Колонки

Как предпринимателям из России попасть в Y Combinator в текущей обстановке

Колонки
Вячеслав Солоницын
Вячеслав Солоницын

Генеральный директор Mighty Buildings

Ахмед Садулаев

Y Combinator — один из самых престижных акселераторов в мире, из которого вышли такие культовые бренды, как Airbnb, Reddit, Stripe и Dropbox. В него мечтают попасть многие предприниматели, однако в последние годы стартапам из России стало непросто пройти отбор.

Генеральный директор Mighty Buildings — компании из топа рейтинга Y Combinator Companies — Вячеслав Солоницын рассказывает, как русскоязычным компаниям попасть в программу в нынешней обстановке.

Как предпринимателям из России попасть в Y Combinator в текущей обстановке

В обычных условиях шансы молодой компании попасть в Кремниевую Долину без бэкграунда, проданных стартапов и крупных инвестиционных раундов за плечами практически нулевые. 

И это один из главных поинтов, почему многие основатели так хотят попасть в акселератор Y Combinator: участие в нем очень сильно повышает шансы, что инвесторы в Долине начнут серьезно относиться к вашему проекту. 

Да, у некоторых предпринимателей получается поднять инвестиции у топовых фондов с нуля и без YC, но это практически невозможно в нынешних условиях. 

Еще одно преимущество Y Combinator — четкий фокус на рынке и product-market fit. YC любит технических стартаперов, «хакеров», как они их еще называют, но не все они становятся успешными бизнесменами, поэтому фокус на рынок так важен. 

Например, в нашем случае партнеры акселератора понимали, что реализация технологии может занять годы, и посоветовали подумать, что мы можем вывести на рынок уже сейчас.

Тогда мы разработали небольшую студию с элементами дизайна, напечатанными на 3D-принтере — и она стала тем самым MVP, который мы начали продавать и доставлять в Калифорнии уже через полтора года после запуска (крайне быстро для строительной индустрии с учетом того, что нам пришлось сертифицировать технологию). 

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

Все эти преимущества привлекают в Y Combinator проекты со всего мира, в том числе из России. Раньше YC достаточно активно инвестировал в стартапы с русскоязычными основателями, но в последние пару лет и особенно после 24 февраля таким компаниям стало намного сложнее попасть в акселератор и привлечь инвестиции. Но это не значит, что возможность пройти отбор полностью закрылась. 

Разберем, что нужно делать фаундерам из России, чтобы попасть в Y Combinator.

 

Смотрите на развивающиеся рынки

Пожалуй, основной путь в YC для стартапов с русскоязычными фаундерами лежит через рынки Латинской Америки, Африки и Азии — регионов, на которые акселератор обращает все больше внимания. 

Как CEO Mighty Buildings я провожу много времени в наших в регионах LATAM и MENA, и мы видим, что после первичного трекшена на этих рынках вполне можно попасть в акселератор. 

Развивающиеся рынки уже давно попали в фокус венчурного сообщества: это связано с тем, что в этих регионах стабильно растет число представителей среднего класса. Именно средний класс — основной драйвер для многих стартапов, поэтому потенциал роста на таких рынках намного выше, чем в Европе или США.

Чтобы проект рассмотрели в YC, вы должны локализовать его на местном рынке. То есть нужно действительно отправиться в этот регион, набрать международную команду, поработать там какое-то время, дойти хотя бы до базового product-market fit и уже тогда подаваться в акселератор. 

В этом случае предвзятого отношения к бизнесу не будет. Но если вы развивали стартап в России, а потом быстро сменили название, запустили англоязычную версию сайта и попытались скрыть свое происхождение — благосклонного отношения от потенциальных инвесторов можно не ждать.

Сейчас я поддерживаю новый акселератор Hackers Bridge с фокусом на молодых русскоязычных предпринимателей, проекты которых рассчитаны на развивающиеся рынки. Среди наиболее перспективных регионов для экспансии, которые я могу назвать: Ближний Восток, Латинская Америка и Юго-Восточная Азия.


Читайте по теме: Акселератор Hackers Bridge инвестирует до $5 млн в проекты русскоязычных фаундеров до 30 лет


Нам важно работать с теми фаундерами, которые запускают глобальный стартап проект впервые, но уже сделали что-то выдающееся на российском рынке. Многие из них еще студенты или только окончили вузы. 

Они полны идей, не боятся ошибок, легко адаптируются к новой культуре. Думаю, что тренд на развивающиеся рынки быстро подхватит мировое предпринимательское сообщество.

 

Следите за трекшеном

Если абстрагироваться от национальности, главный критерий оценки проекта в YC — это трекшн, поэтому перед подачей заявки нужно здраво оценить, насколько перспективным он выглядит. 

Правда, есть исключения, когда стартап пока не может принести выручку по объективным причинам — например, в hardtech-отрасли. В этом случае акселератор смотрит на потенциал идеи, возможность масштабирования, то есть рынок, и опыт команды. 

В целом все эти элементы должны обязательно соответствовать друг другу — это принципы не только Y Combinator, но и других крупных инвесторов в Долине.

Если у вашего проекта не хватает одного из этих компонентов — либо у инвестора нет понимания, почему именно ваша команда занимается этим кейсом, запитчить проект вряд ли получится. Поэтому будьте готовы объяснить, как ваш продукт, рынок и команда соответствуют друг другу.

 

Общайтесь 

Хорошей поддержкой в привлечении инвестиций иногда может стать само комьюнити акселератора. Но эта поддержка работает не так, как представляется большинству стартапов, которые рассчитывают на помощь комьюнити во время демо-дня.

Это срабатывает далеко не всегда: обычно участники программы YC из того же бетча слишком заняты собственными проектами и не смогут вам помочь — до того, как сами не получат то, ради чего пришли на демо-день. А успешные выпускники программы зачастую не спешат помогать новому поколению на старте.

Чтобы получить реальную поддержку от комьюнити акселератора, лучше обратиться к нему на более позднем этапе, ближе к Series A. А именно — начать общаться с фаундерами проектов, работающих в вашей отрасли, спрашивая, что они сделали, чтобы поднять раунд.


Читайте также:

10 самых активных венчурных компаний в Латинской Америке

Куда пойти, если вы хотите запустить бизнес в Латинской Америке


Мы в свое время составили целый перечень вопросов: какие метрики и майлстоуны показывали основатели, с какими инвесторами общались, как их оценивали, сколько времени занимал процесс по стадиям, что делать стоит, а что нельзя и так далее. 

И когда мы опросили 15 или 20 hardtech-проектов, у нас появилось достаточное количество datapoins и понимание, какая стратегия нужна для привлечения инвестиций. Косвенным результатом этой стратегии стало то, что предприниматели, с которыми мы общались, потом делали интро на своих инвесторов, когда мы открывали раунд.

Иными словами, чтобы извлечь пользу от поддержки комьюнити, старайтесь узнавать от его участников важную для вас информацию — в первую очередь где искать финансирование, как питчить проект и на что стоит обратить внимание в процессе.

 

Изучайте тренды

Наконец, прежде чем подаваться в Y Combinator, важно изучить, в какие рынки акселератор инвестирует охотнее, а какие обходит вниманием. Например, в прошлом году в акселераторе было много проектов с фокусом на b2b, SaaS, DevOps, consumer products, в меньшей степени — финтех и healthtech. 

Вся эта информация находится в открытом доступе, и на нее стоит ориентироваться — потому что закрыть seed-раунд для проекта, тренд на который уже прошел, достаточно тяжело.

 

Чек-лист перед подачей заявки в Y Combinator

  • Проектам с основателями из России сейчас лучше выходить в Y Combinator через развивающиеся регионы, причем нужно проработать на новом рынке хотя бы полгода;
  • Чтобы пройти отбор в акселератор, у вас должен быть хороший трекшн, product-market fit и сильная международная команда основателей;
  • Общайтесь с другими участниками комьюнити YC, не бойтесь спрашивать, как они подняли финансирование, к кому обращались и как инвесторы оценивали проект;
  • Изучите тренды акселератора, рынки, на которых он сфокусирован, и проекты, которые прошли отбор в прошлом году;
  • Будьте готовы объяснить, как ваш продукт, рынок и команда соответствуют друг другу.

Фото: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Alibaba для Африки и фитнес-трекеры для коров: выпускники Y Combinator 2017
  2. 2 Успехи года: 13 побед российских стартаперов на Западе
  3. 3 7 советов тому, кто хочет вести бизнес в США
  4. 4 Развитие и масштабирование: второй поток акселератора для соцпредприятий набирает обороты
  5. 5 Идет прием заявок на Всероссийский фестиваль университетских технологических проектов HSE Fest 2022
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

20 августа 2022

22 августа 2022