Сергей Кулешов, эксперт сервиса «Битрикс24», рассказывает, зачем малому и среднему бизнесу нужна CRM, какие преимущества она дает и на что обратить внимание при ее внедрении.
Зачем нужна CRM
Вы решили продавать цветы и создали интернет-магазин. Блокнотик с данными о каждой покупке клиентов — это и есть простейшая CRM-система. Сотни тысяч российских предпринимателей так и ведут свои дела. Записывают все заказы в куче excel-табличек.
Так можно работать если у вас десятки покупателей и сотни заказов. Дальше — начнутся проблемы.
«Правильная» CRM — пульт от вашего бизнеса. Она считает ваш склад, товары, задачи, бухгалтерию, финансы. В некоторых сервисах можно создавать лендинги и настроить «роботов», которые обработают заказы.
С таким «движком» вам удобно работать. Он генерирует больше выручки, экономит на издержках, окупает себя — и приносит прибыль. А главное — CRM может дать вам преимущество перед конкурентами-динозаврами.
В современных компаниях продают все сотрудники компании, а не только sales-менеджеры. Если бухгалтер не выставит счет вовремя, — вы потеряете деньги. В 2018 году невозможно заработать, если пользоваться только красивой табличкой с телефонами клиентов.
Хорошая CRM позволяет руководителю контролировать абсолютно все процессы в компании.
Как выбрать CRM
Для выбора CRM вам нужно ответить на вопросы:
- Сколько денег вы готовы выделить сейчас на внедрение CRM?
- Какими инструментами вы пользуетесь?
- Что будет, если ваша компания вырастет в 2 раза? В 10 раз? Что будет, если она займется смежным бизнесом?
- Готовы ли ваши сотрудники переучиваться?
- Что работает плохо и непрозрачно?
Если ваша компания из малого и среднего бизнеса — вам подойдет несложная «облачная» CRM c оплатой по подписке. Расходы на старт будут минимальными.
Если вы из enterprise-сегмента корпораций — вам понадобится консультация специалистов по внедрению, расчет бюджета и разработка функций под ваш бизнес. Обычно, такими внедрениями занимаются команды из менеджеров, юристов, маркетологов и разработчиков. Сроки и бюджеты будут больше.
Как внедрять CRM
На рынке есть специалисты и компании по внедрению CRM для корпораций. Бюджеты на такую услугу сопоставимы с инвестициями в запуск сайта или интернет-магазина. Но у небольших компаний нет таких денег.
Малый и средний бизнес все устанавливает сам. Как? Установите CRM себе и паре коллег. Это будет сильный ход и реальная польза. Оцените продукт «в бою». И только потом обращайтесь к профессионалам.
На что обратить внимание
Может ли CRM свободно обмениваться данными с другими сервисами?
Составьте список сервисов, которые вы ежедневно используете в работе. Узнайте, можно ли подключить их к CRM через API.
Это поможет вам работать «в режиме одного окна» — не переключаться на кучу сервисов и хранить все данные в CRM.
Сообщество экспертов — партнерская сеть. Есть или нет?
Посмотрите сайты и соцсети партнеров сервиса, который вы выбрали. Попросите у них кейсы и истории успеха клиентов. Посмотрите продуктовые вебинары.
Чем больше партнеров — тем круче CRM. На плохом продукте невозможно заработать.
Развитие и обновление платформы. Как часто выходят новые версии?
Разработчики CRM должны следить за всеми изменениями в бизнесе. И внедрять их в свой продукт. Чем чаще они это делают — тем проще вам.
Facebook выпустил новый вид рекламы? Правительство приняло новый закон? В хорошем сервисе все это учтут.
Как не потерять веру в CRM
Хотите поменять CRM — поменяйте мышление
Стандартная ошибка всех CRM-новичков — желание сразу добавить в продукт новые функции «под себя». Всем кажется, что абсолютно все решения на рынке — «не такие», что в них все устроено неправильно.
Поэтому в индустрии созданы тысячи самописных CRM. Которые никому не нужны. Начните работать с базовыми функциями. Не позволяйте внутреннему Самоделкину победить. Дайте себе время привыкнуть к новому продукту.
Если вы решили инвестировать во внедрение — делайте это сразу
Выделите максимум средств — скупой всегда платит дважды.
Не растягивайте процесс внедрения на годы. За это время вы только разочаруетесь в полуработающем сервисе и устанете от переговоров с подрядчиком.
Погружайтесь в процесс полностью. Выделите отдельную команду
Коллеги должны видеть ваш энтузиазм — без него ничего не получится. Не важно — заплатили ли вы деньги самому дорогому консультанту или настраиваете сервис самостоятельно.
Доходчиво объясните, как это поможет компании. Назначьте ответственных и собирайте обратную связь от команды. Объясняйте недовольным, как улучшится их работа, когда они привыкнут к новой жизни.
Простая история внедрения CRM
Один из наших клиентов — калининградский ресторан. Они долго думали, как с помощью CRM привлечь больше гостей.
Сначала казалось, что на решение посетить ресторан влияет только настроение и свободное время. Но руководство нашло выход из ситуации.
Менеджеры посмотрели, кто бронировал столик на определенные даты — в основном, на праздники. А потом настраивали рекламу в соцсетях и делали email-рассылки по этим клиентам с приглашениями на похожие даты — прямо из CRM.
Итог — ресторан полностью закрыл проблему непроданных столиков на выходные и праздники.
Материалы по теме:
Женщины не интересуются CRM? Давайте обсудим!
Отпечатки пальцев, новую CRM-ку и поощрять сотрудников — чего хотят банки
Кейсы: как преодолеть сопротивление сотрудников при автоматизации бизнеса
Как японский метод управления повысил эффективность тысячам компаний
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025