Бывший пресс-секретарь Mail.Ru, а ныне — руководитель венчурного фонда Grishin Robotics, Валерия Комиссарова рассказала Rusbase, как смогла получить управленческую должность, не оканчивая школу, как ушла из пиара в венчурный бизнес и как стала местной в Кремниевой долине.
Бросить школу — одно из лучших решений в жизни
Я рано начала работать, потому что жила в довольно бедной семье. В восьмом классе бросила школу. Приняла это решение, когда у меня уже было предложение о работе от РБК (CNews, РБК Daily) — с 14 лет я писала тексты о технологиях для IT-изданий: «Хакер», Linux Format, «Компьютерра» и других. Первая опубликованная статья была про систему режима реального времени QNX в журнале «Хакер». Я не помню точную сумму первой зарплаты, но таких денег моя семья давно не видела. Мать поддержала меня, и я ушла из школы. Думаю, это было одно из лучших решений в моей жизни.
Валерия Комиссарова. Фото: Московская школа PR
Да, я стала работать, но при этом не перестала учиться — это было исключительно онлайн-образование. У меня есть степень бакалавра по международному менеджменту в London South Bank University (Англия) и International Business Academy (Дания). Также я прошла магистерский курс по PR в лондонском Chartered Institute of Public Relations. Довольно рано я сама выучила английский язык.
«Языковое погружение — самый действенный метод. У меня не было возможности учиться за границей, поэтому я искусственно создавала себе среду»
С момента пробуждения и до того, как лечь спать, я слушала радио, читала профессиональную и классическую литературу, смотрела фильмы только на английском языке. Везде, где не нужно было использовать русский, я использовала английский. Сначала ты понимаешь 10%, потом 15%, потом 30% и в итоге доходишь до 100%.
Работа в Mail.Ru как работа в стартапе
Реальный опыт важнее университетской корочки. Я начала работать в газете «РБК daily», а спустя несколько месяцев со мной связалась Анна Артамонова, тогда директор по маркетингу и PR Mail.Ru Group (сегодня — вице-президент, руководитель бизнес-подразделения «Почта и портал» — прим. ред.) — она искала нового пресс-секретаря и предложила мне пройти собеседование. Я прошла несколько этапов, выполнила тестовое задание.
«В 18 лет получила должность пресс-секретаря в Mail.Ru Group, где проработала четыре года»
Это была работа в стартапе. Я так говорю, потому что долгосрочно успешные большие компании стремятся сохранить дух стартапа: нужно быстро двигаться и всегда быть голодными. Иначе в зоне комфорта очень легко можно потерять конкурентные позиции. Mail.Ru Group — одна из таких компаний.
Фото: Mail.Ru
Я работала в Mail.Ru с момента, когда в ней было несколько сотен сотрудников, до выхода на IPO и роста до 3000 человек. Были дни, когда я приходила на работу в 10 утра, а уходила в 11 утра следующего дня. Это были очень интересные четыре года с точки зрения развития и роста: количество новых проектов, которые мы запустили, количество других компаний, которые мы купили, выход на IPO. В 2012 году, когда я готова была уходить, это уже был совсем другой бизнес.
Агрессивные работодатели и переход в Grishin Robotics
Меня никогда не привлекала работа в больших компаниях. Интереснее создавать что-то с нуля. У меня было немало предложений от других работодателей. Как-то со мной связался HR-директор одного очень известного в Москве бизнесмена и пригласила на интервью. Я согласилась, потому что было очень любопытно познакомиться с ним. Имени называть не буду — слишком живы воспоминания.
«Молодую девушку, которая шла и рассказывала 40-летним мужчинам про инновации в мире технологий, бурными аплодисментами никогда не встречали»
Нередко я вызывала у них агрессию. Собеседование с московским предпринимателем не стало исключением. Во-первых, меня смутили его вопросы относительно моего возраста и личной жизни. В Америке, между прочим, такие вопросы непозволительны. Во-вторых, на мое тестовое задание он прислал крайне агрессивное письмо, смысл которого сводился к тому, что я слишком молода. HR-директор потом звонила, извинялась: «Мы его уговорим, только приходите».
Фото: Unsplash
В 2012 году Дмитрий Гришин (сооснователь Mail.Ru Group — прим. ред.) выделил $25 млн личных средств и запустил Grishin Robotics. Он изучал робототехнику в Бауманке и всегда следил за прогрессом в этой области. Фонд сразу планировали сделать международным, поэтому площадкой для старта сначала выбрали Нью-Йорк, а потом переместились в Кремниевую долину — технологический центр мира. Развитие фонда Дмитрий Гришин доверил мне.
Моя первая должность в Grishin Robotics — директор по развитию. Было бы глупо отказаться от такой возможности — находиться в начале процесса, у которого есть шанс стать следующей технологической волной — такое не часто встречается.
Как стать местной на иностранном рынке
Я стала первым и на тот момент единственным сотрудником фонда. Моя основная функция — анализировать рынки, находить интересные компании и потенциальные объекты инвестиций на этих рынках. Финальные решения принимает Дмитрий Гришин. Первое время я работала из России. В долину приезжала несколько раз в год и жила там по 3-4 месяца. Так я проработала несколько лет. Фонд был небольшой. Рынок только начинал развиваться.
«Это был интересный опыт для меня — как, не находясь 24/7 на рынке, создавать правильные впечатления о том, что ты местный, что разбираешься в этом бизнесе»
Для этого нужно перестать спать и быть готовой к Skype-звонкам (желательно видео) в удобное американским коллегам время. Выступать на ключевых отраслевых конференциях несколько раз в год. Сутками читать местные СМИ и соцсети, чтобы быть в курсе происходящего. И готовиться к коротким поездкам, как к полету в космос – по 10-15 встреч в день с лидерами мнений, которые распространят информацию по остальному рынку.
Фото: Unsplash
В апреле 2016 года был анонсирован второй фонд Grishin Robotics с капиталом уже $100 млн. После я стала Principal (руководитель фонда — прим. ред.) и переехала в Америку на фултайм. Сейчас в фонде работает уже четыре сотрудника, включая меня и Дмитрия Гришина. Среди портфелей Grishin Robotics есть любимчики Ричарда Брэнсона — стартап Ring, который делает умные домофоны и камеры. Брэнсон тоже инвестировал в этот стартап.
Как прокачаться в незнакомой области? Работа 24 часа в сутки, блоги, книги и нетворкинг
О робототехнике я не знала ничего, о венчурном бизнесе у меня были только базовые представления. Недостающие знания помогла восполнить работа 24 часа в сутки. Огромное количество информации есть в общем доступе: видео, книги, научные исследования. Но какие-то специфические секреты бизнеса я раскрыла благодаря нетворкингу.
Очень помогли книги Брэда Фелда — одного из партнеров и основателей Foundry Group, который написал много книг о структурировании венчурных сделок, о процессе переговоров между венчурными фирмами и стартапами. Много лет он ведет популярный блог.
Читайте по теме: 20 источников бизнес-новостей, на которые стоит подписаться
Вообще нужно следить за венчурными инвесторами — большинство из них ведет свои блоги, из которых можно почерпнуть полезную информацию. Например, Фред Уилсон из Union Square Ventures или Бен Хоровиц из Andreessen Horowitz.
Отдельной задачей стало для меня разобраться, что такое робототехника, как она устроена, как это работает в разных странах. А потом все эти знания соединить в общую конструкцию. Я просто шла в крупнейшие университеты Америки — MIT, Карнеги-Меллон и Стэнфорд — и искала ответы на свои вопросы там. Я проводила огромное количество времени на всех их факультетах и в лабораториях, которые имели хоть какое-то отношение к робототехнике.
«Многие университеты и профессора заинтересованы в том, чтобы вывести свои технологии из лаборатории на свет — коммерциализировать»
Раньше робототехника считалась исключительно военной инновацией. Сейчас им нужен свой бизнес-гид. В общем, наше сотрудничество было взаимовыгодным.
Без нетворкинга не прожить. Но это не то же самое, что быть душой компании или быть готовым выступить с комедийным стендапом на тему венчурного капитала и предпринимательства с 30-секундной подготовкой. Я всю жизнь была крайне стеснительным человеком и во многом такой и осталась. Интровертам советую прочитать книгу Quiet Сьюзан Кейн и не напрягаться.
Типичный день в Кремниевой долине
Мы [Grishin Robotics]— сами стартап в области венчурных фирм. У нас есть небольшой офис в Кремниевой долине. Но я редко в нем бываю. В основном, мой рабочий день занимают внешние встречи: знакомства со стартапами, тестирование их продуктов. После возвращаюсь с каким-то инвестиционным кейсом к остальным членам команды.
Фото: Unsplash
Мой день начинается 6-7 утра и длится до 10-11 вечера. В условиях работы под большим стрессом вырабатывается большое количество адреналина. Это помогает мне оставаться продуктивной весь день. Я нахожусь в мировой технологической столице. Здесь на одном квадратном сантиметре сконцентрировано невероятное количество умных людей. Я много энергии трачу на работе, но восполняю этот баланс благодаря постоянному общению с ними. Оставшиеся часы провожу в офисе — исследую новые рынки.
По контракту я не могу разглашать информацию о своем заработке, но скажу так: Кремниевая долина — одно из самых дорогих мест в мире. Ты должен много зарабатывать, чтобы жить здесь комфортно.
Переезд и американский быт
Мой работодатель спонсировал визу О-1 (тип визы, который позволяет талантливым людям с выдающимися способностями в искусстве, науке, спорте и бизнесе, жить и работать в США — прим. ред.). Она дает мне право снять дом, сделать медицинскую страховку, получать зарплату, открыть счет в банке — в общем, во многом жить, как любой другой гражданин США, хотя эта виза дает меньше гибкости, чем грин-карта (нельзя работать на многие госкомпании, нельзя голосовать — впрочем, это вообще можно делать только гражданам).
Фото: Валерия Комиссарова
При переезде проблем не было. Возможно, потому, что у меня больше американский менталитет, чем русский. Когда остальные девочки-тинейджеры учились пользоваться косметикой и меняли мальчиков, я взахлеб читала американскую бизнес-литературу. Но первое время было непросто привыкнуть к новым бытовым условиям: сложная конструкция кредитной истории, которой не существует в России; по-другому устроенная система страхования; банки работают иначе.
Фото: Валерия Комиссарова
Американская система налогообложения — одна из самых сложных в мире. На конечный процент влияет все: штат, в котором ты живешь, замужем/женат ли ты, есть ли дети и тому подобное.
«Кремниевая долина — одно из самых дорогих мест в мире. Ты должен много зарабатывать, чтобы жить здесь комфортно»
Любой человек, который в ответ на вопрос «какая часть вашей зарплаты уходит на налоги?» даст вам конкретную цифру, либо врет, либо не имеет ни малейшего представления, о чем говорит.
Материалы по теме:
Карьеристы: Как я 3 года работал программистом в «СберТехе»
Бывший пиарщик Maxfield Capital рассказал о своей карьере и переезде в Германию
Жизнь «на пике технологий», дорога через болото: рассказ маркетолога, который переехал в Сколково
Карьеристы: как выпускница «Вышки» попала на стажировку в IBM
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как преуспеть на Ozon»
- 1 Наташа, ты куда: как удержать операционного директора
- 2 Как проходит рабочий день инженера данных в крупной технологической компании
- 3 «Некоторые собирали марки, а мы — офферы от компаний»: программист из Молдавии о работе и жизни в США и Англии
- 4 Работа и жизнь в Италии: «На собеседовании смотрят не только на технические навыки»