Колонки

Как EduTech-проекту сделать контент понятным для учеников: секреты организации рабочего процесса

Колонки
Евгений Лебедев
Евгений Лебедев

Директор по маркетингу в «Яндекс.Практикум»

Полина Константинова

Если человек готов прикладывать усилия и тратить время на обучение, его можно научить программированию и другим техническим профессиям любой сложности: все дело в методологии и понятном контенте. По крайней мере, так утверждает Евгений Лебедев, директор по маркетингу «Яндекс.Практикум». В колонке он рассказывает, как нужно организовать рабочий процесс в образовательном проекте так, чтобы ученики с легкостью осваивали новые темы.  

Как EduTech-проекту сделать контент понятным для учеников: секреты организации рабочего процесса

«Как-то я зашел в книжный магазин купить учебник по html. Девушка за кассой увидела книгу и говорит: «Это же каким надо быть умным, чтобы всему этому научиться. Однажды я открыла этот учебник и ничего не поняла», — рассказывает один из методистов образовательного сервиса «Яндекс.Практикум».

Представим, эта девушка решает освоить программирование. Она читает статью о том, что программисты востребованы, а зарплата в пять раз выше, чем у продавцов. Девушка находит курс, читает на лендинге, что через месяц она сможет верстать сайты, и воодушевленно кидается в обучение.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Сначала все получается, но наступает момент, когда она не может продвинуться вперед. Ей приходится пробираться через дебри сложных терминов и объяснений. Один раз не получается выполнить задание, другой, третий. И вот она считается себя глупой и сдается.

На самом деле, если человек готов прикладывать усилия и тратить время, его можно научить программированию и другим техническим штукам любой сложности. Все дело в методологии и понятном контенте.

Преодолеть барьер «мне непонятно»

В школах и институтах обычно отталкиваются от времени изучения материала. На каждую тему выделяют определенное количество часов. Например, на устройство железных дорог — два часа, а на теорию относительности — четыре. Время закончилось — переходим к следующей теме.

Из-за этого сложность заданий нарастает внезапно. Выглядит это, как в этой шутке из интернета:

Студент только что решал «1+1», как вдруг ему нужно посчитать интеграл. Он в замешательстве, пытается разобраться, но на него наваливается новая порция задач. И так бесконечно.

Накапливающаяся сложность знаний — это еще полбеды. Студент бы решил интеграл, если бы мог с ним разобраться. Но вместо понятного объяснения в учебнике, он тонет в заковыристых терминах.

Вспомните свои учебники в институте: многие нужно было переводить на человеческий язык.

Отдельным студентам везло: попадался сообразительный однокурсник и за полчаса объяснял на пальцах то, что не давалось несколько дней. Другие оставались один на один с барьером «мне непонятно», разочаровывались в себе, винили свой будто бы гуманитарный склад и бросали обучение.

На самом деле, обучение каким угодно сложном вещам можно сделать таким же понятным, как если бы рядом всегда был тот сообразительный однокурсник, который все объясняет на жизненных примерах. Эффективное обучение складывается из:

  • правильной методологии и нацеленности на практику;
  • понятного объяснения теории;
  • оценки контента.

Начнем с методологии.

Методология: от простого к сложному

Любое знание — большой пласт информации, часто сложной и понятной только специалистам. Если обычный человек пытается разобраться в незнакомой области, обычно он погрязает в сложной теории и сдается. У него возникает ощущение, будто только что он смотрел фотографии красивых домов, а тут ему дают в руки чертежи и просят построить один из таких домов.

Чтобы объяснить сложное знание человеку с любым складом ума и профессией, нужна правильная методология. Методология лежит в основе любого обучения: курса по интернет-маркетингу или флористике.  

Методология делит большой пласт знаний на понятные и последовательные отрезки: сначала узнаем, что такое чертежи и учимся их читать, потом — разбираемся в правильной укладке фундамента. Сложность знания нарастает незаметно. Студенту легко осваивать каждый новый этап, потому что нет сложности в предыдущем.

Такие приемы используют ученые, когда объясняют законы вселенной в научно-популярных видео. В голове у ученого сложные термины, формулы, теоремы и доказательства, но он не кидает все это в зрителя. Он идет от простых примеров к сложным материям:

Каждая тема — обособленный кусочек знаний. Она самостоятельна и не требует специального опыта за спиной.

Такой принцип можно использовать для обучения в любой области. Например, так мы объясняем устройство интернета для новичков в программировании:

Методология помогает привязать знания к конкретным навыкам, которые требуются человеку в работе или деятельности. Для этого до начала составления курса нужно исследовать требования рынка по профессии: изучить вакансии, требования работодателей, рассказы людей о трудностях и успехах на работе.

В зависимости от требований в методологи закладываются нужные темы и последовательность их изучения.

Сергей Нугаев, методист «Яндекс.Практикума», рассказывает о своем опыте изучения сложных профессий

Я знаю математику и программирование, но в условиях принудительного деления на гуманитариев и технарей отнесу себя к первым. У меня нет никакого технического склада ума. Как и многие, я сталкивался с дискомфортом во время обучения. Когда учился программированию, было сложно понять теорию в отрыве от реальной жизни.

Считаю, между студентом и институтом должен быть негласный договор. Под институтом понимаю любой образовательный продукт, который помогает получить новую профессию. Студент прикладывает усилия, чтобы научиться, а институт так упаковывает знания, чтобы студенту было легко их получить. Чаще всего этот принцип нарушается.

В итоге мы получаем плохо собранные курсы, не очень заинтересованных преподавателей. Студент хочет получить профессию, но не понимает, как эти знания ему помогут. Он перестает успевать, чувствует себя беспомощным и глупым. Я знаю это по себе.

Чтобы сделать методологию курса, мы учились на себе. Я сталкивался с проблемами образования, находил решения, совершал ошибки, переосмысливал их и складывал в общую картину.

Редактура смыслов

Контент — это все, с чем сталкивается студент во время обучения: описание теории, учебники, методические материалы, памятки. Весь контент, который получает студент, должен быть понятным: однозначно передавать суть и помогать запоминать информацию.

Любой сложный контент, непонятные задания приводят студента к разочарованию в себе. Он ощущает себя глупым, неспособным. Поэтому в контенте нужно избавляться от разговора технаря с технарем и переходить к разговору человека с человеком. Этим и занимается редактура смыслов.

Очное преподавание можно сравнить с театром, а онлайн-обучение — кино. Когда преподаватель вживую выходит к аудитории, он каждый раз может подать материал по-другому. С онлайн-обучением такого шанса нет. Мы работаем с беспомощными буквами и можем влиять на студентов только через контент. Эмоциональный интеллект и харизма не помогут.

Чтобы сделать контент понятным, работает целая редакция: методист, редактор, проверяющий редактор и автор. Вот как это выглядит на примере курса по программированию:

  1. методист отдает разбивку по темам редактору и автору;
  2. автор пишет код для темы и объяснение к нему. По этому коду студенты будут изучать тему и делать задания;
  3. редактор берет текст автора, делает по нему задание сам и видит, где студент может столкнуться с непониманием и трудностями. Он пишет замечания автору, что поправить и где добавить примеры. Иногда на этом этапе обсуждение текста переходит в настоящие споры;
  4. автор исправляет текст по замечаниям редактора или вносит свои предложения;
  5. когда текст готов, за дело берется второй редактор. Он снова выполняет задания и говорит, как сделать контент понятнее и увлекательнее.

Автор должен быть специалистом в теме. Например, все авторы в «Яндекс.Практикуме» — практикующие программисты. Редактор не должен быть специалистом в теме, иначе он не сможет увидеть, где контент слишком сложен для обычного человека.

В истории медицины есть факты, когда сначала врачи пробовали новые методы лечения на себе. Так они старались снизить дискомфорт пациента от процедуры.

Редактор в этом смысле похож на врача. Он сам студент и сам учится той области, в которой создает контент.

Специалисты пишут контент и им всегда все понятно, они же профессионалы в своей области. Но смыслы, которые понятны специалисту, могут довести до отчаяния обычного человека.

Давайте разберем это на примере из программирования.

Автор-программист пишет: «Вызываем метод .shape». Но, на самом деле, shape не метод, это атрибут. Студент может пойти в интернет или залезть в книжку и обнаружит расхождения. У него возникнет диссонанс, или он потеряет доверие к курсу.

Редактор не допускает такие несовпадения, он читает специальную литературу и проверяет факты. А кроме этого, он переводит контент с технического языка на понятный и подбирает примеры из жизни.

Как объяснить открывающие и закрывающие теги в верстке сайтов? Можно выбрать пример с дорожными знаками: въезжаешь в город, видишь знак населенного пункта, покидаешь город — знак перечеркнут. То же самое с тегами.


Фото: Unsplash

Вот еще один пример из курса по аналитике данных:

«Зарплата уборщицы 40 тысяч рублей, а приходящего преподавателя вокала — 22 тысячи рублей. Сколько может заработать уборщица с голосом?».   

Получается, редактор — это не тот, кто убирает лишние слова и правит запятые. Он работает с текстом на уровне смысла и помогает ему стать понятным, воспринимаемым, интересным.

Как построить редакционный процесс. Делимся секретами

У редактора есть много инструментов по работе с текстом: гайдлайны, требования к текстам, списки стоп-слов, чек-листы. Они нужны, чтобы упростить работу с текстами и не оставлять одни и те же комментарии для каждого автора.

Требования к текстам включают:

  • общие правила. Например, какие кавычки ставим, как правильно оформлять списки;
  • кодекс общения со студентами курса или клиента. От текста зависит, насколько будет приятно людям учиться. Например,из текста нужно убрать назидательность или намеки, что студент сам в чем-то виноват. Студент — всегда молодец, а мы помогаем ему в каждом задании одержать новую победу. Каждое правило показываем на примерах, как хорошо и как плохо;
  • оформление примеров и аналогий. Абстракция плохо запоминается, поэтому мы проводим аналогии и придумываем простые жизненные примеры. Мы собираем удачные примеры и показываем, как их придумывать.

Если автор допускает ошибку, которая уже есть в правилах, редактор просит еще раз прочитать документ. Так он не тратит время на то, чтобы несколько раз объяснять одно и то же.

Большая ошибка редактора — переписывать текст за автором. Лучше если редактор пишет правки на полях, а автор вносит их своей рукой. Во время работы с текстами каждый участник процесса становится более компетентным. В нашем случае редактор начинает лучше разбираться в программировании, а автор — писать тексты.

У нас есть списки токсичных и стоп-слов. Это выражения, которые надо вычищать из текста. Мы их собрали во время работы с авторами и запрограммировали в простой скрипт. Автор вставляет свой текст в программу, а она отмечает ему слова, которые нужно удалить.

  • Слово «с помощью» — запрещенное слово. По тексту со «с помощью» кажется, что студент в беспомощном состоянии, ему будто бы нужна помощь. Но это не так. Мы пишем не при помощи ручки, мы пишем ручкой. Это инструмент.
  • Такая же история со словом «для». Иногда на авторов нападает «болезнь дли» и они начинают употреблять выражение в каждом предложение.

Эти инструменты можно использовать в любых образовательных продуктах и изданиях, они здорово упрощают работу с авторами и экономят время.

Оценка контента

Даже если мы построили методологию и систему создания контента, нет гарантии, что все заработает правильно, и студенты внезапно не столкнутся с неразрешимыми задачами. Поэтому нужна проверка контента.

Провести базовую оценку контента можно такими показателями:

  • среднее время взаимодействие с контентом. Как долго человек читает статью, проходит научный квест или игру, решает тест;
  • процент дочитываний. Сколько человек из тех, кто открыл статью, тест или видео, дошли до конца.

Можно провести более глубокую оценку контента:

  • длина пользовательской сессии. Человек должен пройти один урок, прочитать одну статью или пройти тест за одну сессию, то есть не перезагружать страницу, и не сохранять в закладках на будущее;
  • плавность воронки прохождения. Эта метрика нужна для образовательных курсов с платной и бесплатной частью. Например, пользователь сначала изучает несколько бесплатных уроков, потом платит деньги и продолжает обучение. Оцениваем время от первого взаимодействия с контентом до заявки на платное обучение.

Метрики помогают увидеть, где люди испытывают трудности во время обучения. Например, видим, что студенты отваливаются на определенном уроке, хотя до этого учились без перерыва каждый день. Мы начинаем задавать себе вопросы: «У нас правильная последовательность тем? Контент в этом уроке понятен? Какие еще примеры помогут сделать контент более проницаемым?».

Кроме метрик, можно использовать живой способ оценки контента — обучающую поддержку. Во время обучения у человека должна быть возможность обратиться за помощью, если столкнулся с неразрешимой задачей.

Если видим, что студенты обращаются с одной и той же проблемой или в одном и том же уроке, значит, нужно заново перелопатить информацию и сделать ее более понятной. Всегда может случиться такое, что нам контент казался понятным, но, на самом деле, мы заболели профдеформацией.


Материалы по теме:

Хочу учиться в Новой Зеландии. Что нужно знать о поступлении в местный вуз?

«Мы ждем игрока, который построит образовательный маркетплейс»: что было в EduTech в этом году и какие прогнозы на 2019-й?

«Рынок настолько большой, что места хватит всем». EduTech-стартапы — о том, как выжить проекту в сфере образования

«У edtech-стартапов не очень хорошо получается правильно идентифицировать проблемы»

Как мы автоматизировали наш обучающий курс: основные шаги

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

13 ноября 2019 — 29 января 2020

Performance-маркетинг для бизнеса

16 ноября 2019

Website Optimization

18 — 20 ноября 2019

INTR: Основы Hadoop