Колонки

«Я не знаю Кравца, зато у меня было счастливое детство». Как устроена учеба в посольских школах

Колонки
Татьяна Карпушенко
Татьяна Карпушенко

Студентка факультета журналистики МГУ

Анна Меликян

В 11 классе я была единственной ученицей, а уроки у меня были всего три раза в неделю. Больше похоже на экстернат или домашнее обучение, но нет – это была обычная российская школа. Правда, на территории посольства РФ в Перу. Я проучилась в посольской школе всего год, и мне жаль, что не дольше: учеба никогда не была для меня настолько комфортной! Мои знакомые и я рассказываем, чем посольская школа отличается от школы в России и как учеба за границей влияет на детей. 

«Я не знаю Кравца, зато у меня было счастливое детство». Как устроена учеба в посольских школах

Летом после 10 класса мы всей семьей уехали жить в Лиму, столицу Перу. Там я пошла учиться в посольскую школу, потому что туда берут не только детей дипломатов. Например, мой папа уехал в длительную бизнес-командировку. Еще там учится много детей из семей, в которых один из родителей – русский, и они живут в стране постоянно. Некоторые даже совмещают местную школу с российской и получают два аттестата. 

Главное отличие всех посольских школ – там мало людей. Даже в самых крупных едва ли можно насчитать сто человек, а в каждом классе учится 5-6 человек. Школа в Перу небольшая, официально там 9 классов, но 10 и 11 класс тоже есть. Только чтобы сдать ЕГЭ и получить аттестат, нужно ехать в другую страну. Я сдавала ЕГЭ в Буэнос-Айресе, и в аттестате у меня прописана школа при Посольстве РФ в Аргентине. 

Программа обучения та же, что и в России. Из-за того, что людей в школе мало, учиться там гораздо эффективнее. 

Когда в классе 30 человек, вряд ли тебя спросят два урока подряд, поэтому часто можно где-то схалявить. В посольской школе так не получится: спрашивают всех и всегда. 

Учителей тоже меньше. Есть сильные учителя, которые специально приезжают в командировку. У них индивидуальный подход, как на курсах, и так легче убедиться, что каждый усвоил материал.

В школе очень домашняя и комфортная атмосфера. Дети чаще всего дружные, старшеклассники на равных общаются с младшими. Учителей тоже узнаешь ближе, и отношения с ними гораздо проще. 

Но есть, конечно, и свои недостатки. В крупных школах в основном работают профессионалы с педагогическим образованием, которых приглашают специально. Но в Перу учителей просто не хватает, и около половины их них – жены дипломатов. Разумеется, с образованием, хоть и не всегда педагогическим. 

Ира, училась в Аргентине и Перу

Жизнь за границей оставляет свой отпечаток. После посольской школы я стала общительной и дружелюбной. Коллектив у нас был сплоченный, общаешься со всеми – и со старшеклассниками, и с маленькими детьми. Я не стесняюсь людей, новые знакомства для меня никогда не были проблемой. Я думаю, на это повлияло то, что я провела много лет в Латинской Америке.

Еще у нас часто устраивали концерты и праздники. Посольство и школа очень связаны, поэтому школа обязана организовывать такие мероприятия. В них участвуют все, поэтому каждый ребенок может раскрыть свои таланты. В большой школе это невозможно. Я очень люблю театр, и моя творческая деятельность началась в Аргентине, когда я приехала туда в 3 классе. 

Я хорошо знаю языки – английский и испанский, и опыт обучения в посольских школах помог мне самой заняться репетиторством, потому что, по сути, там оно и было. 

Когда возвращаешься в Россию, одноклассники смотрят на тебя с уважением и восхищением. Кто-то завидует. Немного меняется круг общения, потому что ты тянешься к людям, которые тоже много путешествуют и знают иностранные языки. У детей дипломатов очень много ограничений: в некоторых странах нельзя гулять по городу без сопровождения. Поэтому в России появляется больше свободы. 

Костя, учился в США

В первую посольскую школу я попал в Вашингтоне, когда отца отправили в командировку. Мне тогда было 8 лет, и я был слишком маленьким, чтобы почувствовать разницу между посольской школой и школой в России. 

Но когда я вернулся домой в 5 классе, учиться стало тяжко. Тут пятиклассники были совсем другими: круто было материться и петь похабные песни. А в посольской школе круто было, когда ты занимаешься спортом и принимаешь участие в творческой деятельности.

Дело в том, что в посольстве все родители друг друга знают и стараются воспитывать детей так, чтобы они дружно уживались в этом небольшом социуме. Даже самые отпетые хулиганы принимают человеческий облик. В большинстве случаев там учатся дети из благополучных и порядочных семей, поэтому все спокойно уживаются друг с другом. 

С одной стороны, учеба в посольской школе – это позитивный опыт, но из-за того, что я много времени провел за границей, в России у меня нет друзей детства, знакомых со двора. Еще я как-то выпал из российских трендов. Но когда все удивляются, что я не знаю Кравца, я отвечаю: «Зато у меня было счастливое детство».

Андрей, учился в Перу

Я жил и учился в Перу 5 лет. Там я оказался из-за работы отца. Я бы мог пойти в местную школу, но тогда я совсем не знал испанский, поэтому мы выбрали посольскую школу. 

Отличий от обычной российской школы много. Самое очевидное – количество человек в классе, и это влияет на качество образования. Отличается и сама обстановка – она более домашняя и привычная, все друг друга хорошо знают. Отношения между ребятами тоже другие: в посольской школе чаще всего учатся дети дипломатов, которые редко бывают конфликтными. Они поддерживают связь даже с тем, кого в обычной школе давно бы уже загнобили. В таких школах, мне кажется, не бывает изгоев. С другой стороны, обычная школа с жесткими дворовыми правилами и борьбой за первенство лучше готовит нас ко взрослой жизни. Поэтому сказать, что лучше – сложно. 

Мне нравилось учиться и в обычной, и в посольской школе. Но когда я вернулся в Россию, то чувствовал себя немного выпавшим из жизни: отстал от трендов и новых сленговых словечек.

Еще я долго привыкал к серьезной атмосфере и полному отсутствию улыбок на лицах прохожих.

Из-за резких перемен я закрылся в себе и плохо шел на контакт с новыми одноклассниками. Но со временем привык.

Фото на обложке: Unsplashed

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Я очень часто слышала упреки». Почему российские школьники не продолжают учиться сразу после выпускного
  2. 2 «Мы разыграли конфликт между родителями и детьми и решили его». Зачем учиться на конфликтолога
  3. 3 «Я чувствовала – если останусь в школе, то не смогу сохранить нервы». Как перейти на онлайн-обучение за три месяца до ЕГЭ
  4. 4 Rusbase Young ищет авторов в молодежную редакцию

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase