Управление налоговым учётом на маркетплейсах — задача со звёздочкой. Сложность кроется в нюансах. Например, в точном учёте всех доходов и расходов, особенно комиссий маркетплейса.
Даниил Смирнов, лидер сервиса «Онлайн-бухгалтерия» в «Точке», разобрал, как оптимизировать налоговый учёт и избежать распространенных ошибок.
Колумнист рассказал, как обеспечить прозрачность финансовых операций, чтобы бизнес продавца мог успешно развиваться и адаптироваться к изменениям на популярных торговых площадках.
Содержание:
- Зачем нужен налоговый учёт на маркетплейсах
- Как устроены отношения между продавцом и маркетплейсом
- Как выбрать подходящий налоговый режим
- Как посчитать налог при работе с маркетплейсами на НПД и УСН «Доходы» и ИП на ОСНО
- Распространённые ошибки и как их избежать
- Оптимизация налогового учета: рекомендации эксперта
Зачем нужен налоговый учёт на маркетплейсах
На маркетплейсах продавцы и площадки взаимодействуют на основе агентского договора, который регулируется 52 главой Гражданского кодекса РФ. При регистрации личного кабинета на маркетплейсе продавец автоматически принимает условия оферты с сайта.
52-я глава Гражданского кодекса РФ регулирует агентские договоры. Согласно ей, агент обязуется за вознаграждение совершать юридические и иные действия по поручению принципала от своего имени или от имени принципала.
Маркетплейс принимает роль агента, а продавец — принципала. Даже если в оферте нет таких терминов, договор все равно подразумевает, что агент продаёт товары от лица принципала, получая комиссию.
Несмотря на кажущуюся простоту процесса, каждый продавец обязан самостоятельно вести налоговый учёт. Ошибки здесь могут привести к серьёзным финансовым последствиям, включая доначисления налогов, штрафы и даже блокировку счёта.
Как устроены отношения между продавцом и маркетплейсом
Маркетплейс выступает посредником и не берёт на себя обязанности по учёту товаров продавца. Поэтому предприниматели, которые торгуют на площадке, должны самостоятельно учитывать все доходы и расходы, включая комиссии маркетплейса. Площадка обязана предоставлять документы, подтверждающие доходы продавца.
На Ozon:
- Отчёты о продажах. Документы можно найти в личном кабинете селлера. Для этого перейдите в раздел «Отчёт о реализации», отметьте нужный документ и нажмите «Скачать». Отчёты формируются раз в месяц.
- Акты о премии. Площадка подготавливает документ в том случае, если были выплаты за баллы. Найти его можно в кабине селлера в разделе «Финансы» → «Документы» → «Компенсации и прочие начисления».
На Wildberries:
- Отчёты о реализации товаров при продажах на территории России и Уведомления о выкупе при продажах в страны СНГ. Документы можно скачать в личном кабинете селлера раз в неделю в разделе «Документы». В отчёте отражается и комиссия площадки.
- Банковская выписка. В ней содержится информация о о переводе денег от Wildberries на счёт продавца. Её можно получить в своем обслуживающем банке.
Дальнейшие особенности учёта зависят от того, какую организационно-правовую форму применяет продавец и какой налоговый режим он выбрал. Например, у продавцов, работающих исключительно на маркетплейсах, могут быть свои специфические требования и нюансы. Их доходы учитываются по платежам от покупателей через маркетплейс, а в расходы можно принять услуги маркетплейса и затраты на закупку товара после его продажи.
По теме. Косвенные налоги: что к ним относится, как начисляются и почему их не всегда видно
Как выбрать подходящий налоговый режим
Продавцы на торговых площадках должны выбрать налоговый режим, который соответствует их бизнес-модели и целям. Выбор правильного режима зависит от размера бизнеса, дохода и структуры расходов. Рассмотрим три распространённых налоговых режима.
Налог на профессиональный доход (НПД). Подходит для самозанятых и малых ИП. Ставка составляет 4% с доходов от физических лиц и 6% от юридических лиц. Налог рассчитывается автоматически ФНС в конце месяца, и каждая продажа при этом отражается продавцом в приложении «Мой налог». Этот режим подходит для самозанятых и ИП, чьи доходы не превышают 2,4 млн рублей и только для тех, кто продает товары собственного производства.
Упрощенная система налогообложения (УСН). Подходит для малого и среднего бизнеса.
Варианты УСН:
- «Доходы»: ставка 6% при доходах до 199,35 млн рублей в год и 8% — от 199,35 до 265,8 млн рублей в год. В некоторых регионах установлены льготные ставки, например, 1% в Калмыкии.
- «Доходы минус расходы»: ставка 15% и 20% соответственно. Но считается не от всей суммы дохода, а за вычетом расходов. На этом режиме льготные ставки тоже установлены. Например, 7% в Санкт-Петербурге и Свердловской области.
Выбор между этими опциями зависит от маржинальности и объёма расходов продавца. Если расходы составляют 60-75%, выгоднее применять вторую схему. При этом у организации и ИП не должно быть более 130 наемных работников и не более 150 млн рублей остаточной стоимости основных средств.
Общая система налогообложения (ОСНО). Подходит для крупных предприятий с возможностью вычета НДС и других налогов. Облагается налогом на прибыль (20%) для ООО или НДФЛ (13% для доходов до 5 млн рублей и 15% для суммы свыше) для ИП. НДС используется совместно с налогом на прибыль для ООО и с НДФЛ для ИП.
Как посчитать налог при работе с маркетплейсами на НПД и УСН «Доходы» и ИП на ОСНО
Самозанятые, а также ИП и юрлица на УСН «Доходы» со ставкой 6% при продажах на маркетплейсе не могут уменьшить налоги на сумму расходов. Они платят налог с общей суммы продаж, а не с той суммы, которая поступает на расчётный счёт. Налог будет рассчитываться по формуле:
Доходы с учётом комиссии маркетплейса x Налоговая ставка = Сумма налога.
Например, вы продаёте футболку стоимостью 800 рублей. Маркетплейс удерживает с её продажи свой процент — 100 рублей. На расчётный счёт вам придёт 700 рублей, но вы должны платить налог с учётом комиссии с 800 рублей. Получится: 800×6% = 48 рублей.
Для ИП на ОСНО расчёт налога выглядит следующим образом:
Налогооблагаемая база x Ставка налога.
Налогооблагаемая база определяется как разница между доходами и профессиональными вычетами. Предприниматель может выбрать один из двух вычетов: либо предпринимательские расходы, связанные с получением доходов (например, на сырьё, материалы, аренду, зарплату), либо 20% от предпринимательских доходов.
Распространённые ошибки и как их избежать
Риски доначислений и необходимость соблюдать требования налоговой. Запросы и штрафы от нее обычно поступают, если поставщики товаров:
- Учитывают поступления на счёт от маркетплейса в доходы без учёта удержаний.
- Не понимают, как показывать доход так, чтобы не получить требования и доначисления.
- Не предусматривают, что поступления от маркетплейса регулируются налоговой отдельно. На них срабатывает специальный триггер. К таким поступлениям контролирующие органы относятся более внимательно.
В результате в налоговой зачастую просят предоставить дополнительную документацию и подготовить корректировку с полным учётом доходов. Чтобы избежать таких обращений, нужно быть в курсе, чего делать не стоит, и следить за изменениями в законодательстве.
Многие продавцы, особенно начинающие, совершают ряд ошибок в начале торговли на маркетплейсах. Разберём каждую из них и дадим рекомендации.
Некорректное отражение доходов в отчетных документах. Одной из наиболее частых ошибок является внесение в отчётность сумм, которые продавец фактически получает на счёт, а не те, что оплатил покупатель. Это может привести к доначислениям налогов, так как налоговые органы рассчитывают обязательные платежи исходя из общей суммы продаж. Чтобы этого избежать, перед началом торговли убедитесь, что понимаете, как правильно рассчитывать налоги и какие суммы следует отражать в документах. Доходом для продавца считается вся сумма, которую покупатель заплатил за товар.
Несоблюдение сроков подачи документов в налоговую. Задержка в подаче налоговой отчетности может привести к штрафам. Установите себе систему напоминаний или воспользуйтесь бухгалтерскими программами, которые автоматически напоминают о сроках подачи всех необходимых документов от маркетплейса. Бухгалтерские программы, как правило, уже включают в себя систему напоминаний и имеют ряд дополнительных преимуществ: от контроля доходов и отчетности до расчёта и уплаты налогов и взносов в одном месте.
Незнание законодательства и отсутствие отчетности, о необходимости которой продавцы могут не подозревать. Например, если селлер работает с маркетплейсами, действующими на территории стран Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан), он должен предоставлять отчёт не только в налоговую, но и Федеральную таможенную службу. Это актуально как для юридических лиц, так и для самозанятых.
Для этого нужно сдать в таможню специальный документ — статформу. Это отчёт о товарах, которые поставляются из России в страны ЕАЭС или наоборот. Статформу нужно подавать в течение 10 рабочих дней месяца, следующего за месяцем перемещения товара. Селлер включает в неё все перемещения, кроме отменённых заказов.
Соблюдение законодательных требований, настройка системы напоминаний о сроках подачи документов или консультация с профессионалами помогут вам быть в курсе всех требований и избежать возможных штрафов.
Реже возникают ситуации, когда маркетплейс выкупает товар у продавца. Тогда площадка должна предоставить статистическую форму самостоятельно. Многие ожидают, что маркетплейсы будут выступать налоговыми агентами для всех продавцов. Но пока такие заявления находятся на стадии обсуждения.
По теме. Как оформить статформу для маркетплейса
Оптимизация налогового учета: рекомендации эксперта
Для грамотного ведения учёта необходимо заранее прогнозировать объём выручки, подтверждать все затраты документально и находить проверенных поставщиков, готовых предоставить накладные на продаваемую продукцию. Это поможет избежать трудностей с уплатой налогов и предоставлением отчётности, особенно в случае проблем с контролирующими органами.
Для оптимизации налоговых отчислений:
- При низкой маржинальности стоит выбирать режим УСН «Доходы минус расходы».
- Если ваш бизнес имеет относительно низкие операционные расходы (меньше 70% от выручки), УСН «Доходы» позволит упростить учёт и снизить налоговую нагрузку.
- Если ИП зарегистрирован в регионе с установленной льготной ставкой, это будет преимуществом.
Фиктивная смена прописки для получения налоговых льгот — то, чего делать не стоит. Есть прецеденты, когда налоговая указывала на фиктивную смену регистрации без реального намерения вести деятельность.
В результате это отмечалось как нарушение, а продавцам приходилось разбираться с контролирующими органами. Такие действия могут быть расценены как получение необоснованной налоговой выгоды, что приведет к серьезным налоговым проверкам и штрафам. Важно быть внимательным и соблюдать принятые нормы.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025