Колонки

7 страшилок заказчика, которые актуальны не только в Хэллоуин

Колонки
Елена Егошина
Елена Егошина

PR-менеджер Omega-R

Светлана Зыкова

PR-менеджер Omega-R Елена Егошина подготовила 7 хэллоуинских историй заказчиков, от которых мороз идет по коже.

7 страшилок заказчика, которые актуальны не только в Хэллоуин
Присоединиться

В одном черном-черном городе... в черном-черном офисе... жила черная-черная студия разработки. И в один пасмурный и хмурый день перед самым релизом прислала она заказчику нерабочий билд! Тут же над головой заказчика появилась тень топора негодующих инвесторов. А вокруг только и слышно, что шепот пользователей о сорванных сроках и ликование конкурентов. Что  делать? Куда бежать? Где спрятаться от всего этого ужаса?

Расскажем о самых жутких кошмарах клиента. Бороться с ними или жить дальше? Как выбрать разработчика, чтобы работа с ним не превратилась в очередной хоррор с плохим концом?

История 1. «Непрочитанное письмо»

Жил-был в почте один непрочитанный запрос на разработку. Жил день, жил два, потом к нему пришел еще один запрос от другого клиента. А через несколько дней непрочитанных писем стало так много, что горе-разработчик в них утонул, а запросы от клиентов обиделись и ушли к другой студии.

Такая, на первый взгляд, детская история описывает чуть ли не самый важный фактор при выборе разработчика для вашего проекта. Скорость ответов имеет огромное значение: если разработчики на этапе запроса такие медленные, что будет при разработке?

Поэтому, первое, что стоит оценивать, — это быстроту реакции. Быстрый ответ = опытный разработчик. Ему не нужно много времени, чтобы ответить на вопрос, в котором он чувствует себя как рыба в воде. Медленный ответ может означать, что либо компания первый раз столкнулась с такого рода проектом, либо просто не ценит времени своих клиентов. Проблем с таким разработчиком будет много.

История 2. «Чудовищная цена»

Как-то раз, заработавшись до поздней ночи, клиент услышал странные звуки. Подойдя к окну, он увидел огромную лохматую руку, которая устрашающе просила денег! Насыпал туда клиент золота, и рука скрылась. На следующий день история повторилась. И теперь каждую ночь ровно в 12 часов в окне испуганного клиента появляется большая ненасытная рука.

Страх высокой цены зачастую вызван непониманием, из чего она складывается и что клиент получит за эти деньги. Зависит это от многих факторов. Молодая студия может выставить вам более низкий рейт по сравнению с крупным, зарекомендовавшим себя разработчиком. При этом второй потратит на реализацию времени гораздо меньше, чем новички. В конечном итоге проект обойдется дешевле даже при более высоких рейтах.

Немаловажный фактор — полный цикл разработки и уровень обслуживания. В хороших студиях вы получаете не только разработчика и/или дизайнера, а еще и руководителя проекта — отдельного человека, отвечающего за работу всей команды и постоянно ведущего с вами диалог. Плюсом полное тестирование продукта на всех возможных гаджетах и, конечно, последующая забота о проекте даже после его выпуска.

Резюмируем: принимая решение о подрядчике для своего проекта, помимо ценового фактора необходимо учитывать ценность, которую вы получаете за эти деньги.

История 3. «Проклятье ленивых разработчиков»

В одной небольшой компании повелась как-то традиция постоянно задавать клиентам миллион вопросов и дорогое время бизнесменов тратить. Вселенская лень одолела разработчиков — не хотели они во всемирную сеть идти, да запросы в гугл вбивать. Спросили раз о том, два о другом, а на третий клиент не выдержал и в огнедышащего дракона превратился. С тех пор о разработчиках плохие слухи и легенды ходят — что сбежали они в болота и мелкие неуспешные проекты делают.

Эта история о том, что задавать вопросы клиенту, конечно, нужно, но задавать их правильно. Экспертность разработчика проявляется, в первую очередь, в формулировке. Список вопросов на 4 листах не приведет к положительному результату. Каждый из них должен быть подкреплен фактами, примерами других подобных проектов, которые разрабатывала студия.

Хороший признак — если вопросы также будут содержать и рекомендации: что и где использовать и как это лучше реализовать. Студия, своим опытом завоевавшая ваше доверие, станет надежным партнером, с которым вы будете отлажено работать и создавать успешные продукты.

История 4. «Древние знаки»

Получил как-то клиент письмо по оценке своего проекта от команды разработчиков. Полон надежд, открыл он его, а там... на белых страницах стали появляться странные знаки и рисунки… Что за невидаль? О таком клиент и знать не знал, и слыхом не слыхивал. Два дня и две ночи клиент вместе с толпой переводчиков пытался расшифровать послание, да все впустую. Оказалось, это были знаки из древних заклинаний ведьм.

Довольно часто разработчики в сметах формулируют задачи абстрактным и очень техническим языком.  Клиент при этом оказывается в крайне неловкой ситуации. Мало того, что суть написанного неясна и непонятно, правильно ли разработчик понял задачу. Еще возникает недоверие к студии — а вдруг они написали  заведомо большее количество часов, рассчитывая, что заказчик не поймет, что прячется за абстрактной формулировкой?

В профессиональной студии такой ситуации не допустит руководитель проектов.

Он и с технического на «человеческий» формулировку задачи переведет до отправки оценки заказчику и убедится, что задача интерпретируется обеими сторонами одинаково.

История 5. «Тихий омут»

Жила-была в одном проекте задачка. Неказистая с виду да несложная — чего бы на нее много времени тратить? А задачка не так проста оказалась. Обиделась она, что недооценивают ее, и в монстра всепожирающего превратилась. С тех пор преследует этот монстр клиента и бюджет на постоянное исправление из него тянет.

Зачастую простые на вид задачи недооцениваются разработчиком, либо клиент не может понять, почему эта простая задача займет по их оценке так много времени. На самом деле непонимание начинается в тот момент, когда разработчик перестает вести тесный диалог с клиентом.

Если вам задавали правильные вопросы, внимательно слушали и подробно описали предлагаемое решение понятным языком, подкрепили это примерами из своего опыта, тогда вы сможете верно представить объем работы, а следовательно, и количество времени, которое она может занять.

История 6. «Таинственный незнакомец»

Нашел как-то клиент разработчика себе в помощники. Цену тот назвал хорошую, сайт какой-никакой имелся. Когда же, наконец, прислал  тот разработчик первую версию проекта спустя пару месяцев, оказалась она совсем чудной. Все потому что делали ее инопланетяне шестирукие. Не знал этого клиент, горевал сто дней и сто ночей, а студия — та и вовсе пропала после первой же версии.

Чаще всего общение клиента с разработчиком начинается  удаленно. Поэтому на первом этапе важно иметь представление о том, с кем вы имеете дело. Погуглить, почитать отзывы и посмотреть портфолио не составит особого труда, но зачастую этого недостаточно.

У студии всегда должна быть возможность пообщаться с клиентом лично: будь то приглашение в офис, видеозвонки и чаты.

Услышав реальный голос и увидев живых и адекватных людей, гораздо легче принять решение в пользу этой студии. Репутация компании тоже влияет на исход сделки. Еще существует личная репутация членов команды разработки — с ней можно познакомиться при непосредственной беседе с сотрудниками. Они должны быть компетентны в своих областях, вежливы и способны ответить на все ваши вопросы.

История 7. «Полтергейст забвения»

Здесь случилось что-то страшное! После подписания договора на разработку как по взмаху адского посоха письма от клиента перестали доходить до разработчика, телефон последнего стал недоступен и передавал какие-то помехи. Разработчик как будто исчез с лица Земли! НЛО? Полтергейст? Появился он в эфире только в день сдачи проекта, конечно же сделав все не так, как было указано в ТЗ.

В бизнесе существует понятие business marriage — деловой брак. Он также строится на взаимном уважении и заботе. Ведь это залог не только вашего долгосрочного сотрудничества, но и успешности продукта. Со студией, которая всегда на связи (даже после релиза!), ежедневно держит клиента в курсе и предугадывает вопросы, просто приятно работать. Не говоря уже о пользе такого сотрудничества для проекта.


Для чего мы уместили самые страшные мысли заказчиков в казалось бы детские страшилки? Чтобы все жили долго и счастливо, как в сказках ;) А еще — чтобы никто никогда больше не попался в лапы Чудовищ Плохой Разработки. 

Для этого достаточно знать всего 7 качеств хорошей студии, с кем проект будет успешным, а сотрудничество приятным:

  1. реагирует быстро
  2. слушает и задает правильные вопросы
  3. эксперт в своем деле
  4. описывает и приводит примеры схожих проектов, функций, технологий (своих или существующих на рынке)
  5. говорит на языке заказчика
  6. стремиться пообщаться лично (встреча, созвон)
  7. продолжает заботиться о проекте даже после его окончания

 

И я там был, мед-пиво пил... До встречи в следующих историях!


Материалы по теме:

PR для стартапа: куда идти и что делать?

8 кругов ада журналиста, который решил стать PR-щиком

Как продавать кому угодно: пошаговая инструкция

Не стоило прогуливать — 8 учебных дисциплин, полезных для предпринимателей

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
  2. 2 Денежная мотивация сотрудников: от прямых выплат до долей в акционерном капитале
  3. 3 Эмпатия в интерьере: как заботиться о сотрудниках с помощью комфортного рабочего пространства
  4. 4 Как арендатору сократить расходы на CapEx
  5. 5 Все о незаконном дроблении бизнеса в 2024 году