Колонки

Как вывести EduTech-проект на зарубежный рынок

Колонки
Екатерина Зотова
Екатерина Зотова

Генеральный директор «Учи.ру»

Павел Лебедев

Российские образовательные сервисы сегодня активно выходят на международный рынок. Генеральный директор «Учи.ру» Екатерина Зотова рассказывает, какие моменты надо учитывать, чтобы заинтересовать пользователей из других стран.

Как вывести EduTech-проект на зарубежный рынок

В обществе есть представление, что Россия всегда немного «догоняет» запад. В том числе на рынке онлайн-образования. Однако в этой сфере ситуация сложилась иначе: наша страна открыла для себя этот рынок еще в начале 2010-х — в то же время, что и многие другие страны.

Уже сейчас уровень развития области EduTech позволяет отечественным игрокам создавать масштабные проекты, в том числе на международной арене. И это касается не только крупных компаний, но и стартапов.

Несмотря на отличия западного образования от российского, общих черт у российского и мирового рынков EduTech все же больше: их объединяют тенденции на индивидуальные образовательные траектории, большая роль пользовательской аналитики и управления учебным процессом и концепция lifelong learning — непрерывного образования, которое не прекращается на протяжении всей жизни. 



Такая общность тенденций и близкий уровень развития рынков открывает особый путь для создания международных проектов в сфере онлайн-образования. Пожалуй, самый известный пример – это международная онлайн-платформа Coursera, запущенная в 2012 году в США.

На зарубежные рынки выходят и многие российские проекты. Так, помимо платформы «Учи.ру», которая сегодня присутствует в пяти странах БРИКС, США, Канаде, Индонезии и Вьетнаме, за пределы России выходят и другие игроки.

Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране

Например, «Яндекс.Практикум» собирался адаптировать под американский рынок свои курсы. На территории СНГ работает проект «ЯКласс». MEL Science пользуется спросом за рубежом. В целом, зарубежный рынок достаточно перспективен для отечественных компаний — но важно учитывать ряд нюансов. 

Изучите рынок

Первое, что нужно сделать перед запуском проекта для зарубежной аудитории, — тщательно изучить рынок: как он устроен, какие решения уже существуют, как происходит выбор образовательных продуктов. Это касается и выбора контента: да, математические правила одинаковы во всем мире, но в разных странах объяснять их будут по-своему. 

Так, прежде чем впервые выйти на зарубежный рынок в 2014 году, мы тщательно изучили особенности местной системы образования, конкурентное поле, много общались с местными учителями — и только после этого приступили к разработке продукта.

Здесь важна каждая деталь: реалии конкретной страны, стандарты образования и модель использования обучающих сервисов.

Учитывайте культурную специфику

Культурная специфика каждой страны и менталитет жителей всегда находят свое отражение в подходе к образованию — поэтому контент и подача материала должны быть адаптированы под культурные особенности страны, подход к учебному процессу и менталитет жителей.

К примеру, в Америке, Бразилии и ЮАР школьникам практически не задают домашние задания, тогда как в России и Азии это составляющая учебного процесса.

В Китае, к примеру, дети сильнее загружены дополнительными занятиями и самостоятельной работой, поэтому внедрять новые обучающие инструменты в учебный процесс в этой стране непросто.

К тому же образовательные стандарты в этой стране очень высоки, поэтому, к примеру, при разработке заданий для нашей международной онлайн-олимпиады нам пришлось учитывать уровень знаний китайских школьников по математике.

Что касается Индии, то образование здесь также имеет свои особенности. И не только в плане организации учебного процесса, но и в технологическом отношении. Во-первых, на этом рынке очень высокая конкуренция среди игроков — как местных, так и зарубежных.

Во-вторых, важно учитывать, что в местных школах не всегда имеются оснащенные компьютерные классы, поэтому чаще всего дети пользуются онлайн-продуктами дома, занимаясь через приложения на смартфонах.

Продумайте организационные аспекты

Помимо подхода к учебному процессу, на специфику создания продукта для зарубежных рынков влияют также административно-организационные факторы. Так, в стране должна быть (или вскоре появится) инфраструктура, способная поддержать функционирование вашего проекта.

Важно также понимать, что в секторе образования очень длительные циклы продаж. И чтобы выдержать конкуренцию, нужно уметь играть вдолгую и пристально следить за расходами. 



Как и в любом бизнесе, при выходе на новый рынок необходимо просчитать все юридические аспекты. Особенно это важно при создании продуктов для школьников. В каждой из стран БРИКС, например, свои особенности функционирования системы образования, поэтому нам было бы непросто справиться без сильной дипломатической поддержки.

Наконец, адаптировать продукт зачастую приходится не только под конкретную страну, но и под различные регионы: бывает так, что в рамках одной страны существуют различия в законодательстве на уровне субъектов.

Развивайте продукт и общайтесь с потребителями

Еще один аспект — «круглосуточная» работа над продуктом. Важно постоянно следить за образовательными тенденциями на том рынке, где вы развиваетесь, изучать новые технологии и на основе этого дорабатывать ваш проект, чтобы сохранять актуальность. 

Таким образом, нельзя просто принести отечественный образовательный продукт на зарубежный рынок: важно понимать потребности конечного пользователя той страны, куда вы планируете выходить.

Здесь есть принцип — постоянное общение с потребителями, вашими потенциальными клиентами. Узнав их проблемы и запросы, вы сможете предложить им то, что будет действительно востребовано.

***

Напоследок хотелось бы отметить, что EduTech не только помогает совершенствовать образовательные процессы, но и открывает новый путь для создания международных просветительских проектов. Так, помимо бизнес-задач, они работают и на более широкую цель — объединение пользователей в их стремлении к знаниям.

Мы на примере своих международных проектов – BRICSMATH.COM и других – стали свидетелями того, как стираются границы между школьниками разных стран с помощью обычной математики.

Фото на обложке и в материале: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Микрообучение, образовательный туризм и борьба за доверие — итоги EduTech и прогнозы на 2020-й
  2. 2 GeekBrains вышел на рынок b2b — открыл набор на корпоративное обучение
  3. 3 Обучение будущего: заменит ли виртуальная студия учителей и учебники?
  4. 4 Где лучше всего развивать EduTech-проект: большой обзор мирового рынка
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!

ВОЗМОЖНОСТИ

05 декабря 2021

05 декабря 2021