Колонки

Все обсуждают законопроект о фейках в интернете. Что об этом говорят эксперты?

Колонки
Виктор Леванов
Виктор Леванов

Эксперт аналитического центра Института развития интернета

Полина Константинова

14 января в комитете по информационной политике Госдумы состоялось заседание, на котором рассматривался законопроект по борьбе с фейками в интернете, инициированный сенаторами Андреем Клишасом и Людмилой Боковой, а также депутатом Дмитрием Вяткиным. Участники совещания, которое длилось три часа, пришли к выводу, что проблема фейковой информации ненадуманная и ею надо заниматься.

Виктор Леванов, эксперт аналитического центра Института развития интернета, в колонке рассказывает, какие бывают фейки и в чем их угроза.

Все обсуждают законопроект о фейках в интернете. Что об этом говорят эксперты?

По данным компании «Медиалогия», только за прошедший год, по сравнению с 2017 годом, количество спланированных ложных новостей увеличилось на 32%: с 15 до 20,9 тысяч публикаций. Сложившаяся ситуация в итоге приводит к потере доверия к государственным источникам официальной информации. Об этом свидетельствуют данные исследования ФОМ.

Доверие россиян к государственным СМИ снизилось с 65% в начале 2016 года до 47% в ноябре 2018-го.

Обилие фейковой информации в интернете создает впечатление ложной действительности, жертвами которой становятся граждане. Как заметил директор Института развития интернета (ИРИ) Сергей Петров, далеко не все пользователи сети обладают высоким уровнем цифровой грамотности, чтобы проверять всю информацию, получаемую из сетевых СМИ или соцсетей.

Коротко о законопроекте

Депутат Госдумы Дмитрий Вяткин и члены Совета Федерации Андрей Клишас и Людмила Бокова предлагают внести изменения в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Закон о СМИ.

Они считают, что законодательство уделяет мало внимания фейковым новостям, поэтому требуют пресекать распространение «недостоверной общественно значимой информации».

Сегодня ложная информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, не только наносит вред репутации граждан и организаций путем манипулирования общественным мнением, но и может быть по-настоящему опасной.

Какие бывают фейки и в чем их угроза

  • Самые часто встречающиеся фейки — слухи и непроверенные факты вокруг только что случившихся трагедий.

Ложные сведения в то время, когда люди находятся на нервах и переживают за своих близких, особенно разрушительно влияют на граждан, вызывая в обществе панику и массовое волнение. Из последних происшествий — трагедии в Кемерово и Магнитогорске.

Украинский пранкер распространял ложные сведения о 300 погибших в трагедии в «Зимней вишне», обзванивая морги, где не могли найти столько места для тел.

После трагедии в Магнитогорске в соцсетях создавались фейковые аккаунты, которые сообщали о большем количестве жертв, чем было на самом деле, якобы вели сбор средств для помощи пострадавшим.

Это самый вредный вид фейков на грани с мошенничеством – народные «сборщики» часто и не планируют отдавать деньги пострадавшим. Более того, даже такие фейки сопровождаются глумлением над ними.

  • Другие фейки — это новости, направленные на запугивание граждан, которых якобы предупреждают о катастрофе или теракте.

Так, например, в 2012 году распространялись ложные объявления о второй волне наводнения в Крымске, из-за чего жители города пытались срочно покинуть город. Полиция и МЧС предприняли попытки успокоить население, объезжая город и передавая информацию о ложном характере сообщений про якобы случившийся прорыв дамбы.

А в ноябре 2015 года с молниеносной скоростью по сети «ВКонтакте» и мессенджерам граждан из Республики Татарстан распространялась ничем не подтвержденная информация о 18 террористах-смертниках, которая вскоре дошла и до Москвы.

  • Значительная часть фейков — ложные обвинения в адрес предполагаемых организаторов терактов.

Такие новости вредят конкретно тем людям, которые стали героями фейк-ньюс. Так, по ошибке подозреваемым в убийствах в Керчи стал житель города Владислав Дивиза. Его фотографию распространяли в интернете, что вызвало волну негативных комментариев и звонков не только Владиславу, но и его родным. Дивиза записал видео с опровержением этого фейка и попросил не травить его семью.

Похожий случай был в Санкт-Петербурге, когда после теракта в метро, случившегося 3 апреля 2017 года, несколько СМИ опубликовали фотографию Андрея Никитина и назвали его «предполагаемым» террористом.

Несмотря на то, что впоследствии информация не подтвердилась и сам Никитин заявил о своей невиновности в полиции, мужчина потерял работу и заслужил недоверие со стороны общества.

Как борются с фейками за рубежом

В Евросоюзе разработали свой план по борьбе с дезинформацией в сети. Эксперты организации хотят обязать все цифровые масс-медиа отображать данные о владельцах сайтов в соцсетях. Этот же принцип должен касаться любого оплаченного материала.

Германия

В Германии действует нормативно-правовой акт, регулирующий работу с фейками, — Акт о законности в Сети (NetzDG). Закон распространяется на крупные соцсети. Согласно этому закону, интернет-ресурсы обязаны реагировать на жалобы пользователей, в том числе и на обращения по вопросам ложной информации.

Тем, кто игнорирует жалобы, грозит выплата штрафа до €50 млн.

При неоднозначности претензий жалоба поступает на рассмотрение в экспертный отдел Федерального министерства для семидневной проверки содержания и принятия решения. Благодаря этому владельцы социальных сетей неоднократно прибегали к блокировкам аккаунтов нарушителей. Так, например, аккаунт немецкого сатирического журнала Titanic в сети Twitter был заблокирован после публикации антимусульманского комментария.

Великобритания

В Великобритании озабочены распространением в интернете фейков и манипуляцией персональными данными настолько, что даже хотят штрафовать крупнейшие интернет-компании, если они содействуют распространению дезинформации. Речь идет о таких гигантах, как Facebook, Google и Twitter.

В настоящее время готовится к принятию Цифровая хартия, в которой прописаны принципы регулирования интернета. Власти Великобритании планируют работать вместе с волонтерами, ИТ-компаниями, образовательными учреждениями, населением и общественными организациями.

США

В США в октябре 2017 года в Сенате рассматривали проект закона «О честной рекламе» (Honest Ads Act). Согласно документу, интернет-компании обязаны хранить копии агитационных материалов, раскрывать информацию о заказчиках рекламных кампаний.

Что говорят эксперты?

Илья Рожнов, руководитель команды аналитиков Brand Protection Group-IB

В последнее время проблема очень актуальна, поскольку основным каналом доставки новостей для людей стали не издания (новостные сайты), а соцсети, сообщения в мессенджерах, форумы. Уровень проверки достоверности информации на стадии репоста практически нулевой.

Более того, ситуация зашла дальше: мы видели, когда уважаемые издания выпускали материалы на основании непроверенных, а порой и заведомо ложных постов в соцсетях. На поверку информация оказывалась ложной, но охват к тому времени уже был огромен. Можно серьезно навредить репутации компании, скомпрометировав в соцсетях ее руководителей и сотрудников.

Поддельные аккаунты — с реальными фотографиями и биографиями — могут использоваться как для публикации компромата, мошенничества, так и для последующих целевых атак на компанию.

Анна Дупан, директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ

Проблема борьбы с недостоверной информацией, распространяемой в сети, является очень острой во многих зарубежных странах. Все пользователи интернета теряются в потоке информации и не могут обрабатывать ее должным образом.

Пропадают прежние ориентиры правдивости, что создает условия для манипуляции мнениями социальных групп, что вполне оправдано приводит и законодателей, и политиков в зарубежных странах к позиции о необходимости изменения подходов к борьбе с дезинформацией в интернете (Европейский союз, США, Индия).

Если говорить о международном опыте борьбы с недостоверной информацией, то есть три основные направления правового регулирования ее распространения:

  1. регулирование рекламной деятельности в интернете;
  2. регулирование деятельности онлайн-платформ (социальных сетей);
  3. регулирование деятельности лиц, непосредственно распространяющих ложную информацию.

Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ

Качество и возможность проверки информации зависит от того, какое количество данных находится в открытом доступе. Если событие есть, а информации нет – появляются фейки.

Самый действенный способ борьбы с ними – это своевременная публикация правдивой информации. В этом смысле интересен опыт Википедии. Чтобы разместить там какую-либо информацию, необходимо привести подтверждающие ссылки. Правилами этой системы предусмотрена проверка – ссылки на источники.

Если здесь появляются фейки, они тут же исчезают, потому что приходят модераторы, которые отслеживают качество источников.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Учредитель Rutube подал в суд на одноименное ООО из Нижнего Новгорода
  2. 2 Российские онлайн-видеосервисы купили 26 проектов у южнокорейских компаний за $1,2 млн
  3. 3 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  4. 4 Стартовал прием заявок на премию «Лучшее агентское медиа в диджитал»
  5. 5 Бренд-медиа: нужны они бизнесу или нет