Юлия Чухвичева, главный редактор Honestext, составила портрет идеального фрилансера-копирайтера и объяснила, почему фрилансер — «дитя многих талантов», а не просто бездельник, как думают многие.
— Здравствуйте, я хочу у вас работать!
— Отлично, а что вы умеете?
— Я умею сидеть. Ровно, вполоборота, полулежа. На стуле, в кресле, на циновке. На голом полу. Недавно ходил на курсы йоги и теперь я умею сидеть в сэйдза и «лотосе». Еще могу есть. Ложкой, вилкой, ножом. И — этим я особенно горжусь — палочками! Могу есть стоя, лежа, на ходу. Умею читать. Слева направо, задом наперед, вверх ногами вот тоже. Печатные буквы, рукописи. Обратите внимание – могу читать врачебный почерк! Много чего могу, одним словом…
Смешно, не правда ли?
Однако именно так выглядят копирайтеры, которые умеют «писать грамотные и нестандартные тексты по вашему ТЗ» и рассчитывают при этом на место в штате или достойную оплату их труда. То же самое относится и к дизайнерам, справляющимся только с фотошопом, или SEO-специалистам, виртуозно овладевшим статистикой Яндекса.
Товарищи, умение грамотно и связно писать — обязанность любого человека, окончившего школу. Это не особый навык и не профессиональная квалификация — просто атрибут обязательного среднего образования. Им не стоит гордиться: это все равно, что хвастаться способностью есть суп, не забрызгав соседей по столу.
Прошли те времена, когда наличие персонального компьютера само по себе было весомым плюсом на рынке труда, а люди готовы были платить за набор или оцифровку текста. Теперь навыков машинистки-стенографистки недостаточно.
Итак, что, по нашим наблюдениям, должен уметь современный фрилансер (в частности – копирайтер), чтобы успешно конкурировать на рынке?
Говорить на иностранных языках
Хотя бы одном. Хотя бы английском. Ну просто потому, что «гуглю на французском, испанском и чешском» звучит солиднее, чем «вдохновенно рерайчу "Википедию"».
Разбираться в основах html
Понятно, что если мне потребуется программист — я найму его отдельно. Но хотелось бы, чтобы автор умел хотя бы «ручками» зажирнять или зачеркивать текст, проставлять анкоры, выделять заголовки и разбивать абзацы.
Быть немножечко маркетологом
То есть следить за тенденциями на рынке и объяснить мне, когда я хочу невозможного. Подход «сделаю что угодно за ваши деньги» меня категорически не устраивает: мне надо, чтобы исполнитель удержал меня от ошибки, если я соберусь выкинуть бюджет в выгребную яму, сама того не понимая.
Работать с изображениями
То есть не бояться просьб «вставьте, пожалуйста, картинки в текстовый документ» или «замажьте номера этой машины в фотошопе». Также хотелось бы, чтобы автор, работающий над лендингом или маркетинг-китом мог хотя бы визуальными инструментами программы Word обозначить дизайн, как он его себе представляет – а по-человечески это уже сделает профессиональный дизайнер.
Разбираться в SEO
Хотя бы знать, что ключевики «купить биотуалеты москва недорого» без «стоп-слов» и знаков препинания больше не работают, уметь подыскать запросы в Wordstat и уметь объяснить заказчику, зачем нужен SEO-оптимизированный текст.
Обладать аналитическими навыками
Недостаточно скомпилировать материал из нескольких источников. Нужно его проанализировать и сделать определенные выводы — иначе зачем одно и то же по интернету в сотый раз гонять, пусть и другими словами?
Разбираться в финансовых инструментах и процессах
Ох, сколько авторов не получили работу только потому, что принимали оплату исключительно на карточку Сбербанка или устраивали какие-то дикие пляски с бубном и миллионом согласований вокруг каждой комиссии платежной системы в полтора рубля.
Фрилансер — это мини-бизнесмен, и он обязан не теряться в документации, уметь найти приемлемый для всех сторон способ оплаты и вообще понимать разницу между предоплатой и постоплатой.
И вот такому специалисту будут не страшны колебания курсов и разброд на рынке, ведь его услуги всегда в цене.
Возможно, список стоит дополнить?
Материалы по теме:
Хватит завлекать клиентов текстами, заказанными у копирайтеров
Нужна ли этика копирайтерам?
Как я смогла построить бизнес, путешествуя по миру
Как заработать в Сети? 10 советов копирайтеру
Власти Сан-Франциско выселили 25-летнего фрилансера из коробки
Фото на обложке: Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter