Колонки

«Мы ждем игрока, который построит образовательный маркетплейс»: что было в EduTech в этом году и какие прогнозы на 2019-й?

Колонки
Дмитрий Волошин
Дмитрий Волошин

Основатель онлайн-школы OTUS

Полина Константинова

Дмитрий Волошин, вице-президент УК «ПроОбраз», и Наталья Царевская-Дьякина, директор акселератора ED2, в колонке подводят итоги года на рынке EduTech и объясняют, каких изменений в отрасли ждут образовательные проекты.  

«Мы ждем игрока, который построит образовательный маркетплейс»: что было в EduTech в этом году и какие прогнозы на 2019-й?
Присоединиться

Общая характеристика рынка

Актуальное комплексное исследование российского рынка образования было проведено в 2017 году, мы будем использовать экспертную оценку для уточнения изменений, произошедших на рынке за год. Он остается монопольным, то есть 80% принадлежит государству и компаниям с государственным участием. Структурно самый крупный сегмент – детское базовое образование и все виды базового профессионального образования: детское основное (среднее) – около 700 миллиардов рублей, среднее профессиональное – 175 миллиардов, высшее – 400 миллиардов. Рынки, относительно доступные для частного бизнеса, – это дополнительное детское образование (150 миллиардов рублей) и взрослое дополнительное профессиональное образование (чуть больше 100 миллиардов), а если добавить хобби, курсы про саморазвитие, фитнес, психологические тренинги и прочее, то примерно 220 миллиардов рублей.

Вот на этих двух сегментах и разворачиваются основные бои стартапов и зрелых игроков в контент, технологии и методики.

Основной тренд этого года – появление большого количества нишевых контентных игроков, которые отлично знают, что нужно целевой аудитории, и умеют создавать хороший, качественный продукт.

Если говорить о структуре рынка не в деньгах, а в клиентах, то рынок выглядит совсем небольшим – школьников всего 13-15 миллионов человек, и все предложения нацелены на карман родителя, а он в нынешней экономической ситуации – не резиновый. Основное направление, за которое готовы платить, – подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Слишком высокие ставки, ведь оплата четырех (или шести, как посмотреть) лет вуза в любом случае выйдет дороже, вот родители и раскошеливаются. В дополнительном взрослом образовании лидер спроса – менеджеры всех звеньев и представители digital-профессий. Мы оцениваем этот сегмент примерно в 17-19 миллионов человек, из которых большая часть посещает, увы, только офлайн-программы.

Интересный тренд этого года – появление проектов по обучению специалистов массовых профессий онлайн. Пока это очень сегментированный рынок, но есть несколько заметных игроков. Объем этого рынка составляет более 100 миллиардов рублей. Тот, кто разработает методику обучения таких специалистов, минимизируя сложности выхода в офлайн, станет лидером очень крупного рынка.

Мнения и цифры от проектов EduTech

Обсуждая эту статью, мы решили провести опрос среди более чем 800 участников акселератора ED2, запущенного в этом году. Тема опроса была такая – «Оценка рынка EduTech в 2018 году», он содержал семь вопросов и проводился путем электронного анкетирования. Что показал опрос? Ощущение хайпа и вера в рынок присутствуют, но фактического подтверждения этому пока нет. 70% опрошенных на вопрос «Вырос ли интерес в обществе к теме и проектам EduTech в 2018 году по сравнению с 2017 годом?» ответили «да» и даже «существенно». А вот инвестиционный климат в EduTech практически не изменился. Оно и понятно, на рынке за этот год не произошло ни одного громкого инвестиционного события.

Интересно, что в ответе на вопрос, каких субъектов инвестиционного рынка не хватает, с большим отрывом победил ответ «стратегических инвесторов». На втором и третьем месте – закономерно бизнес-ангелы и венчурные фонды.

В этих данных кроется вся тоска финансового спектра рынка инноваций в образовании. Инвестиционные структуры, готовые поддерживать проекты на стадии pre-seed и seed присутствуют, рынок развивается. Но кому им дальше продавать свои доли в образовательных проектах – так и осталось непонятным.

За последние два года на рынке появилось несколько компаний, которые позиционируют себя, как стратегические инвесторы, но деятельность их пока не совсем прозрачна, иногда просто не прогнозируема. Также около половины опрошенных ответили, что собираются привлекать раунд в следующем году, при этом 35% ответили, что планируют развиваться только на собственные средства. И только 6% считают, что привлечение инвестиций – вопрос выживания.

Но при этом нехваток инвестиционных средств, согласно опросу, – не первая и не вторая проблема развития EduTech-проектов. Первые два места поровну поделили зарегулированность отрасли и отсутствие квалифицированных кадров. Мнения опрошенных о том, насколько изменения в законодательстве могут повлиять на развитие рынка мы здесь из соображений этики приводить не будем, а вот по второму пункту рынок отреагировал очень живо – появлением большого количества проектов по обучению образовательным профессиям. Осталось подождать еще пару лет, чтобы понять, как быстро и какого уровня профессионалов в области EduTech можно выпустить на рынок.

Инсайты и тренды 2018 года

В детском образовании все было спокойно, а вот во взрослом сложилась парадоксальная ситуация. В начале года в сообществе обсуждалось две гипотезы: большого университета и экосистем проектов. Первая была о том, что контентные проекты имеют практически бесконечную способность масштабирования за счет добавления новых направлений обучения, профессий и даже просто отдельных курсов. Наверное, на каком-то рынке это и так, ведь есть же Udemy, но в реалиях отечественного онлайн-образования оказалось, что нишевые и даже бутиковые игроки уверенно отбирают рынок у «универсалов».

Плохую шутку сыграл небольшой размер рынка как в людях, так и в деньгах, и два подхода (универсальный и узкопрофильный) попросту не уместились в наших реалиях. А хорошая возможность допродавать своим клиентам другие курсы и программы оказалась несколько сложнее в реализации, чем представлялось. Допродать курсы и той же профессиональной области – с удовольствием, а вот студенту-менеджеру допродать Python – увольте.

Мы ждем игрока, который построит образовательный маркетплейс, в этом году был запущен пилот от Ростелекома, но пока убедительных цифр и успехов не видно.

Гипотеза экосистем гласила, что можно получить дополнительную выгоду и «разогнать» выручку проекта за счет интеграции его с проектом из смежной сферы. Очевидной казалась интеграция проекта в сфере HR, например, рекрутингового, с образовательным. Тогда студент, обучающийся на каком-то курсе или программе автоматически попадал бы в сферу видимости рекрутеров. При этом его навыки и знания были бы частично верифицированы в ходе образовательного процесса, что улучшало бы точность подбора кандидатов на вакансию и сокращало бы затраты на найм для заказчика. Все бы ничего, да вот только прямой взаимосвязи между поиском работы и желанием обучиться выявлено не было.

Кроме того, нет корреляции и обратной, между желанием пойти учиться и сменить работы. По проведенному нами в середине года опросу «Цели обучения» среди 1500 студентов сервиса Otus.ru, выяснилось, что около 15% студентов онлайн-школы обучаются для последующего трудоустройства. Гораздо больше идут учиться для саморазвития, социализации и прочего.

 Теперь немного о трендах, наиболее заметных мы выявили четыре:

  • появление проектов mobile-first, то есть тех, которые изначально создавались для использования на мобильных телефонах;
  • навыковое обучение: один курс = один навык. Первый год, когда просело обучение профессиям, когда «сборки» курсов под флагом «станешь сварщиком всего за год» продаются хуже;
  • короткий контент, обучение по WhatsApp, в телеграм-каналах, смс и прочее. Вышел из корпоративного образования и уже вполне себе завоевывает B2C; 
  • VR, AR уже работают, повторяют траекторию развития образовательной робототехники.

Прогноз на 2019 год

По рынку:

  • рынок сам развивается, отъедает от офлайна. Сейчас это примерно 7%, видимо, 30% онлайна будет к 2028-2030 году;
  • есть инвесторы, чаще непрофильные, чаще случайные. Надеемся на создание в 2019 клуба инвесторов в образование;
  • стратеги: сложно, но движется. Появилось 2 новых, ждем в следующем году еще 2-3. И хотя бы один нормальный выход.

Несмотря на хайп, в который верят опрошенные нами стартапы, особых технологических и методических подвижек пока не видно. В нашей стране ситуация, возможно, изменится путем большого количества государственных денег. Программа «Цифровая экономика», анонсированный РВК фонд EdTech (и ИТ) на 6,9 миллиарда, субсидии вузам в обучение специалистов пред- и пенсионного возрастов и прочее.

Добавим сюда еще моду на социальные проекты, куда иногда записывают и образовательные со смутными перспективами монетизации. Возможно, лавина этих денег повлечет за собой создание чего-то нового. Но маловероятно. Потому что новое создается, в основном, на голодный желудок. С наступающим!


Материалы по теме:

«Мы получили хорошую привычку – быть независимыми»: как выжить стартапу на рынке EduTech

«Рынок настолько большой, что места хватит всем». EduTech-стартапы — о том, как выжить проекту в сфере образования

ИИ, миллиарды инвестиций, беспрецедентный рост: почему нужно следить за Китаем, если вы в EduTech

Я хотел помочь детям в изучении иностранного языка и создал онлайн-школу. Теперь у нас более 1500 учеников

«У edtech-стартапов не очень хорошо получается правильно идентифицировать проблемы»

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Уроки 2022: как изменился маркетинг в России и как работать с ним в 2023?
  2. 2 Тренд на глобальное сотрудничество и привлечение крупных игроков: какие обновления ждут агротех в 2023
  3. 3 Воспитать новых разработчиков и помочь российскому венчуру: представители IT-бизнеса о планах на 2023 год
  4. 4 Инвестиционные итоги — 2022: что произошло в прошлом году? Ключевые события
  5. 5 Топ-7 бизнес-книг 2022 года. Выбор экс-CEO книжного издательства
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти