Колонки

Как в 21 год я уволила всех сотрудников

Колонки
Елена Чазова
Елена Чазова

Основатель и бренд-шеф кулинарного сервиса Ужин Дома

Виктория Кравченко

Елена Чазова, бренд-шеф и основатель кулинарного сервиса «Ужин Дома», рассказала Rusbase историю своего бизнеса. Теперь мы знаем, что на определенном этапе ей пришлось проститься со всеми своими сотрудниками.

Зачем, почему и как увольнять людей, которые тебе больше друзья, чем коллеги, – читайте в этом материале.

Как в 21 год я уволила всех сотрудников

У меня не было мечты открыть свой бизнес. Я просто долго искала работу по душе

Я искала работу, где могла бы применить все свои способности. В итоге мы с мужем создали кулинарный сервис по доставке продуктов с рецептами. Предпринимательство оказалось для меня сферой бесконечного творчества и образом жизни, который я с удовольствием приняла.

Елена Чазова

Сначала мы с мужем были единственными сотрудниками. Когда пришло время передать задачи другим, я уже знала подводные камни и слабые места на каждой позиции. Самостоятельно составляла для сотрудников планы задач, инструкции, графики, проводила обучение. Мы работали рука об руку.

Между мной и моими сотрудниками не было большой дистанции. Как и сейчас. Но все равно соблюдается некая субординация. Я уверена, что это необходимо.

Даже если в компании все ровесники, у всех общие интересы и, возможно, равный доход. Наличие или отсутствие субординации сыграет свою роль в ситуации, когда с сотрудником нужно расстаться. Я убедилась в этом на собственном опыте.


Как это: в 21 уволить всех

С ростом компании мы с мужем разграничили круг задач, у нас появились отделы. Мы разделили ответственность за сотрудников и их задачи.

Первые увольнения мы проводили вместе, это было трудно. Увольнение — это когда есть определенные причины, чтобы расстаться с сотрудником. И он, возможно, сам их не признает.

Таких увольнений, к счастью, было немного. Расставание на этапе стажировки я не считаю увольнением, они безболезненны.

Предпринимательство и менеджмент – очень разные сферы деятельности. Я приложила все усилия, чтобы свести к минимуму управленческие задачи и остаться предпринимателем, а в «Ужин Дома» – креативным директором. Мне это удалось. Сейчас под моим руководством находится только отдел маркетинга из 5 человек. Остальными отделами успешно руководят сотрудники, через которых я получаю и передаю всю информацию.

Я не могу рассказывать о конкретных людях, уволенных из компании. Это конфиденциально. Но я могу описать причины, по которым мы увольняли людей.

  1. Сотрудник не справлялся со своими обязанностями, для него нет карьерного роста. Мы хотим, чтобы человек рос вместе с нами, но у него не получается. В таких случаях человеку необходимо искать новую работу, где его способности смогут оценить по достоинству.
  2. Сотрудник получает премию меньше 50% два месяца подряд. Это показатель того, что человек не справляется. И мы вынуждены с ним попрощаться. Мы заинтересованы в том, чтобы сотрудники в нашей компании зарабатывали максимальную ставку, которая обозначена. Чтобы они росли, развивались и приносили результат компании.
  3. Не вписался в коллектив. Есть отделы, в которых очень важна работа в команде. Когда сотрудник не принимает ценности компании, нам не по пути. А ценности простые. Уважать клиента, быть вежливым и добрым к коллегам, бережливым к работе и помещению. Эти ценности мы прививаем. Для нас важно, чтобы сотруднику было комфортно, чтобы ему нравилась работа.
  4. И самое душещипательное — мы увольняли за воровство. Причем увольняли не раз. И если в первый раз это было болезненно, то во второй и третий раз ты начинаешь иначе смотреть на мир. Принимаешь, что такой факт случился, и принимаешь решение об увольнении. И больше не делаешь никаких выводов о личности человека и его профессионализме.

Я отчетливо помню тот день, когда приняла решение уволить своих первых сотрудников. Причем всех. На то была веская причина. Казалось, мир уходит из-под ног. Ты начинаешь подозревать всех.

Сомневаться и винить себя, если речь о мелком предательстве. Злиться и опускать руки, если дело в халтуре и глупости сотрудников. Уходить в себя или громко ругаться. Каждый переживает по-разному. Но главное — переживает. Вот и я пережила.

Удивляюсь, как мне в 21 год хватило мудрости взять на себя ответственность и даже вину за ситуацию. Успокоившись, я поняла, что причина в плохом руководстве. То есть в нас.


Ошибка, из-за которой пришлось уволить всех

Изначально мы не поставили себя на позицию руководителей в глазах сотрудников. Мы просто работали рука об руку, казалось, искренне дружили. Но там, где замешана зарплата, не всегда бывает дружба. Так и оказалось.

Наши задачи менялись, коллектив расширялся. Но ядро панибратства, посеянное вначале, разрушало все системы.

Когда мы обнаружили эту проблему, то поняли, что уже не в силах что-то изменить с настоящим коллективом. Для переговоров, увы, не было опыта.

Перед нами был трудный выбор — уволить всех и вернуться к тому, с чего начинали, то есть остаться вдвоем. Это было очень рискованно, когда количество заказов активно росло. Или закрыть глаза и продолжить работу, тихонько подыскивая новый состав.

Первое, что хотелось сделать — это выпить чего покрепче. Хотя у меня такой привычки нет.

Потом сказать много лишнего. Или замять и выгнать всех без объяснения. Или расстаться по-дружески, простив и отпустив. Не рубите сгоряча. Многие ошибаются на том, что возлагают слишком много надежд на первых сотрудников. И увольнять их особенно тяжело.


Как уволить сотрудника без лишнего стресса?

1. Примите тот факт, что будет больно.

Если вы были в дружеских отношениях, кому-то из вас точно будет грустно. Независимо от масштабов вины или ошибки. Сотрудник может гордо принять ваше решение, не подав и вида. Но это все равно станет для него ударом. Быть изгнанным неприятно. Даже согласившись, что так будет лучше для всех. Примите это как факт и подготовьтесь морально к любой реакции сотрудника.

2. Обдумайте свое решение.

С этой мыслью нужно переспать. А лучше прожить неделю. За это время вы избавитесь от лишних эмоций. Подготовите план беседы. Соберете факты для обоснования увольнения. Проверите документы и обезопасите себя и компанию.

3. Не нагнетайте.

Худшее, что вы можете сделать — это оказывать давление на сотрудника до дня увольнения. Ловить его на ошибках и опозданиях. Орать — еще раз не сделаешь, уволю! Поймите простую вещь: неэффективность или предательство сотрудника — частично и ваша вина. Сохраняйте достоинство.

4. Обезопасьте себя.

Проверьте все документы, по которым вы и ваш сотрудник ничего не будете должны друг другу с юридической стороны. Защитите конфиденциальную информацию согласием о неразглашении. Даже близкие люди могут рассказывать лишнее, не зная границ конфиденциальности.

5. Отделите личное от бизнеса.

Будьте объективны. Ваши отношения вне работы не должны иметь отношения к увольнению. Вы увольняете сотрудника по рабочим причинам. Вы не делаете скидку на то, что человек-то он хороший или помог вам с переездом. Не сожалеете, если у него кредиты или трудности в семье. Есть проблема в работе, которую он не смог решить. Все остальное вне договора о найме.

6. Подготовьте план отступления.

Если вы ошиблись в своих доводах и сотрудник настаивает на работе в компании, подготовьте для него заранее условия, при которых он может сохранить место. Эти условия должны помочь вам убедиться в компетенции сотрудника, восстановить доверие и мотивировать сотрудника работать лучше.

7. Ведите переговоры только наедине.

Не допускайте публичных сцен при остальных членах команды. Не пытайтесь никого проучить. Потеря работы — это уже урок для того, кто готов учиться на ошибках. 

8. Увольняйте сотрудника в конце рабочей смены.

После оглашения вердикта он должен быть свободен. Представьте, как бы вы продолжали рабочий день с этой новостью? Если сотруднику необходимо доработать несколько недель, огласите ему свое решение в пятницу, перед выходными. За несколько дней он сможет примириться с мыслями, обновить резюме и вернуться к незавершенным делам в компании без лишних эмоций.

9. Подготовьте замену сотруднику.

Или соберите все данные, которые необходимы, чтобы продолжать его работу. Пароли, документы, контакты — все, что было в его распоряжении. После расставания будет проблематично звонить сотруднику, чтобы спросить, где лежит нужный счет. Попросите сотрудника подготовить отчет за последний месяц работы со всеми необходимыми данными.

10. Убедитесь в том, что у бывшего коллеги все хорошо.

Через неделю после расставания свяжитесь с сотрудником сами или через коллег. Узнайте, все ли в порядке. Дайте рекомендации для нового работодателя, если это возможно. И останьтесь друзьями. Мир тесен, жизнь длинная, а людям свойственно меняться.

Меня саму увольняли только один раз. Это было на этапе стажировки. Увольнение было мягким и понятным. Наверное, это тоже сыграло свою роль. Меня никогда не обижали в работе, и я стараюсь не обижать других.

Ребята, которые увольнялись из нашей компании, продолжают поддерживать отношения с коллективом. 

Начни карьеру HR-менеджера с нуля – сравнивай лучшие программы обучения и читай отзывы в каталоге курсов управления персоналом.


Материалы по теме:

Хочу туда: как искать работу за рубежом

«Сейчас так собеседования уже не проводят»: стажеры Mail.Ru рассказали, как попали в компанию

Как я наняла на работу 105 IT-шников в городе, где мало кто знает про IT

10 «ништяков», которые повышают продуктивность работы в офисе

Мы уволили всех руководителей «на зарплате» — и дела пошли в гору

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  2. 2 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
  3. 3 «Инвестиции — это игра чисел». Интервью с основателем Improvado
  4. 4 Компании, которые успешно масштабировались, не покидая Россию
  5. 5 5 компаний, которым кризис пошел на пользу: что стоит почерпнуть из их опыта?