В феврале специалисты прогнозировали бум в сфере онлайн-образования в связи с коронавирусом. Только в Китае 180 млн студентов перешли на онлайн-обучение.
Ещё в 2014 году Майкл Трукано, специалист Всемирного банка в области образования и технологий, рассказал о важности «переломных моментов» для продвижения образовательных технологий. Трукано предположил, что «чёрными лебедями» (непредвиденными событиями с глубокими последствиями) для индустрии могут быть эпидемии.
Как пандемия повлияла на дополнительное образование в России и как действуют предприниматели в новых условиях? Рассказываем на опыте Дарьи Абрамовой, основателя школы программирования и цифрового творчества «Кодабра».
Школа цифрового творчества «Кодабра» существует с 2015 года. До пандемии мы проводили еженедельное офлайн-обучение в офисах ИТ-гигантов (Mail.ru, Ozon, «Мегафон») для детей 6–17 лет и устраивали летние тематические лагеря. С приходом карантина всё поменялось и мы полностью перешли в онлайн.
Кодабра в цифрах до карантина:
- 118 сотрудников;
- 35 тысяч учеников;
- 300 уроков еженедельно;
- 30 тысяч рублей средний чек.
Начало пандемии: экстренные меры
В начале марта мы вышли на хорошие обороты, но сразу после праздников, когда ситуация с коронавирусом докатилась до России, клиенты стали массово отказываться от оплаты.
Мы теряли 90% выручки ежедневно. Было непонятно, как выживать.
Ко внешнему кризису подошли с внутренним раздором. Часть коллег перестала верить в компанию и в меня как в лидера. Половина команды ушла по собственному желанию, с некоторыми пришлось договариваться лично.
С учётом потери выручки, непонимания, как справиться с расходами, и ухода команды, под стрессом я начала искать покупателя для «Кодабры».
Быстро найти покупателей не получилось, и я решила попробовать ещё раз. Мы съехали с арендованных офисов, сократили кост на сервисы: от чего-то отказались, где-то сократили лицензии, где-то нашли способ получить бесплатные версии. В результате удалось уменьшить растраты в два раза.
Отдельной задачей было перевести учеников из офлайна в онлайн.
Действовать нужно было оперативно, офисы закрывались за сутки, и приходилось вручную обзванивать по 400 родителей, чтобы на следующий день они с детьми не пришли к закрытым дверям.
С понедельника офлайн-мероприятия запретили, и мы прозванивали уже 1,5 тысячи родителей. А уже на первых выходных карантина мы провели первые онлайн-занятия.
Новая концепция за ночь
Следующие две недели были жёсткими: мы консультировали родителей, помогали устанавливать программное обеспечение на собственные компьютеры. С командой, что осталась, распределяли обязанности, ставили новые KPI и автоматизировали процессы.
За ночь переделали лендинг и воронку продаж, выставили новый ценник, запустили рекламу на курсы в онлайн, в русскоязычную Европу и Америку. Сделали всё, что нужно для нового фокуса в продажах и маркетинге. Так, из офлайн- мы стали онлайн-школой программирования.
Сейчас у нас занимаются дети из Европы и США, хотя до карантина мы об этом и даже не задумывались.
С первыми продажами стало морально проще, был виден результат и мы начали ускоряться. Выручка выросла до 70% от того уровня, что был до кризиса.
«Займите детей наших сотрудников с фокусом на диджитал»
До пандемии мы общались с компаниями и предлагали обучение детей сотрудников в закрытом формате на специальных условиях. Заинтересованность была, но переговоры затягивались, так как наша услуга не была приоритетом.
Когда всех перевели на удалённую работу, необходимость занять детей появилась у и самих компаний, ведь это влияет на продуктивность родителя. Часть предыдущих контактов сработала и дала результат.
Так, компания X5 Retail Group обратилась с предложением подумать над форматом, который с пользой займёт неограниченное количество детей 4–10 лет. Наши обычные курсы под этот запрос не подходили, поэтому мы разработали онлайн-лекции о создании мультиков для младших и об ИТ-профессиях — для старших детей.
Это позволило расширить возрастной порог и продуктовую линейку. И дало толчок и идею, которую мы стали предлагать другим. Через неделю пришла ещё одна компания и согласилась уже на готовый концепт.
Кодабра в цифрах во время карантина:
- 60 сотрудников;
- 190 уроков ежемесячно;
- 17 тыс. руб. средний чек.
Как достичь максимума и спасти бизнес
Можно давать советы, если знаешь все составляющие, но сейчас непонятно, как изменится поведение потребителей, как будет восстанавливаться офлайн, пропадёт ли у людей страх или усилится. Планировать даже на месяц стало странно, особенно если бизнес поменял концепцию. Но вот к чему пришли мы в «Кодабре».
- Разговаривать с командой
Выходить к коллегам с обратной связью, рассказывать, что происходит, куда идём, что получилось и нет, чтобы они вовлекались, предлагали варианты решения и были готовы к резким переменам.
- Планировать по нескольким вариантам
Сейчас мы думаем, какие продукты будем предлагать летом. Их должно быть несколько, ведь непонятно, что заработает: онлайн, офлайн, групповые или индивидуальные занятия. Если карантин продлится, станут популярны онлайн-лагеря. В трендах будут активности на улице, на это тоже стоит делать ставку и акцент в рекламных кампаниях.
- Быть лояльными
Предлагать текущим клиентам реферальные программы лояльности, разрабатывать маркетинговые кампании, которые будут провоцировать делиться информацией о нашем продукте с друзьями. Адаптировать email-рассылки, сегментировать клиентов и экспериментировать. Но это будет иметь значение, когда станет понятно, какой продукт решим делать.
- Экономить и отсрочивать платежи
Как можно больше экономить и пытаться накапливать. Даже если денег хватает, лучше отсрочивать выплаты подрядчикам, с гарантийными письмами или без, чтобы была подушка в запасе.
- Сокращать сотрудников
Чтобы спасать бизнес, а не, к сожалению, коллег. Чтобы им потом было, куда возвращаться. Предлагать вместо зарплаты процент от дохода. Не всем схема подойдёт, но есть те, кому нужен доход и кто готов работать на таких условиях.
- Общаться с текущими клиентами
Обстановка изменилась, и нужно понимать, чем живёт целевая аудитория. Если есть проблема, родитель будет пытаться её решить, а значит, будет выделять на это бюджет. Это даёт почву для размышлений.
Вместо заключения
Попасть в мясорубку кризиса полезно: он не позволяет отключать мозг и перекладывать ответственность на других. Всё, что было лишним или мешало, — отрезается или отваливается само. Учишься действовать и находить выходы в условиях напряжения и неопределённости.
Когда это внешний фактор — это подарок для личных превращений, роста или преобразования бизнеса. И возможность увидеть, кто ты и кто с тобой в команде на самом деле.
Фото: из архива «Кодабры»
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 Карантинная коллаборация: как стилисты и фотограф объединились для проведения онлайн-съемок
- 2 Вечеринки на карантине: event-агентство On Duty запустило сервис праздников на дому
- 3 Образование на карантине: готов ли EdTech к глобальному переходу на дистанционное обучение
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025