На прошлой неделе Дмитрий Капаев, сооснователь сервис-дизайн агентства Useful, рассказывал, как запустить продукт за пять дней, и объяснял, что такое дизайн-спринт. В этой колонке он говорит об инструментах, которые сделают работу максимально эффективной. Он и его команда проверили их лично – вместе с ребятами из Kaspersky Lab.
Мы провели пятидневный спринт с Kaspersky Lab – он был посвящен мобильному антивирусу для смартфонов и планшетов Kaspersky Internet Security для Android (KISA).
Задачи стояли следующие:
- создать прототип фичи и протестировать его;
- улучшить взаимодействие в команде Kaspersky Lab;
- прокачать стандартные упражнения дизайн-спринта.
На этих упражнениях мы и сосредоточимся – это те методики, которые позволяют отойти от стандартных схем, чтобы 1) учесть индивидуальные потребности команды и проекта; 2) сделать процесс дизайн-спринта адаптивным: найти свой режим и технику работы; 3) получить более точный результат – как при постановке цели, так и при ее реализации.
Сфокусироваться на проблеме
Если у команды уже есть видение продукта (например, нужен сайт), имеет смысл сразу начать с цели и пула задач. Дальнейшие шаги будут очевидны, и можно следовать стандартной схеме спринта. Однако если необходимо сфокусироваться на одной из многих проблем, предлагаем в первый день провести интервью с экспертами. Типичный сценарий – нужно улучшить продукт, но непонятно, как. Чтобы сформировать общее видение, привлеките экспертов, в том числе внешних.
Upgrade интервью:
- Подготовьте заранее job stories. До интервью мы провели исследования: подобные user researches позволяют сориентироваться, если аудитория слишком большая и сегментированная. Запишите часто встречающиеся проблемы в формате «Как мы можем <решение проблемы>» на стикерах, они пригодятся позже.
- Устройте индивидуальное письменное анкетирование экспертов. В стандартном варианте спринта команда готовит вопросы, и в рамках беседы респонденты на них отвечают. В этот раз мы сэкономили время, собрав у команды вопросы и раздав по 3-5 из них каждому эксперту. Ответы записывались самостоятельно и без обсуждения – резюмировать позицию можно в конце за несколько минут.
- Проведите индивидуальное «тихое» голосование. Интервью – это, во-первых, возможность понять, что волнует команду, а во-вторых, «голос» пользователя/клиента. Запишите проблемы в формате «Как мы можем..», прикрепите на стену вместе с теми, что остались у вас от job stories. Затем предложите участникам систематизировать информацию: найти общие моменты, повторяющиеся проблемы, релевантные решения.
На этом этапе вы поймете, с чем и как работать. Если большая часть проблем связана с техническими ограничениями, спринт вряд ли поможет. А если болевые точки находятся в зоне маркетинга, убедитесь, что в команде есть маркетологи, и двигайтесь дальше.
Составить карту пользовательского опыта
Упражнение «Карта» в классическом варианте позволяет выбрать часть опыта пользователя и придумать, как его улучшить. Если у вас есть концепция продукта, можно строить бизнес-процесс. Но бывают ситуации, когда на каждом шагу пользователя ждет целый комплекс потенциальных проблем. Это был наш случай: мы не понимали, на каком этапе нужно создать продукт, улучшающий опыт. Например, при покупке в интернет-магазине при каждом клике могут возникнуть проблемы, для решения которых нужны специфические продукты.
Итак, если у вас нет единой концепции продукта и вы не можете выстроить бизнес-процесс...
- Обрисуйте customer journey map, чтобы понять, как ваш клиент/потребитель попадает в проблему, чтобы впоследствии в эту точку на карте встроить конкретное пользовательское решение. Пока можно не привязываться к конкретным продуктам бизнеса. Мы работали с двумя направлениями: онлайн-банкинг и онлайн-шопинг, поэтому главные проблемы касались защиты персональных и платежных данных.
- Привлеките повторно экспертов и проведите интервью. Позвольте им ознакомиться с вашими исследованиями, попросите прокомментировать ту зону, в которой вы решили улучшать пользовательский опыт. Например, технический эксперт помог нам понять, на каком этапе совершения покупки есть риск потери/хищения данных.
Генерировать идеи и формировать референсы
Стандартное упражнение по генерации идей нацелено на поиск интерфейсных решений. Обычно за несколько минут каждый участник вспоминает конкурентов или похожие проекты и отмечает наиболее интересные решения: как отобразить календарь или to-do list, например. Полученные материалы собираются в презентацию, которую участники демонстрируют перед командой. Но мы трансформировали это упражнение, расширив фокус и продумав еще и концепцию продукта.
Днем ранее мы обрисовали ее при помощи customer journey map, а сейчас попытаемся детализировать, обратившись к опыту конкурентов.
Возвращаясь к нашей проблеме: какая концепция продукта решит проблему защиты данных? Самый очевидный способ – антивирус. Кроме того, можно подключить услугу проверки транзакций в банках. Как мы выяснили, за рубежом распространен еще один вариант, с которым российские пользователи мало знакомы. Клиент банка получает карту с кодом. При подтверждении транзакции ему необходимо ввести, например, десятую из двадцати указанных на карте цифр. Даже если ваш телефон окажется в чужих руках, воспользоваться данными злоумышленник не сможет.
Таким образом, в вашем распоряжении будут как дизайнерские решения конкурентов, так и набор концепций продукта, которые можно использовать в работе.
Детализировать идеи и превращать их в решения
После первого дня ясна мишень – ваша проблема. В идеале, собрав референсы по интерфейсным решениям и концепциям продукта, вы можете визуализировать карту бизнес-процесса. Однако нам не хватало решений на уровне концепций. Если вы так же не можете точно сказать, какой продукт будет решать проблемы пользователя, – например, виджет или приложение, – вот, что можно сделать.
- Провести круговой брейншторм. Воспользуйтесь стикерами «КММ» из первого упражнения. Пусть каждый участник предложит решение к каждому стикеру с вопросом «Как мы можем…?». Работа индивидуальная: каждый записывает решение, клеит этот тезис на стикер и передает следующему. В итоге у нас был набор решений, сгенерированных самой командой.
- Воспользоваться схемой латерального мышления. В ее основе – три этапа: выбор фокуса, разрыв шаблона и установление новых связей. Проще говоря, выбираете область поиска, меняете угол зрения на проблему (инверсией, гиперболизацией, реорганизацией) и ищете новое решение на стыке других областей. Очевидно, при генерации идей нужна какая-то зацепка. Мы выбрали тренды: команда выписала самые актуальные из них и еще раз ответила на вопросы со стикеров, но уже в привязке к нашей зацепке. Из примеров – бот (тренд), который помогает найти мошенника, намеренного воспользоваться чужими персональными данными.
Фильтровать идеи и выбирать лучшие
Чтобы понять, вокруг какой фичи развернуть основной фронт работ, рекомендуем использовать WOW, HOW, NOW, POW board. На флипчарте рисуете систему координат, одна из осей – сложность реализации (от простого к сложному), другая – новизна идеи (от старой до принципиально новой).
На этой системе располагаете все листочки с прописанными ранее идеями. Трудно реализуемые и неинтересные откладываем, а big ideas – простые и интересные – берем в работу. Система может строиться по двум сценариям: выбрать одну идею и реализовывать ее всей командой или оставить все релевантные идеи и вернуться к ним на этапе скетчей.
Визуализировать выбранные идеи
В классическом дизайн-спринте есть упражнение Solution sketch: зарисовка мини-сториборда. Каждый участник получает три-четыре листа А4, на которых нужно отобразить последовательный сториборд. Это будет разворачивающееся во времени действие из трех-четырех «кадров». Сфокусировавшись на одной идее, нужно добавить комментарии и заметки, а затем – склеить все листы одного решения скотчем с обратной стороны.
Однако последовательность выстраивания кадров часто вызывает трудности. Поэтому мы решили опять воспользоваться стикерами и голосованием. Участники записали каждый шаг на стикер («открыть Facebook» и «заметить наше приложение» – два разных стикера) и составили наиболее вероятный путь пользователя. Вокруг этого прорисованного стикерами пути можно начать визуализировать остальной процесс.
Подвести итоги и наметить план действий
Последний день спринта обычно посвящен тестированию прототипа и проведению интервью. Предлагаем дополнить программу двумя упражнениями.
- Action plan – подведите итоги и наметьте план действий. Опять же пригодятся стикеры: наклейте их в три ряда, где первый – перечень ближайших действий (реализовать прототип, организовать повторное тестирование), второй – ответственные за каждый шаг (кто продвинет проект на следующий этап), третий – вопросы каждого этапа (все, что осталось без ответа в процессе работы), четвертый – кто может дать ответы на эти вопросы. Это позволит по горячим следам взять нужный вектор развития и не сбавлять темп.
- Рефлексия – обдумывание опыта. За пять дней вы проделали серьезную работу: зафиксируйте, насколько она оправдала ожидания, что можно использовать в последующих спринтах, какие были сложности. Опрос проводится письменно в индивидуальном порядке, общие выводы можно озвучить.
Напомним: каждое упражнение адаптируется под команду и задачи проекта. Помните: ваш прототип может полностью провалиться или «взлететь», в обоих случаях вы в выигрыше, ведь теперь понятно, куда двигаться дальше.
Инструментарий
- Классический вариант дизайн-спринта описан в книге «Спринт: Как решать важные вопросы и тестировать новые идеи всего за 5 дней – Д.Кнапп, Б.Ковитц, Д.Зерацки». Рекомендуем к прочтению.
- В работе может помочь приложение Duco – Design Sprint Guide, доступное для iOs и Android. Оно предлагает пошаговый план действий на каждый день спринта.
- Бот Adaptive Lab - CoachBot
Материалы по теме:
«5 бизнес-идей, которые пришли мне в голову во время путешествий»
Основатель Википедии рассказал о бизнес-провалах и дурацкой идее, которая привела его к успеху
Интеллект-карты: способ структурировать идеи, который вы обязательно должны попробовать
Шесть принципов, которые сделают вашу идею запоминающейся
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter