Top.Mail.Ru
Колонки

Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты

Колонки
Анастасия Петушкова
Анастасия Петушкова

HR-директор консалтинговой компании «Точно»

Алия Бабикова

Чтобы закрыть вакансию, рекрутеру необходимо пройти несколько этапов: разработать портрет кандидата, распланировать его оценку, найти эффективные каналы поиска и определить бюджет на наём.

В процессе найма есть скрытые расходы, которые не всегда очевидны. Инвестиции, затраченные на поиск, отбор и адаптацию новых талантов могут повлиять на финансовое положение компании. Анастасия Петушкова, HR-директор консалтинговой компании «Точно» рассказала, как правильно оценить экономику найма, чтобы компании не разориться на трудоустройстве сотрудников.

Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты

 

Содержание:

 

Что влияет на стоимость найма

Чтобы понять, как кадровые перестановки влияют на финансовую часть бизнеса, нужно учесть такие аспекты найма: 

Узнайте по ссылке, как VK и «Таврида. АРТ» смогли объединить творчество и технологии в совместных проектах
  1. Распределение бюджета. Заранее спланируйте финансовые ресурсы на наём сотрудников.
  2. Оптимизация процесса найма. Оцените эффективность текущего процесса и внесите улучшения для оптимизации затрат.
  3. Внешний или внутренний наём. Оцените, стоит ли нанимать нового сотрудника извне или обучить и повысить квалификацию уже работающего специалиста.
  4. Оценка ROI. Сравните стоимость найма с последующей производительностью сотрудника или выручкой. Это поможет оценить ROI в подборе персонала.
  5. Удержание сотрудников. Рассчитайте, как на наём повлияет изменение условий, системы бонусов и культуры компании.

 

Как посчитать стоимость найма

Стоимость поиска и найма сотрудника будет варьироваться в зависимости от специализации и уровня вакансии. Зачастую при планировании и оценке затрат учитывают расходы на публикацию, рекламу вакансии, привлечение агентств и холодный поиск. Но есть большая часть скрытых затрат, которые замечают реже.

Что нужно учесть, чтобы подсчитать полную стоимость нового сотрудника:

Прямые расходы: 

  • публикация вакансии; 
  • реклама вакансии; 
  • поиск через кадровые агентства или холодный поиск через доступ к базе. 

Выплата сотрудникам: 

  • выплата при увольнении предыдущего сотрудника;
  • компенсация отпуска предыдущего сотрудника;
  • заработная плата нового сотрудника на период обучения;
  • бонус рекрутеру;
  • бонус наставнику.

Рабочее время: 

  • Специалиста по КДП: увольнение сотрудника, расчет, прием нового сотрудника; 
  • HR-а: поиск, общение с кандидатами, собеседования;
  • Руководителя: интервью, ввод в должность, сопровождение;
  • Наставник: занятость на период обучения.

По теме: Конфликт ценностей: поколение Z увольняется из-за климатической повестки


Оценить расходы можно по формулам:

Все расходы на наём / все нанятые сотрудники за определенный период.

Эти расчеты будут полезны для подведения итогов квартала или года и планирования следующего периода.

Например, за квартал на наём 5 сотрудников потратили 500 тыс. рублей. Стоимость одного сотрудника составила 100 тыс. рублей. 

Важно: результат по этой формуле усредненный и не показывает детальную стоимость каждого сотрудника.

Сумма всех затрат при подборе на определенную вакансию.

Эти расчеты будут полезны при открытии новой вакансии.

Например, если брать сотрудника с зарплатой в 100 тыс. рублей, то его общая стоимость может быть примерно такой:

  • зарплата: 100 тыс.рублей;
  • налоги и социальные отчисления: примерно 30% от зарплаты, то есть 30 тыс.рублей;
  • затраты на наём: в зависимости от сложности вакансии и стоимости услуг рекрутера, это может быть порядка 20 тыс. - 50 тыс. рублей;
  • затраты на обучение и адаптацию. Они могут варьироваться в зависимости от специфики вакансии. Допустим, это будет ещё 50 тыс. рублей;
  • бенефиты: зависят от политики компании, например, 10 тыс. рублей;
  • рабочее время специалистов, участвующих в найме, составит порядка 15 тыс.рублей.

Таким образом, общая стоимость сотрудника, исходя из этих примерных расчётов, составит не менее 240 тыс. рублей. Эта сумма может быть выше у топ-специалиста и ниже, если у сотрудника меньше опыта. В среднем, по нашим расчётам, она составляет 2,5 заработных платы сотрудника.


По теме: Тренд-гайд: как собрать бренд идеального работодателя в 2024 году 


 

От чего наём становится дороже и как сократить расходы

На удорожание процесса найма могут повлиять такие факторы: 

  • длительный цикл найма: большое количество собеседований и этапов отбора;
  • долгий поиск специалиста. В особенности, когда это останавливает часть процессов. Упущенную выгоду в данном случае тоже можно добавить в расходы;
  • неудачный наём. Взяли кандидата на работу, но расстались через месяц и примерно вдвое увеличили расходы.

Как сократить расходы на поиск и адаптацию сотрудника? 

Вот некоторые инструменты, который помогут в этом:

    1. Усиление внутреннего рекрутинга. Повышение, переводы сотрудников внутри компании могут снизить затраты на наём. Внутренние кандидаты уже знакомы с культурой и процессами компании, что упростит их адаптацию и сократит время и расходы на обучение. Кроме того, развитие в компании усилит HR-бренд.
    2. Оптимизация процесса адаптации. Здесь важен пребординг, когда кандидат готовится к выходу на работу. Например, можно рассказать будущему сотруднику об истории или ценностях компании заранее. Это сократит время обучения и повысит бренд работодателя. После оформления и ввода в должность встречи для обратной связи помогут сократить время до момента полноценной работы сотрудника. Например, у нас в компании есть вводный курс для маркетологов. Он является миниатюрой первого месяца работы на проекте, который мы уместили в 10 дней. За это время маркетолог узнаёт операционные задачи и отрабатывает их на учебном проекте в сопровождении наставника. После курса сотрудник уверенно чувствует себя в реальной работе. 
    3. Автоматизация найма и адаптации. Чат-боты и платформы для обучения ускорят процессы, а также помогут отслеживать прогресс сотрудников в процессе адаптации. Мы использовали чат-бот. Он хорошо воспринимался новыми сотрудниками, так как сокращал время на обмен информацией и уменьшал количество ошибок. Но возвращаться к нему, чтобы вспомнить или найти какую-то информацию, было неудобно. Поэтому мы создали корпоративный сайт для этой цели.
    4. Бренд работодателя. На бренд работают конкурентоспособные зарплаты и бенефиты, развитая корпоративная культура, возможности профессионального роста, известность основателя и сотрудников компании за ее пределами. 
    5. Поддержка базы контактов. Нетворкинг с потенциальными кандидатами в долгосрочной перспективе сократит время и затраты на наём. Развить сеть контактов помогут участие в отраслевых событиях, сотрудничество с учебными заведениями и активность в социальных сетях.

Мы видим на своем опыте и опыте коллег, что анализ подбора и адаптации нового сотрудника позволяет принимать более взвешенные решения и повышать эффективность бизнеса. Зная реальную стоимость специалиста, можно снизить риски неудачного подбора, улучшить кадровую политику и культуру компании через бережное управление персоналом.

Фото на обложке: Freepik

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Модель управления изменениями ADKAR
  2. 2 Что такое траблшутинг и зачем он нужен бизнесу?
  3. 3 Что такое проектный треугольник и какие задачи бизнеса помогает решать
  4. 4 Увольнение директора ООО: порядок и особенности
  5. 5 В Сочи пройдет конференция-кэмп для C-level в IT South HUB 2024
VK и «Таврида. АРТ»
Представили проекты для поддержки творческих индустрий
Подробнее