Top.Mail.Ru
Колонки

Как стать успешным лидером продукта и какие книги нужно для этого прочитать?

Колонки
Константин Смыгин
Константин Смыгин

Основатель MakeRight.ru

Полина Константинова

Константин Смыгин, основатель сервиса ключевых идей из бестселлеров литературы по бизнесу и саморазвитию MakeRight.ru, прочитал книгу «Лидеры продукта» Ричарда Бэнфилда, Мартина Эрикссона и Нейта Уокингшо и рассказал о том, кто такой лидер продукта, как добиться от сотрудников продуктивности и какие книги читать, чтобы развить свои лидерские качества

Как стать успешным лидером продукта и какие книги нужно для этого прочитать?

Лидер — это прежде всего тот, кто умеет управлять собой

Питер Друкер в своей культовой книге «Эффективный руководитель» пишет, что представление о том, что лидерами рождаются — не более чем миф. По мнению Друкера, эффективный руководитель — это тот, кто умеет управлять самим собой.

Ему вторят авторы книги «Лидеры продукта» Ричард Бэнфилд, Мартин Эрикссон и Нейт Уокингшо. Навыки лидерства почти всегда приобретенные. Прирожденные лидеры встречаются очень редко. Поэтому кадровикам и руководителям компаний, которые ищут человека на позицию менеджера, стоит брать такого кандидата, который будет гибок и готов обучаться, не будет бояться людей и сможет вести за собой. Таких людей крайне мало, поэтому каждый из них ценится на вес золота.

Цели и задачи лидера продукта

Не стоит путать лидера продукта с руководителем или даже основателем компании. А именно с такой путаницей сталкиваются в большинстве компаний. Лидер продукта — это, если сравнивать, капитан спортивной команды или староста в университетской группе. Он не обладает достаточной властью для того, чтобы наказывать или премировать сотрудников.

Его главная задача — сплотить команду и вести ее за собой на пути к четко сформулированной цели. Он отвечает за всю рабочую обстановку — от проблем и разочарования клиентов до конкуренции внутри компании. 

Кроме того, в задачи лидера входят такие процессы, как: 

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке
  • курирование хорошей команды; 
  • обеспечение всех условий для достижения успеха;
  • формулирование проблем пользователей для их дальнейшего решения;
  • обсуждение и сопоставление фактов, помогающих коллективу достигать эффективного результата. 

Хороший лидер продукта должен уметь комплектовать команду профессионалов, вести ее за собой в процессе создания продукта, добиться от каждого максимальной производительности и деликатно направлять по нужному курсу. 

Компетенции: что должен делать лидер продукта и чего не должен

В компаниях, в которых присутствует лидер продукта, существует огромная путаница в том, что входит в компетенции лидеров продукта, а что им делать категорически не стоит. В этом блоке разберем ряд таких моментов. 

Итак, чего точно не стоит ожидать от лидера продукта, так это ответов на все вопросы. У лидера их просто не может быть. Производство сегодня — это сложный и динамичный процесс, состоящий из множества технических нюансов. Знать абсолютно все — не под силу никому. А забивать голову всеми техническими деталями — это пустая трата времени и мозговых ресурсов для лидера.

Гораздо эффективнее — формулировать правильные вопросы и получать ответы на них. Не стоит прикидываться «ходячей энциклопедией». Так вы только вымотаете себя. 

А вот то, что нужно делать лидеру продукта, так это: 

  • Сформулировать четкое видение компании и продукта. Проложить маршрут к воплощению стратегических целей. Составить ясную картину, которая позволит коллективу сосредоточиться на главном и не сойти с заданного курса. 
  • Обеспечить защиту и покровительство для своей команды. Для этого необходимо оберегать сотрудников от отвлекающих факторов. Задача лидера — отфильтровать важное от не требующего внимания. Поэтому придется научиться отвечать «нет» на различные просьбы. Особенно это будет даваться тяжело, если они исходят от вышестоящего руководства. 
  • Создавать процессы, которые обеспечат наилучший результат. Для этого нужно научиться задавать правильные вопросы, понимая при этом, что знать все ответы не нужно и невозможно. 
  • Оптимизировать инструменты, но не вязнуть в деталях. Инструменты — это то, что помогает вам делать свою работу. 
  • Относитесь серьезно к клиентам компании. Клиент не всегда прав, но он ваш лучший источник информации о продукте. Толковый лидер никогда не упустит шанс лишний раз напомнить о себе и пообщаться с клиентом. Исследуйте, собирайте данные, анализируйте, проводите интервью, в общем, собирайте ценную информацию. 
  • Умейте прийти на помощь, когда вас позовут и не мешайте, когда ваша помощь не требуется. Будьте в курсе повседневной деятельности команды, но при этом предоставляйте каждому ее члену самостоятельность: давайте им самим принимать решения, разбираться с проблемами и делать выбор. 

Запомните эти шесть пунктов и внедряйте по мере возможности. 

Ядро любого продукта — это люди, которые его создали

Продукт — это люди, которые работают в вашей компании. Как бы парадоксально это ни звучало, но каждый человек в вашей организации оказывает влияние на опыт пользователя. Поэтому продукт — это прямой результат действий нанятых вами людей и принятых ими решений.

Лидеру продукта нужно создать такую культуру внутри компании, которая позволит направлять решения в нужное русло и мотивировать людей заниматься тем, что полезно для бизнеса, а не тем, что они решили. 

Поэтому встает важный вопрос о том, как мотивировать сотрудников и сделать так, чтобы они развивались. 

Лидер должен способствовать развитию своих сотрудников

В книге «Драйв» Дэниел Пинк пишет о том, что позволяет мотивировать сотрудников выходить за пределы поставленных задач и достигать выдающихся результатов на рабочих местах и в жизни. По мнению автора, есть три важных фактора, которые этому способствуют.

Фактор 1. Автономия

Лидер должен позволять сотрудникам в некоторой степени свободно распоряжаться собой и своим временем. Это повысит вовлеченность и позволит работать на результат.

Фактор 2. Мастерство

Сотрудники должны ежедневно совершенствовать свои навыки и не останавливаться на достигнутом.

Фактор 3. Цель

Сотрудники должны понимать, что они делают для организации что-то действительно важное, а не тратят свое время непонятно на что. Цель — это основа для всех последующих действий.

Чтобы узнать своих коллег и понять, с какими задачами они будут справляться лучше всего, лидер должен провести серию мини-собеседований. В неформальной обстановке задайте следующие вопросы и попросите дать на них развернутые ответы: 

  • Ваши мечты и планы на жизнь? 
  • Почему именно эти, а не другие? 
  • Какую проблему вы хотели бы решить?
  • Почему ее стоит решать? 
  • Чем вы увлекались, когда вам было восемь лет? 
  • Можете подробно описать свои увлечения сейчас? 
  • Как они связаны с вашей текущей работой или профессиональной областью? 

Особенно обратите внимание на последние два вопроса. Ответы на них позволят вам узнать больше о природной склонности вашего сотрудника. А увлечения в детстве — это отличный индикатор того, что, скорее всего, будет привлекать человека всю последующую жизнь.  

Однако прежде чем приступать к собеседованию и пытаться узнать лучше своих коллег, лидер продукта должен сам обладать набором навыков, которые будут качественно выделять его из общего состава и давать право вести команду к выполнению поставленных целей. Перечислим эти навыки подробнее.

Навыки успешного лидера

Желание учиться всю жизнь. Признанные лидеры продукта знают, что у них нет ответов на все вопросы, поэтому они постоянно находятся в активном поиске новой информации, приемов и знаний, позволяющих заложить прочный фундамент для успешного управления предприятием.  

Коммуникативные навыки. Как сказал генеральный директор ExtensionEngine Боб Алард, «в управлении проектами все проблемы сводятся к коммуникации». Поэтому лидер должен обладать такими важными навыками, как умение слушать и понятно изъясняться.  

Эмпатия. Лидер должен уметь сопереживать команде и клиентам, с которыми работает компания. 

Деловая хватка. Необязательно обладать всеми финансовыми и операционными навыками, но хороший лидер должен всегда быть готов к руководству. 

Автономия. Навыки принятия решения и полномочия их реализовать значительно повышают скорость и эффективность работы команды. 

Ответственность. Хороший лидер сможет умело установить границы ответственности. 

Тайм-менеджмент. Реализация продукта — это гонка на время. А время — самый ценный ресурс. Поэтому грамотный лидер должен использовать его с умом.  

Хорошее воображение. Лидер должен понимать, к чему он стремится. Каким он видит свой продукт. Каким он будет через пять лет и как заложить фундамент будущих изменений сегодня. 

Сохранять самообладание и достоинство в любой ситуации. Создать в команде ощущение психологического комфорта и доверия — вот важная задача лидера продукта. 

Найти человека со всеми такими качествами крайне нелегко. Более того, их единицы. Но вы можете вырастить такого лидера внутри своей компании или сами стать им, если захотите. Ниже вы найдете список книг, которые помогут вам в этом.

11 книг, которые нужно прочитать всем, кто хочет стать успешным лидером продукта 

  1. «Чек-лист манифест» Атул Гаванде. Культовая книга известного американского хирурга и журналиста. О том, как очень простое средство помогает избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям.
  2. «В работу с головой» Кэл Ньюпорт. Автор книги рассказывает о том, как, погружаясь в работу, сосредоточиться на главном и не отвлекаться на мелочи. 
  3. «Эффективный руководитель» Питера Друкера. Культовая книга о менеджменте и управлении персоналом. Из книги вы узнаете о том, в чем заключается эффективность работы руководителя.
  4. «Радикальная прямота» Ким Скотт. Книга рассказывает о принципах оптимального управления командой на основе полной откровенности. Такой метод позволяет вовремя обнаружить и решить проблему, не замалчивая ее.
  5. «Кто. Решите вашу проблему № 1» Джефф Смарт и Рэнди Стрит. О том, как правильно нанимать лучших людей.
  6. «Превращение в профессионала» Стивен Прессфилд. О том, как преодолеть силы, которые удерживают человека в любительстве, и стать настоящим мастером своего дела.
  7. «Экстремальная ответственность» Джоко Виллинк и Лейф Бабин. О том, как применять принципы лидерства «морских котиков» в бизнесе и управлении.
  8. «Три признака унылой работы» Патрик Ленсиони. Книга о том, почему работа становится унылой, и как это исправить.
  9. «Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует» Ицхак Адизес. Книга рассказывает об эффективном менеджменте и его типичных ошибках.
  10. «Прыгни выше головы» Маршалл Голдсмит. Бестселлер для тех, кто уже добился определенного уровня успеха, но никак не может продвинуться дальше. О том, как не стать жертвой «звездной болезни» и не потерять завоеванное положение в карьере.
  11. «Драйв» Дэниел Пинк. Автор книги отстаивает идею о том, что привычный метод «кнута и пряника» изжил себя и есть более эффективная система мотивации. 

*** 

Лидерами не рождаются. Лидер — это приобретенный навык. Помните об этом и совершенствуйтесь каждый день. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Какими качествами должен обладать современный лидер и как им стать
  2. 2 Десять книг для тех, кто хочет стать лидером
  3. 3 Вадим Дымов — о лидерстве: «Есть ситуации, когда ты должен выводить людей из паралича»
  4. 4 10 тактик в стиле, которым должны следовать лидеры
  5. 5 5 нестандартных качеств успешного лидера
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее