YOUNG

Образование на карантине: готов ли EdTech к глобальному переходу на дистанционное обучение

YOUNG
Иван Себедаш
Иван Себедаш

Директор по продукту Учи.ру

Мария Передок

Перспективы рынка образовательных технологий или EdTech в последнее время оценивались очень высоко: по прогнозам BCC Research, между 2017 и 2022 годами его объем должен был практически удвоиться, а аналитики «Интерфакса» посчитали, что в 2019 году мировую EdTech-индустрию можно было оценить в $74 млрд. Российский сегмент, по данным того же исследования, составлял около 45-50 млрд рублей, а по итогам 2020 года должен был достичь 55-60 млрд рублей, то есть около 1% от мирового рынка.

Но несмотря на позитивные прогнозы развития, сейчас доля EdTech-сектора в образовании весьма невысока — чуть больше 1%. Разумеется, этого недостаточно, чтобы легко перевести учащихся со всего мира на дистанционное обучение. Поэтому сейчас образовательные системы большинства стран переживают коллапс: 87% учащихся во всем мире не могут посещать школы и вузы: в начале апреля учебные заведения закрыли уже более 180 государств. EdTech-рынок внезапно столкнулся с огромным спросом — поэтому сейчас и властям, и частным компаниям приходится приложить все силы, чтобы удовлетворить его в максимально сжатые сроки.

Образование на карантине: готов ли EdTech к глобальному переходу на дистанционное обучение

Мировая практика

Построить с нуля государственную систему онлайн-образования в кратчайшие сроки вполне реально, хотя эта задача на первый взгляд кажется фантастической — об этом свидетельствует опыт Китая. Китай, который первым столкнулся с пандемией коронавируса, буквально в течение нескольких недель выпустил национальную платформу, где были собраны видеоуроки по всем школьным предметам, электронные учебники, справочные материалы и тесты. В создании проекта участвовали такие технические гиганты, как Alibaba, Baidu и Huawei, а телекоммуникационными провайдерами стали China Telecom, China Unicom и China Mobile. Система онлайн-обучения объединила 7 тысяч серверов, а пользоваться ей могли одновременно до 50 млн учеников.

Одновременно с этим свои ресурсы мобилизовали частные EdTech-компании, а многие школы начали проводить с учениками занятия в формате видеоконференций с помощью приложения WeChat.

Но Китай столкнулся с проблемой во многом уже подготовленным: еще до пандемии он занимал ведущие позиции на рынке онлайн-образования. В 2018 году почти половина всех инвестиций в EdTech была направлена именно в компании КНР, а в списке EdTech-единорогов, представленных HolonQ за 2020 год восемь компаний из 14 — китайские. Многие европейские страны также были неплохо подготовлены к дистанционному обучению.

Например, Финляндия, стабильно занимающая первые места в мире по качеству школьного образования, выдала ноутбуки на дом всем ученикам средней школы, которые в этом нуждались. После этого занятия продолжились в обычном режиме, по тому же самому расписанию, с использованием инструментов Google Classroom и Google Meet, которые уже были знакомы и учителям и ученикам и время от времени использовались и раньше, как часть стандартного формата обучения.

К сожалению, далеко не все могут так же эффективно перевести своих школьников и студентов на «удаленку» — особенно это касается стран третьего мира.

Впрочем, сложности испытывают и развитые государства: многие учебные заведения не имеют опыта в организации дистанционного обучения, педагоги не понимают, чем наполнять виртуальные уроки, и не у всех школьников есть компьютеры или ноутбуки для работы из дома.

Для проведения онлайн-занятий большинство школ мира пользуются уже существующими инструментами — такими, как Zoom, Google Hangouts или Microsoft Teams. Ряд бразильских учебных заведений накануне внеплановых каникул рекомендовал родителям зарегистрировать своих детей на платформе Dragonlearn (проект «Учи.ру»). В Индии крупнейший в мире EdTech-стартап BYJU'S открыл всем школьникам бесплатный доступ к своим ресурсам до конца апреля. Брать деньги за свои курсы временно отказалась и крупнейшая образовательная платформа Coursera. EdTech-компании во всем мире сейчас активно борются за пользователей.

Ситуация в России

В России EdTech-отрасль развита относительно неплохо. Первые компании на этом рынке начали появляться в 2010-е: это онлайн-школа английского языка Skyeng, компания «Нетология», образовательная платформа для школьников «Учи.ру» и ряд других. 

Сейчас, в период пандемии, многие из существующих платформ открыли свободный доступ к своим возможностям: онлайн-университет Skillbox и образовательный портал для разработчиков GeekBrains сделали бесплатными часть своих курсов; Skyeng — свою платформу для изучения английского языка в школах SkyEs, школа «Фоксфорд» — большинство программ по учебным дисциплинам. В «Учи.ру» школьные занятия всегда были бесплатными — а сейчас мы расширили доступ к своим продуктам и разработали новые сервисы: например, запустили бесплатный сервис «Виртуальный класс».

С его помощью учителя уже проводят онлайн-уроки для своих учеников с использованием видеосвязи и специальных инструментов для дистанционных занятий, уже более  80 000 учителей попробовали это сервис. 

Разумеется, скачок спроса привел к тому, что нагрузка на все образовательные проекты в стране очень сильно возросла: так, количество пользователей нашей платформы увеличилось в четыре раза, и мы ожидаем, что рост трафика продолжится. Чтобы выдержать такую посещаемость, мы разворачиваем дополнительные серверы и ищем новые технические решения. Похожую ситуацию мы видим у многих наших коллег по рынку: многие платформы работают нестабильно, сейчас всем приходится мобилизовать свои ресурсы и наращивать мощности, чтобы обработать входящие запросы и предоставить клиентам качественный продукт.

Ликбез для школ и вузов

Однако сейчас ощущается растерянность многих школ, связанная с неожиданной необходимостью перестраивать учебный процесс. Учителям не хватает опыта и знаний о том, какие есть инструменты для обеспечения дистанционного формата обучения и как ими пользоваться.

Безусловно, здесь важна системная поддержка от правительства: если на уровне муниципальных ведомств будут подготовлены подробные инструкции для школ и вузов о переходе на «удаленку», а также рекомендации о том, какие сервисы для каких целей использовать и где именно пройти обучение, этот процесс наладится гораздо быстрее.

Сейчас в России каждая школа пока что вынуждена самостоятельно искать пути для реализации дистанционного обучения — но далеко не все представляют, какие возможности и инструменты существуют на рынке. Поэтому многие частные компании стараются помочь учебным заведениям своими силами: так, мы ежедневно проводим обучающие вебинары для администраций школ и учителей на тему организации удаленной работы и открыли горячую линию по всем вопросам на эту тему. Подобный вебинар проводил бесплатный образовательный проект Khan Academy — который также разместил на своем сайте инструкцию, как использовать ресурсы портала для организации учебного процесса.

Перспективы

Существующих ресурсов на мировом рынке EdTech, безусловно, пока не хватает, чтобы перевести всех школьников и студентов мира на дистанционное обучение. Сейчас от совместных действий образовательных проектов и правительств зависит, насколько быстро получится задействовать все возможности, чтобы сформировать работающие системы онлайн-образования в каждой стране — и как показывает пример Китая и европейских стран, эта задача выполнима. Перспективы дистанционного обучения огромны, и ситуация коронавирусом дала всей индустрии мощный импульс к развитию: за время карантина люди успеют привыкнуть к новому формату и оценить его преимущества. 

Думаю, можно не сомневаться, что после окончания пандемии во всем мире доля сегмента EdTech в образовании будет значительно выше, чем раньше.

Фото: личный архив автора материала

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 6 правил нетворкинга на карантине: как выстраивать отношения в удаленном режиме
  2. 2 Дистанционное образование: где его получить и что это даёт
  3. 3 Как конкурировать на рынке EdTech: 5 советов стартапам

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase