Чтобы закрыть вакансию, рекрутеру необходимо пройти несколько этапов: разработать портрет кандидата, распланировать его оценку, найти эффективные каналы поиска и определить бюджет на наём.
В процессе найма есть скрытые расходы, которые не всегда очевидны. Инвестиции, затраченные на поиск, отбор и адаптацию новых талантов могут повлиять на финансовое положение компании. Анастасия Петушкова, HR-директор консалтинговой компании «Точно» рассказала, как правильно оценить экономику найма, чтобы компании не разориться на трудоустройстве сотрудников.
Содержание:
- Что влияет на стоимость найма
- Как посчитать стоимость найма
- От чего наём становится дороже и как сократить расходы
Подобрать расчетный счет в Альфа-Банке — открытие и обслуживание счета бесплатно
Что влияет на стоимость найма
Чтобы понять, как кадровые перестановки влияют на финансовую часть бизнеса, нужно учесть такие аспекты найма:
- Распределение бюджета. Заранее спланируйте финансовые ресурсы на наём сотрудников.
- Оптимизация процесса найма. Оцените эффективность текущего процесса и внесите улучшения для оптимизации затрат.
- Внешний или внутренний наём. Оцените, стоит ли нанимать нового сотрудника извне или обучить и повысить квалификацию уже работающего специалиста.
- Оценка ROI. Сравните стоимость найма с последующей производительностью сотрудника или выручкой. Это поможет оценить ROI в подборе персонала.
- Удержание сотрудников. Рассчитайте, как на наём повлияет изменение условий, системы бонусов и культуры компании.
Как посчитать стоимость найма
Стоимость поиска и найма сотрудника будет варьироваться в зависимости от специализации и уровня вакансии. Зачастую при планировании и оценке затрат учитывают расходы на публикацию, рекламу вакансии, привлечение агентств и холодный поиск. Но есть большая часть скрытых затрат, которые замечают реже.
Что нужно учесть, чтобы подсчитать полную стоимость нового сотрудника:
Прямые расходы:
- публикация вакансии;
- реклама вакансии;
- поиск через кадровые агентства или холодный поиск через доступ к базе.
Выплата сотрудникам:
- выплата при увольнении предыдущего сотрудника;
- компенсация отпуска предыдущего сотрудника;
- заработная плата нового сотрудника на период обучения;
- бонус рекрутеру;
- бонус наставнику.
Рабочее время:
- Специалиста по КДП: увольнение сотрудника, расчет, прием нового сотрудника;
- HR-а: поиск, общение с кандидатами, собеседования;
- Руководителя: интервью, ввод в должность, сопровождение;
- Наставник: занятость на период обучения.
По теме: Конфликт ценностей: поколение Z увольняется из-за климатической повестки
Оценить расходы можно по формулам:
Все расходы на наём / все нанятые сотрудники за определенный период.
Эти расчеты будут полезны для подведения итогов квартала или года и планирования следующего периода.
Например, за квартал на наём 5 сотрудников потратили 500 тыс. рублей. Стоимость одного сотрудника составила 100 тыс. рублей.
Важно: результат по этой формуле усредненный и не показывает детальную стоимость каждого сотрудника.
Сумма всех затрат при подборе на определенную вакансию.
Эти расчеты будут полезны при открытии новой вакансии.
Например, если брать сотрудника с зарплатой в 100 тыс. рублей, то его общая стоимость может быть примерно такой:
- зарплата: 100 тыс.рублей;
- налоги и социальные отчисления: примерно 30% от зарплаты, то есть 30 тыс.рублей;
- затраты на наём: в зависимости от сложности вакансии и стоимости услуг рекрутера, это может быть порядка 20 тыс. - 50 тыс. рублей;
- затраты на обучение и адаптацию. Они могут варьироваться в зависимости от специфики вакансии. Допустим, это будет ещё 50 тыс. рублей;
- бенефиты: зависят от политики компании, например, 10 тыс. рублей;
- рабочее время специалистов, участвующих в найме, составит порядка 15 тыс.рублей.
Таким образом, общая стоимость сотрудника, исходя из этих примерных расчётов, составит не менее 240 тыс. рублей. Эта сумма может быть выше у топ-специалиста и ниже, если у сотрудника меньше опыта. В среднем, по нашим расчётам, она составляет 2,5 заработных платы сотрудника.
По теме: Тренд-гайд: как собрать бренд идеального работодателя в 2024 году
От чего наём становится дороже и как сократить расходы
На удорожание процесса найма могут повлиять такие факторы:
- длительный цикл найма: большое количество собеседований и этапов отбора;
- долгий поиск специалиста. В особенности, когда это останавливает часть процессов. Упущенную выгоду в данном случае тоже можно добавить в расходы;
- неудачный наём. Взяли кандидата на работу, но расстались через месяц и примерно вдвое увеличили расходы.
Как сократить расходы на поиск и адаптацию сотрудника?
Вот некоторые инструменты, который помогут в этом:
- Усиление внутреннего рекрутинга. Повышение, переводы сотрудников внутри компании могут снизить затраты на наём. Внутренние кандидаты уже знакомы с культурой и процессами компании, что упростит их адаптацию и сократит время и расходы на обучение. Кроме того, развитие в компании усилит HR-бренд.
- Оптимизация процесса адаптации. Здесь важен пребординг, когда кандидат готовится к выходу на работу. Например, можно рассказать будущему сотруднику об истории или ценностях компании заранее. Это сократит время обучения и повысит бренд работодателя. После оформления и ввода в должность встречи для обратной связи помогут сократить время до момента полноценной работы сотрудника. Например, у нас в компании есть вводный курс для маркетологов. Он является миниатюрой первого месяца работы на проекте, который мы уместили в 10 дней. За это время маркетолог узнаёт операционные задачи и отрабатывает их на учебном проекте в сопровождении наставника. После курса сотрудник уверенно чувствует себя в реальной работе.
- Автоматизация найма и адаптации. Чат-боты и платформы для обучения ускорят процессы, а также помогут отслеживать прогресс сотрудников в процессе адаптации. Мы использовали чат-бот. Он хорошо воспринимался новыми сотрудниками, так как сокращал время на обмен информацией и уменьшал количество ошибок. Но возвращаться к нему, чтобы вспомнить или найти какую-то информацию, было неудобно. Поэтому мы создали корпоративный сайт для этой цели.
- Бренд работодателя. На бренд работают конкурентоспособные зарплаты и бенефиты, развитая корпоративная культура, возможности профессионального роста, известность основателя и сотрудников компании за ее пределами.
- Поддержка базы контактов. Нетворкинг с потенциальными кандидатами в долгосрочной перспективе сократит время и затраты на наём. Развить сеть контактов помогут участие в отраслевых событиях, сотрудничество с учебными заведениями и активность в социальных сетях.
Мы видим на своем опыте и опыте коллег, что анализ подбора и адаптации нового сотрудника позволяет принимать более взвешенные решения и повышать эффективность бизнеса. Зная реальную стоимость специалиста, можно снизить риски неудачного подбора, улучшить кадровую политику и культуру компании через бережное управление персоналом.
Фото на обложке:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как управлять командой»
- 1 «Газпром» почти вдвое сократит штат центрального аппарата
- 2 Как ставить дедлайны: пошаговое руководство к продуктивности
- 3 Корпоративный ДМС при трудоустройстве — в чем плюсы для сотрудников?
- 4 HRM: что это такое и зачем это нужно? Определение, цели и задачи HRM, роль в успехе организации
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025