаются школам крупных городов, а не учителям из глубинки.
Отсутствие самовыражения
Большинство учителей редко получают возможность экспериментировать при таких ограниченных школьных ресурсах, а руководство школ часто придерживается консервативных взглядов, доверяя только проверенным и иногда устаревшим методам обучения.
Каковы последствия
В результате вышеперечисленных причин, количество кандидатов-учителей и преподавателей ощутимо возросло. Согласно нашему опросу среди, помимо достойной оплаты труда, преподаватели назвали следующие важные в работе моменты:
- 63,2% опрошенных упомянули возможность самовыражения и карьерного роста;
- 57% назвали стабильность важной частью в работе;
- 52,6% были бы рады иметь возможность влиять на формирование образовательного контента.
Как повлияла миграция преподавателей на нас
Таким образом, мы получили прирост в количестве кандидатов, которые искали лучших возможностей, на 20-30% процентов за последние два года. Это должно было бы стать поводом для радости, но приведем немного статистики:
- в период 2010-2012 нам нужно было 12 кандидатов, 5 собеседований и 3 тестовых урока, чтобы получить одного преподавателя;
- в период с 2012-2014 нам нужно было 20 кандидатов, 6 собеседований и 2-3 тестовых урока, чтобы получить одного преподавателя;
- в период с 2014 и по сей день нам нужно не менее 25 кандидатов, все тех же 6 собеседований и 2-3 тестовых урока, чтобы получить одного преподавателя.
То есть, количество кандидатов увеличилось, а вот качество нет. Понятно почему, ведь многие кандидаты считали, что могут просто работать в том же формате и темпе, что и ранее в школе, но получать более достойную оплату труда, забыв о необходимости продолжать профессиональный рост и повышать свой уровень знаний языка.
Сначала мы решили, что просто были слишком строгими при отборе и давали шанс одному преподавателю из каждого набора (то есть 1 из 5-10 преподавателей). Из всех, кто получил такой шанс за 2015 год (11 человек), у нас остался работать лишь один преподаватель, который действительно хотел развития, а остальных пришлось уволить по причине низкого качества уроков или слабой мотивации. Это стало отличным сигналом к тому, что нужно иметь четкий портрет идеального кандидата и не отклонятся от него.
К чему мы пришли
Есть ряд входных требований, которые очевидны для преподавателя онлайн:
- уровень английского Upper-Intermediate и выше;
- опыт преподавания;
- наличие качественного интернет-соединения, гарнитуры и камеры.
Чтобы в итоге получить долгосрочного преподавателя высокого уровня с хорошей мотивацией, мы тщательно все взвесили еще раз и утвердили следующий ряд требований:
- высокий уровень знания языка;
- умение интересно доносить информацию с использованием онлайн-досок и медиаресурсов;
- долгосрочность на год или более;
- желание помогать другим людям;
- желание расти и развиваться;
- горящие глаза (так мы называем очевидный позитивный посыл и умение мотивировать студентов).
По этому списку мы составили портрет идеального преподавателя:
- экстраверт, умеющий импровизировать (чтобы процесс обучения был интересным);
- задатки лидера (нужно вести студента и быть для него авторитетом в плане обучения);
- филологическое образование (желательно со знанием еще одного иностранного языка);
- педагогический диплом или международный сертификат (как формальное доказательство профессионализма преподавателя);
- возраст от 25 лет и опыт преподавания от 3 лет (чтобы преподаватель умел эффективно составлять планы занятий с четкой структурой и целью);
- уверенное владение компьютером и мессенджерами (наши преподаватели работают на платформе EnglishDom Class, которая включает в себя многие интерактивные элементы).
Как правило, этому портрету больше соответствуют женщины-преподаватели: 75% женщин и 25% мужчин. В большинстве случаев, это школьные учители, которые мотивированы и хотят профессионального роста: 90% из них уже преподавали в частном порядке, проработав не менее года в общеобразовательной школе.
Составленный портрет помог нам существенно сэкономить время на подбор кандидатов. Список требований стал строже, а вероятность, что кандидат станет долгосрочным гораздо выше (при обучении 10 преподавателей 2-3 отсеиваются на этапе подготовки, остальные же активно вовлекаются в работу и остаются с нами на год и более). А это является не менее важной ценностью, чем скорость подбора персонала.
Материалы по теме:
Как в 21 год я уволила всех сотрудников: «Первое, что хотелось сделать — выпить и сказать лишнего»
Как распознать коллегу-зомби и не стать таким же
Хочу туда: как искать работу за рубежом
Почему надо инвестировать в развитие персонала, а не в автоматизацию (и не слушать экспертов)
Как я наняла на работу 105 IT-шников в городе, где мало кто знает про IT
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как заработать на продажaх»
- 1 Эксперты рассказали, у кого вырастут зарплаты в первой половине 2025 года
- 2 Названы самые привлекательные работодатели для российских IT-специалистов
- 3 Таиланд упростил получение виз иностранными специалистами и инвесторами
- 4 Экс-глава PlayStation в России перешел в компанию-издателя Atomic Heart
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025