Ранее мы делились опытом независимых книжных магазинов. А в этом материале обратимся к опыту другой индустрии, сильно пострадавшей от пандемии. Речь пойдёт о сфере дополнительного образования, а конкретно — о преодолении кризиса школой радио и телевидения «На Шаболовке».
О том, какие правила помогли компании преодолеть трудности в период самоизоляции, Фёдор Васильев, генеральный директор TheSales, расспросил её сооснователя Максима Лисовского. Рассмотрим эти три ключевых правила.
Правило № 1. Всегда будь честен с клиентом
В течение всего времени, что мы проговорили с Максимом Лисовским, он постоянно упоминал честность, но каждый раз подходил к ней с абсолютно разных сторон. Можно выделить три ключевых аспекта, в которых соблюдать вынесенное в подзаголовок правило критически необходимо.
Первый — конечно же, при общении с самим собой. Максим объясняет: если вы как предприниматель, директор, да и как линейный сотрудник понимаете, что и зачем делаете, получаете от этого кайф — то успех к вам обязательно придёт.
Но если вы заставляете себя работать, пытаетесь обмануть внутреннее «Я» и придумываете мутные причины, чтобы приходить на работу — долгосрочного успеха вам не видать. Тем более если вы работаете в образовательной компании или возглавляете её.
Второй аспект, в котором честность необходима, — это общение с командой. В данном случае по отношению к своим сотрудникам и преподавателям. Здесь всё предельно просто: есть конкретные знания и умения, которыми должен обладать преподаватель, и весь коллектив с ними ознакомлен. Аналогично есть и список запрещённых действий, о которых тоже все осведомлены.
Вот пример двух требований Школы радио и телевидения «На Шаболовке» к преподавателям.
- Преподаватель должен быть действующим экспертом в своей области. Если он преподаёт работу на радио, он должен не только в теории знать, как это делать, но и уметь на практике. Кроме того, за его плечами должен быть реальный опыт работы на радиостанции.
- Он должен уметь именно преподавать. То есть методологически верно выстроить курс, подобрать упражнения под конкретную группу, адаптировать программу по ходу обучения. Эта отдельная дисциплина — андрагогика (обучение взрослых людей). И если человек претендует на звание педагога, ему необходимо знать её основные принципы.
В случае, если преподаватель не соответствует хотя бы одному из этих требований — скорее всего, школе «На Шаболовке» с ним не по пути.
Есть также и действия, находящиеся под запретом, так как они способны поставить крест на взаимоотношениях с клиентом:
- Формальный подход к образованию. В школе разделяют такую точку зрения: если студент принёс домой двойку — это во многом ответственность преподавателя. Значит, это он плохо преподнёс материал или пришёл в аудиторию без должной подготовки. Так преподавателю школы поступать попросту нельзя, поскольку образование — это peer-to-peer — взаимодействие человека с человеком, требующее умения выстраивать живую коммуникацию.
- Перекладывание ответственности. Продолжая тему, отмечу, что образование — это всегда дуэт ответственностей. Ответственность ученика — он учится, и ответственность преподавателя — он этот процесс обеспечивает. Если педагог не ощущает ответственности за образовательный процесс или постоянно пытается переложить её на других сотрудников, с ним достаточно быстро расстаются.
- Отсутствие инициативы. В списке необходимых педагогу качеств Максим Лисовский обозначил здоровую инициативность. Человек должен быть проактивным и постоянно искать новые пути решения уже, казалось бы, старых задач, должен уметь по-новому смотреть на знакомые процессы. Иначе он рискует закостенеть в своём мировоззрении.
Вот лишь часть тех пунктов, которые входят в категорию открытости со своей командой.
Сотрудникам школы с самого начала рассказывают, что необходимо соблюдать, а что нельзя делать ни под каким предлогом.
Третий аспект — будьте честны по отношению к клиенту. Очень часто в современном бизнесе, особенно в России, мы сталкиваемся с тем, что менеджеры пытаются нагреть или облапошить клиента, а предприниматели заходят на серую территорию, гораздо реже избирая позицию честности и открытости.
Это то, что наряду с действиями, описанными выше, запрещено делать любому сотруднику школы радио и телевидения «На Шаболовке», и честный подход компании проявляется в конкретных алгоритмах действий.
Максим отмечает, что на кастингах к нему неоднократно подходили потенциальные студенты и рассказывали, что в других организациях им уже на этапе рекламы обещали трудоустройство по итогам собеседования. В таких ситуациях ему всегда приходилось разводить руками и отвечать, что гарантировать трудоустройство всех обучающихся просто невозможно.
Напротив, при записи на собеседование в школе всегда проговаривают, что студенты получат все необходимые для работы в медиа инструменты, но трудоустраиваться им придётся самим.
Бывают у школы и студенты, которые ожидают лёгкого пути. Такие ученики думают, что раз они оплачивают обучение, вокруг них все должны бегать — и тогда всё точно получится. Однако ещё на собеседовании в школе разъясняют, что обучение — это огромный труд. Если потенциальный студент не готов взять эту ответственность на себя, ему честно отказывают в обучении, тем самым корректируя ожидания.
Правило №2. Никогда не медли!
Второе правило звучит так: ни в коем случае нельзя медлить.
Когда ситуация начинает выходить из-под контроля, нужно действовать решительно и стремительно. Максим Лисовский приводит хороший пример из практики школы «На Шаболовке».
Когда кризис только приближался и все понимали, что в ближайшее время могут объявить карантин, один из сооснователей школы Эдуард Казарян собрал всех преподавателей и попросил на следующий день приехать, чтобы записать рекламу онлайн-проектов. Съёмки состоялись в воскресенье, а уже в понедельник всю страну отправили на самоизоляцию.
Если бы запись отложили хотя бы на один день, она бы вовсе не состоялась, а так во многом благодаря рекламе школа собрала семнадцать потоков обучения. То есть компания сделала даже больший оборот, чем он был до кризиса.
Но обратите внимание: всё это получилось за счёт того, что они не медлили, и это касалось в том числе перехода на онлайн-формат.
Где-то пришлось импровизировать, где-то — производить дополнительные действия, но в итоге они быстро перестроили методологию под онлайн, адаптировали работу с участниками и обеспечили бесперебойный процесс обучения.
Если бы хоть на одном из этапов они потратили слишком много времени на размышления и отсрочили конкретные действия, им бы не удалось набрать те самые семнадцать потоков, которые позволили пройти через весь период пандемии, не уволив ни одного человека и не задержав выплаты зарплаты.
Правило № 3. Счастье не в деньгах, а в качественной репутации
Третее правило Максим сформулировал так: «Мы не оцениваем нашу репутацию в полмиллиона или в миллион — она бесценна». Это то, что, к сожалению, очень редко встречается в России.
Мы привыкли мыслить краткосрочно и идти на сиюминутный риск ради выгоды, а смотреть в долгосрочную перспективу зачастую не хотим.
Максим также привёл пример из практики: когда началась пандемия, и все преподаватели и студенты вынуждены были оставаться дома, некоторые обучающиеся понимали, что онлайн-обучение отличается от офлайн-формата.
Сотрудники школы честно сообщили, что это действительно разные подходы, и предоставили студентам возможность выбора. Одни решили взять паузу до снятия ограничений, а другие попросили вернуть деньги. Это и был момент истины, когда на кону стояла репутация — в этой ситуации школа «На Шаболовке» сделала выбор в пользу её сохранения.
Администрация могла легко отказать, заявив, что контракт подписан, а значит, возврата средств не будет. Но они поступили иначе: сотрудники поставили себя на место клиента, вернули деньги и таким образом получили искреннюю лояльность. Можете вспомнить хотя бы один случай, когда вам без проблем вернули деньги за товар или услугу? А тут ни одной конфликтной ситуации.
Безусловно, возврат компаниями денег сейчас становится новым трендом, но, к сожалению, ещё есть огромное количество ситуаций, когда организации действуют ровным счётом наоборот — придумывается сто тысяч причин, чтобы ничего не возвращать или тянуть время.
Это иллюстрирует критическую ошибку любого бизнеса — упор на краткосрочную перспективу, гонку за деньгами здесь и сейчас вместо того, чтобы подумать, как это отразится на репутации компании в дальнейшем.
И это несмотря на то, что мы живём в эпоху интернета, когда дурная слава разлетается со скоростью света. От этой грязи потом никак не отмыться.
Финальное правило, которое помогло школе преодолеть кризисную ситуацию: в современном мире нужно быть гибким и очень скептичным по отношению к заданным рамкам. Бизнес строится на описании процессов, регламентах, некой структуре.
Например, новый менеджер, придя в компанию, должен пройти определённое обучение, чтобы понимать, как в организации выглядит та или иная процедура. Но мир стремительно меняется. Если вы находитесь у руля и определяете, как должна происходить работа, вы должны как думать в заданных условиях, так и выходить за их пределы.
Необходимо быть готовым к пересмотру и аннулированию старых границ возможностей организации и созданию новых. Вы никогда не должны быть скованы рамками, потому что именно открытость вашего мышления во многом определяет жизнеспособность бизнеса. Если видите, что что-то нужно радикально изменить, привнести, подшлифовать — обязательно это сделайте.
Как видите, все правила, которыми поделился Максим Лисовский, апробированы не только в кризисной ситуации, но и в текущей деятельности школы. Они стали частью культуры школы радио и телевидения «На Шаболовке».
Честность и открытость, быстрые действия вместо долгих размышлений, чёткое позиционирование бренда и готовность к новому опыту — вот то, что поможет компании сохранить свою деятельность даже в период жёсткого кризиса.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Маркетплейсы: с чего начать и как преуспeть»
- 1 В МТС Exolve появилась возможность отправлять SMS из CRM-систем
- 2 Социальная инженерия в маркетинге: 7 приемов успешных продаж
- 3 Юзабилити: что это такое и для чего нужно
- 4 Как человек воспринимает визуальную информацию и как это можно использовать в бизнесе?
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025