Как в 21 год я уволила всех сотрудников

Елена Чазова
Елена Чазова

Основатель и бренд-шеф кулинарного сервиса Ужин Дома

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Елена Чазова, бренд-шеф и основатель кулинарного сервиса «Ужин Дома», рассказала Rusbase историю своего бизнеса. Теперь мы знаем, что на определенном этапе ей пришлось проститься со всеми своими сотрудниками.

Зачем, почему и как увольнять людей, которые тебе больше друзья, чем коллеги, – читайте в этом материале.

У меня не было мечты открыть свой бизнес. Я просто долго искала работу по душе

Я искала работу, где могла бы применить все свои способности. В итоге мы с мужем создали кулинарный сервис по доставке продуктов с рецептами. Предпринимательство оказалось для меня сферой бесконечного творчества и образом жизни, который я с удовольствием приняла.

Елена Чазова

Сначала мы с мужем были единственными сотрудниками. Когда пришло время передать задачи другим, я уже знала подводные камни и слабые места на каждой позиции. Самостоятельно составляла для сотрудников планы задач, инструкции, графики, проводила обучение. Мы работали рука об руку.

Между мной и моими сотрудниками не было большой дистанции. Как и сейчас. Но все равно соблюдается некая субординация. Я уверена, что это необходимо.

Даже если в компании все ровесники, у всех общие интересы и, возможно, равный доход. Наличие или отсутствие субординации сыграет свою роль в ситуации, когда с сотрудником нужно расстаться. Я убедилась в этом на собственном опыте.


Как это: в 21 уволить всех

С ростом компании мы с мужем разграничили круг задач, у нас появились отделы. Мы разделили ответственность за сотрудников и их задачи.

Первые увольнения мы проводили вместе, это было трудно. Увольнение — это когда есть определенные причины, чтобы расстаться с сотрудником. И он, возможно, сам их не признает.

Таких увольнений, к счастью, было немного. Расставание на этапе стажировки я не считаю увольнением, они безболезненны.

Предпринимательство и менеджмент – очень разные сферы деятельности. Я приложила все усилия, чтобы свести к минимуму управленческие задачи и остаться предпринимателем, а в «Ужин Дома» – креативным директором. Мне это удалось. Сейчас под моим руководством находится только отдел маркетинга из 5 человек. Остальными отделами успешно руководят сотрудники, через которых я получаю и передаю всю информацию.

Я не могу рассказывать о конкретных людях, уволенных из компании. Это конфиденциально. Но я могу описать причины, по которым мы увольняли людей.

  1. Сотрудник не справлялся со своими обязанностями, для него нет карьерного роста. Мы хотим, чтобы человек рос вместе с нами, но у него не получается. В таких случаях человеку необходимо искать новую работу, где его способности смогут оценить по достоинству.
  2. Сотрудник получает премию меньше 50% два месяца подряд. Это показатель того, что человек не справляется. И мы вынуждены с ним попрощаться. Мы заинтересованы в том, чтобы сотрудники в нашей компании зарабатывали максимальную ставку, которая обозначена. Чтобы они росли, развивались и приносили результат компании.
  3. Не вписался в коллектив. Есть отделы, в которых очень важна работа в команде. Когда сотрудник не принимает ценности компании, нам не по пути. А ценности простые. Уважать клиента, быть вежливым и добрым к коллегам, бережливым к работе и помещению. Эти ценности мы прививаем. Для нас важно, чтобы сотруднику было комфортно, чтобы ему нравилась работа.
  4. И самое душещипательное — мы увольняли за воровство. Причем увольняли не раз. И если в первый раз это было болезненно, то во второй и третий раз ты начинаешь иначе смотреть на мир. Принимаешь, что такой факт случился, и принимаешь решение об увольнении. И больше не делаешь никаких выводов о личности человека и его профессионализме.

Я отчетливо помню тот день, когда приняла решение уволить своих первых сотрудников. Причем всех. На то была веская причина. Казалось, мир уходит из-под ног. Ты начинаешь подозревать всех.

Сомневаться и винить себя, если речь о мелком предательстве. Злиться и опускать руки, если дело в халтуре и глупости сотрудников. Уходить в себя или громко ругаться. Каждый переживает по-разному. Но главное — переживает. Вот и я пережила.

Удивляюсь, как мне в 21 год хватило мудрости взять на себя ответственность и даже вину за ситуацию. Успокоившись, я поняла, что причина в плохом руководстве. То есть в нас.


Ошибка, из-за которой пришлось уволить всех

Изначально мы не поставили себя на позицию руководителей в глазах сотрудников. Мы просто работали рука об руку, казалось, искренне дружили. Но там, где замешана зарплата, не всегда бывает дружба. Так и оказалось.

Наши задачи менялись, коллектив расширялся. Но ядро панибратства, посеянное вначале, разрушало все системы.

Когда мы обнаружили эту проблему, то поняли, что уже не в силах что-то изменить с настоящим коллективом. Для переговоров, увы, не было опыта.

Перед нами был трудный выбор — уволить всех и вернуться к тому, с чего начинали, то есть остаться вдвоем. Это было очень рискованно, когда количество заказов активно росло. Или закрыть глаза и продолжить работу, тихонько подыскивая новый состав.

Первое, что хотелось сделать — это выпить чего покрепче. Хотя у меня такой привычки нет.

Потом сказать много лишнего. Или замять и выгнать всех без объяснения. Или расстаться по-дружески, простив и отпустив. Не рубите сгоряча. Многие ошибаются на том, что возлагают слишком много надежд на первых сотрудников. И увольнять их особенно тяжело.


Как уволить сотрудника без лишнего стресса?

1. Примите тот факт, что будет больно.

Если вы были в дружеских отношениях, кому-то из вас точно будет грустно. Независимо от масштабов вины или ошибки. Сотрудник может гордо принять ваше решение, не подав и вида. Но это все равно станет для него ударом. Быть изгнанным неприятно. Даже согласившись, что так будет лучше для всех. Примите это как факт и подготовьтесь морально к любой реакции сотрудника.

2. Обдумайте свое решение.

С этой мыслью нужно переспать. А лучше прожить неделю. За это время вы избавитесь от лишних эмоций. Подготовите план беседы. Соберете факты для обоснования увольнения. Проверите документы и обезопасите себя и компанию.

3. Не нагнетайте.

Худшее, что вы можете сделать — это оказывать давление на сотрудника до дня увольнения. Ловить его на ошибках и опозданиях. Орать — еще раз не сделаешь, уволю! Поймите простую вещь: неэффективность или предательство сотрудника — частично и ваша вина. Сохраняйте достоинство.

4. Обезопасьте себя.

Проверьте все документы, по которым вы и ваш сотрудник ничего не будете должны друг другу с юридической стороны. Защитите конфиденциальную информацию согласием о неразглашении. Даже близкие люди могут рассказывать лишнее, не зная границ конфиденциальности.

5. Отделите личное от бизнеса.

Будьте объективны. Ваши отношения вне работы не должны иметь отношения к увольнению. Вы увольняете сотрудника по рабочим причинам. Вы не делаете скидку на то, что человек-то он хороший или помог вам с переездом. Не сожалеете, если у него кредиты или трудности в семье. Есть проблема в работе, которую он не смог решить. Все остальное вне договора о найме.

6. Подготовьте план отступления.

Если вы ошиблись в своих доводах и сотрудник настаивает на работе в компании, подготовьте для него заранее условия, при которых он может сохранить место. Эти условия должны помочь вам убедиться в компетенции сотрудника, восстановить доверие и мотивировать сотрудника работать лучше.

7. Ведите переговоры только наедине.

Не допускайте публичных сцен при остальных членах команды. Не пытайтесь никого проучить. Потеря работы — это уже урок для того, кто готов учиться на ошибках. 

8. Увольняйте сотрудника в конце рабочей смены.

После оглашения вердикта он должен быть свободен. Представьте, как бы вы продолжали рабочий день с этой новостью? Если сотруднику необходимо доработать несколько недель, огласите ему свое решение в пятницу, перед выходными. За несколько дней он сможет примириться с мыслями, обновить резюме и вернуться к незавершенным делам в компании без лишних эмоций.

9. Подготовьте замену сотруднику.

Или соберите все данные, которые необходимы, чтобы продолжать его работу. Пароли, документы, контакты — все, что было в его распоряжении. После расставания будет проблематично звонить сотруднику, чтобы спросить, где лежит нужный счет. Попросите сотрудника подготовить отчет за последний месяц работы со всеми необходимыми данными.

10. Убедитесь в том, что у бывшего коллеги все хорошо.

Через неделю после расставания свяжитесь с сотрудником сами или через коллег. Узнайте, все ли в порядке. Дайте рекомендации для нового работодателя, если это возможно. И останьтесь друзьями. Мир тесен, жизнь длинная, а людям свойственно меняться.

Меня саму увольняли только один раз. Это было на этапе стажировки. Увольнение было мягким и понятным. Наверное, это тоже сыграло свою роль. Меня никогда не обижали в работе, и я стараюсь не обижать других.

Ребята, которые увольнялись из нашей компании, продолжают поддерживать отношения с коллективом. 

Если вы хотите поделиться опытом работы в крупной компании или маленьком стартапе, рассказать о перипетиях своей карьеры и раскрыть секреты профессии, пишите на careerist@rb.ru. Лучшие рассказы опубликуем на Rusbase.


Материалы по теме:

Хочу туда: как искать работу за рубежом

«Сейчас так собеседования уже не проводят»: стажеры Mail.Ru рассказали, как попали в компанию

Как я наняла на работу 105 IT-шников в городе, где мало кто знает про IT

10 «ништяков», которые повышают продуктивность работы в офисе

Мы уволили всех руководителей «на зарплате» — и дела пошли в гору


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • evinofedozspamavertcom
    evinofedozspamavertcom 04:32, 18.10.2017
    -2
    • Игорь Фрадков Игорь Фрадков
    • Гонзо Секрет Гонзо Секрет
    Хорошая статья
  • Павел Носиков
    Павел Носиков 13:35, 18.10.2017
    1
    • Игорь Фрадков Игорь Фрадков
    Елена так поднаторела в недоговаривании и неназывании вещей своими именами, что повод к увольнению всех так и остался неназванным. Пресловутое воровство? Ну так громкий подзаголовок "Ошибка, из-за которой пришлось уволить всех" был уже после того, как в тексте появилось "воровство". Люди воровали, руководители выросли и больше не допускают воровства - но при этом "Ребята, которые увольнялись из нашей компании, продолжают поддерживать отношения с коллективом". Ну и добило "Дайте рекомендации для нового работодателя, если это возможно. И останьтесь друзьями." после "мы увольняли за воровство. Причем увольняли не раз." Эй, вы там в своем уме? В по-американскому слащавой лживости автор предлагает подрывать сам принцип рекомендаций, потому что если рекомендуют воров - то какой смысл вообще интересоваться рекомендациями? Интересно, а для своих целей рекомендующая воров Елена пользуется рекомендациями других людей? Ну и дальше - ну ладно, ну не готовы вы открыто портить отношения с теми, кто вас обворовал, ок. Но друзьями-то оставаться зачем? Или друзья в понятии Елены - это не те, кому можно доверять? Ждём через несколько лет новую колонку с подзаголовком "Ошибка, из-за которой пришлось расстаться со старыми друзьями" с тем же тэгом "Истории успеха"?
  • Гонзо Секрет
    Гонзо Секрет 19:26, 28.10.2017
    1
    • Игорь Фрадков Игорь Фрадков
    Полное незнание управления и психологии с бравадой и самовосхвалением. Я всех уволила, а мне только 21 год, какая же я мудрая... ппц Сочувствую всем уволенным сотрудникам.
  • Ioki Ivanov
    Ioki Ivanov 13:00, 14.11.2017
    1
    • Игорь Фрадков Игорь Фрадков
    Я всех уволила в 21 год. Я самая умна пи**а!!! а вы все лохи))) Да всем похер на твой бизнес. Уволь себя за эту статью ( это лучший совет)))))
  • Игорь Фрадков
    Игорь Фрадков 17:35, 28.05.2018
    0
    типа я такая крутая и умная, взяла и уволила всех, когда мне был 21 год. что тут скажешь? самовлюбленная и абсолютно тупая овца. 1. массовое увольнение сотрудников возможно только в одном единственном случае, в результате абсолютной бездарности дебильнейшего руководителя, угробившего бизнес, что привело к массовым сокращениям или же вовсе к ликвидации фирмы. во всех остальных случаях это следствие личных амбиций рукой водителя (именно так ибо руководитель подобного не допустит никогда под страхом смерти). такой недоначальник в принципе не сумел ни построить нормальную структуру управления ни добиться нормальных отношений в коллективе, причем и межличностных и отношений подчиненности, завалив баланз за критическую отметку и неважно в какую сторону, будь то тотальное панибратство, при котором каждый сам себе авторитет или же окажись это голимая казарма, где все ходят строем, одеты единообразно (безо всякой на то необходимости), строго соблюдают внутренний распорядок, начиная от времени и заканчивая возведенной в маразм субординацией. 21 летняя в принципе не способна кем бы то ни было руководить ибо нет ни ума ни знаний ни опыта, не откуда им взяться. а все остальное уже самооправдательное вранье и про воровство и про прочее. причиной всему была и есть феерическая тупость и не менее феерические понты и амбиции г-жи Чазовой.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Стартап-Марафон в Челябинске
21 сентября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase