Если маркетинг и продажи развязали войну, что поможет их помирить? Конфликты между отделами приводят к потере потенциальных клиентов, сотрудники ссорятся, компания недополучает прибыль... Советами по решению проблемы, основанными на личном опыте, поделился Рустам Афридонов, digital-маркетолог, руководитель интернет-продвижения Roistat.
Он рассказал, почему, по его мнению, маркетологи и сейлзы враждуют и как с помощью общего пространства данных сделать прозрачной оценку работы сотрудников и минимизировать конфликты.
Как взаимодействуют маркетинг и продажи
В идеальном мире маркетинг и продажи постоянно общаются и помогают друг другу. Маркетологи приводят трафик на сайт, который конвертируется в лиды. Затем отдел маркетинга передает лиды отделу продаж.
Часть контактов поступают к менеджерам не сразу. Отдел маркетинга не передаёт лиды, которые пока не решили, будут ли покупать продукт и зачем он им нужен. Для оценки заявок проводят лид-скоринг: оценивают, насколько лид готов к покупке. Пользователей прогревают с помощью ремаркетинга, обучающих материалов, видео, рассылок.
В отдел продаж должны отправляться теплые и горячие лиды: заявки от пользователей, которые уже думают о покупке. Итог — нет оттока заявок, высокая конверсия в продажи. Но так бывает не всегда.
Зачастую взаимодействие отделов маркетинга и продаж больше похоже на череду взаимных обвинений:
- Маркетинг у нас плохо работает. Пользователи не оставляли заявку, а просто подписались на бесплатный контент, им не интересен продукт. Мы звоним, а они не понимают, о чём речь. Мы потратим весь месяц на обзвон такой базы, а денег не заработаем!
- Менеджеры по продажам ничего не делают. Мы привели 500 лидов, а они даже трети не обработали. Попусту сливаем рекламный бюджет!
Конфликты между отделами:
- неконструктивны;
- отнимают время сотрудников;
- создают неблагоприятную психологическую обстановку в команде.
Но проблема не только в этом. Если маркетологи и сейлзы ведут войну, то кто работает и делает план по лидам и продажам? В конфликтах отделов бизнес неминуемо теряет деньги.
Причина войны маркетологов и сейлзов в пересечении их задач и взаимозависимости KPI. Маркетологи запускают рекламные кампании, рассказывают потенциальным покупателям о продукте, приводят заявки. KPI отдела маркетинга, как правило, зависит от количества и качества лидов.
Дальше лидами занимаются менеджеры по продажам: квалифицируют их, отвечают на вопросы, выясняют «боли», закрывают возражения и конвертируют пользователей в клиентов. Для KPI отдела продаж важно количество покупателей, а оно напрямую зависит от количества и качества заявок.
Суть конфликта: рассмотрим на примере
Предположим, у нас маркетинговое агентство. Мы хотим увеличить продажи услуги комплексного продвижения. Составили KPI для отделов маркетинга и продаж: маркетинг должен привести 700 лидов, а продажи — довести 70 клиентов до покупки услуги. Маркетологи запустили контекстную и таргетированную рекламу, мотивировали пользователей оставить контакты с помощью бесплатного лид-магнита.
За первый месяц получили 1 000 лидов. Маркетологи не проводили лид-скоринг — не проверяли наличие нужных данных о клиенте для успешной продажи и не оценивали готовность клиента к покупке, даже не попросили разработчиков настроить валидацию формы заявки. В итоге некоторые заявки оказались без имён и корректных номеров телефонов.
Продавцы потеряли время на тех, кто не был заинтересован в покупке: пользователи просто заполнили форму, получили бесплатный лид-магнит, но ценность услуги агентства еще не поняли, не готовы к покупке. Часть горячих лидов ушла, потому что менеджеры не успели с ними связаться. Итог — отдел продаж не выполнил KPI, а компания недополучила выручку.
Представим обратную ситуацию. Маркетологи провели лид-скоринг:
- 100 лидов оставили свои контакты, только чтобы получить бесплатный лид-магнит от агентства, в услуге комплексного продвижения они не нуждались — это information qualified lead или non-qualified lead — лиды на самой верхней части воронки. Их можно постепенно прогревать, например, email-рассылками — делиться с ними кейсами и материалами из блога.
- 300 лидов проявили интерес к продукту, но пока не готовы его купить — это marketing qualified lead (MQL) или маркетинговые лиды. С ними должен работать отдел маркетинга: объяснять с помощью контент и direct-маркетинга (рассылки, статьи в блоге, обучающие видео) сколько денег и времени сэкономит бизнес, если доверит настройку рекламы агентству, настраивать на потенциальных клиентов рекламу скидок и спецпредложений.
- 400 лидов выразили явное желание купить продукт — это sales accepted leads, лиды, которых маркетологи отдают отделу продаж. Таких пользователей нужно довести до покупки, объяснить детали, сформировать персональное предложение, отработать возражения.
- Наконец, оставшиеся 200 лидов были готовы покупать услугу здесь и сейчас — это sales qualified leads (SQL). Они оставили заявку, ответили на дополнительные вопросы в форме и готовы оплатить заказ. Нужно закрывать сделку.
Маркетологи отдали продавцам 3 и 4 группу лидов. Но менеджеры по продажам обработали только горячие заявки из 4 группы. Ведь они точно купят продукт — а это важно для KPI. А с остальными лидами, которые сомневались в покупке, которым нужна была помощь, никто не связался — они ушли к конкурентам. А это ещё 400 потенциальных клиентов.
План по продажам достигнут, но агентство впустую потратило бюджет на привлечение лидов и недополучило выручку с тех пользователей, кто раздумывал и выбирал.
4 основных причины конфликта маркетологов и сейлзов
Как показывает наш опыт, маркетинг и отдел продаж ссорятся по следующим причинам:
- Маркетологи не прогревают пользователей.
Не рассказывают, для чего нужен продукт, какую потребность закрывает. Непрогретый лид сразу передают продавцам, даже если пользователь просто посетил бесплатный вебинар и не проявил интерес к продукту. Отдел продаж вынужден пользователю всё объяснять, чтобы тот совершил покупку. В итоге продавцы делают работу маркетологов, тратят больше времени на одну заявку, не успевают закрывать остальные сделки.
- Отдел продаж долго реагирует на заявки.
Маркетологи передают в продажи лиды, которые вынуждены ждать, пока с ними свяжутся. Ожидание никто не любит. Лиды уходят, а компания теряет потенциальных клиентов.
- Сейлзы работают со всеми лидами по одному скрипту, не смотрят на историю взаимодействия клиента с брендом.
Обычно продавцы могут понять, как закрывать клиента на оплату, по меткам, тегам, адресам посадочных страниц — эти данные передаются с формы заявки или из коллтрекинга в CRM. Если продавцы не смотрят на эту информацию, они не знают, что было в оффере.
Например, пользователь перешел по рекламе аудита сайта, оставил заявку, заполнил анкету. Маркетинг оценил лида как тёплого и передал продавцам. А отдел продаж, не ознакомившись с информацией об интересах лида, стал предлагать сервис сквозной аналитики.
- Маркетологи не в курсе, как отдел продаж работает с лидами.
Обратная ситуация — когда маркетологи не изучают цикл сделки, не учитывают этапы воронки и не отслеживают, что происходит с заявками после передачи в отдел продаж.
Тогда у маркетинга не будет представления о конверсии в продажу, стоимости привлечения сделки, то есть не будет понимания, какие цели ставить для отдела, сколько нужно касаний с потенциальным клиентом, какие каналы использовать и сколько заявок нужно привести.
В такой ситуации есть большой риск слить бюджет на рекламу. Общение с отделом продаж даёт маркетингу также большее понимание аудитории, на которую ориентирован продукт, причин, по которым пользователи соглашаются купить, основных болей и возражений.
Почему бизнесу важно подружить маркетинг и продажи
Если наладить взаимодействие между отделами, то, по данным исследования align.me, можно увеличить конверсию в продажи.
Маркетологи будут передавать продавцам теплых и горячих лидов и получать фидбэк: сколько оформили продаж с каждого рекламного объявления или канала в целом, сколько лидов отказались от покупки и почему. Уменьшится риск потерять лидов из-за несогласованности между отделами.
Компании, где маркетинг и продажи не конфликтуют:
- растут на 5,4% быстрее;
- закрывают на 38% больше сделок;
- теряют на 36% меньше клиентов.
Как прекратить войну между специалистами по маркетингу и сейлзами
1. Проводите лид-скоринг
Делите лидов на 3 группы: маркетинговые лиды (marketing qualified lead); лиды, переданные отделу продаж (sales accepted leads); готовые к покупке лиды (sales qualified leads).
Первая группа лидов — те, кто подписался на рассылку, посещает вебинары компании, читает статьи. Их нужно прогревать, пока у пользователей не сформируется четкий интерес к продукту. После этого лидов можно передать отделу продаж.
За вторую и третью группу лидов отвечают менеджеры по продажам. Горячим лидам нужно меньше помощи — это те пользователи, которые уже готовы купить. Остальным нужно помочь: подготовить коммерческое предложение, снять их возражения по цене.
Как устроена система лид-скоринга в digital-агентстве, поделился директор департамента маркетинга Demis Group Андрей Козловский:
«Поступающие в маркетинг контакты мы сортируем в зависимости от канала продвижения. Это позволяет дополнительно оценивать вероятность сделки. Например, заявки с мероприятий будут с потенциально низкой конверсией. Прежде чем передавать их в продажи, мы их прогреваем:
- рассылаем материалы о компании и услугах;
- делимся акционными предложениями;
- приглашаем на другие мероприятия и так далее.
Каждый контакт в этой цепочке добавляет лиду виртуальные очки. Заявка попадает в отдел продаж, только когда она соберет определенное количество очков».
2. Автоматизируйте рутинные процессы
Must have — подключить CRM. Система автоматически заносит данные о звонках и переписках с клиентом, ставит задачи в сделках и собирает всё в единую базу. Продавцы сосредоточатся на лидах и будут меньше времени тратить на заполнении карточек клиентов.
Маркетологи тратят много времени на сбор данных о рекламе для аналитики, составление отчетов, а должны тратить на тестирование гипотез, которые приводят к росту дохода компании. Соберите для них данные из разных сервисов в одном окне с помощью сквозной аналитики. Это поможет сэкономить время на создании отчетов и получить больше прибыли от маркетинговых активностей.
3. Создайте общее поле данных о работе маркетинга и отдела продаж
Главное спасение от войны между маркетингом и продажами — прозрачная система оценки. Создайте общее пространство данных, где все могут увидеть результаты работы другого отдела, — какой трафик привлекают маркетологи, конвертируются ли визиты с рекламы в заявки, как продавцы обрабатывают заявки, следуют ли скриптам, какие продажи получают.
Все это можно отслеживать на одном экране с помощью сервисов сквозной аналитики, таких как Roistat.
- Оценивайте эффективность рекламных каналов. Сколько пользователей с каждого канала становятся покупателями, какую прибыль они приносят. Например, с помощью сквозной аналитики можно отследить, сколько визитов, заявок и продаж компания получила с каждого рекламного канала с точностью до ключевого слова.
- Оценивайте работу менеджеров. Сколько лидов обработал каждый менеджер, какой процент конвертировался в покупателей, какую прибыль принёс каждый сотрудник.
«Мы стараемся сделать прозрачными результаты работы отделов маркетинга и продаж. Например, я как маркетолог могу прослушивать звонки менеджеров в сервисе «Речевая аналитика», видеть в отчётах, насколько успешно закрывает лиды в сделки каждый сотрудник отдела продаж.
Руководитель отдела продаж в свою очередь может отслеживать, как работает маркетинг: приносит ли реклама заявки и продажи, смотреть конверсию запусков в заявки», — рассказал Рустам Афридонов, digital-маркетолог, руководитель интернет-продвижения Roistat.
- Отслеживайте, какая реклама приводит больше звонков. Бизнес получает заказы не только через формы на сайте. Часто пользователи сами звонят. Понимание источников звонков позволит лучше оценивать эффективность рекламных каналов. В этом помогают сервисы коллтрекинга.
- Контролируйте общение менеджеров по продажам с клиентами. Грубят ли сотрудники клиентам, много ли извиняются, следуют ли скриптам? Расшифровки разговоров для быстрого анализа качества обслуживания клиентов делают сервисы речевой аналитики. С их помощью можно не только найти проблемные разговоры, но и отследить примеры хороших продаж, которые можно использовать для обучения новых сотрудников.
Выводы
- Маркетологи и продавцы работают с лидами, чтобы прибыль компании росла. Но различные KPI и непрозрачная система оценки создают конфликтные ситуации.
- Отток лидов и падение продаж могут быть результатом разногласий между маркетингом и продажами. Компании, где маркетинг и продажи не конфликтуют, в среднем закрывают на 38% больше сделок.
- Подружите отделы: создайте общее поле данных, отслеживайте работу сотрудников и автоматизируйте рутинные процессы. Все будут видеть результаты работы друг друга, и команда сосредоточится на целях бизнеса.
Фото на обложке: unsplash.com
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Старт работы на Яндекс Маркете»
- 1 iTech Capital и Skolkovo Ventures вложили $4 млн в систему бизнес-аналитики Roistat
- 2 Число вакансий в сфере продаж выросло в 1,5 раза в 2024 году — исследование
- 3 Как правильно продавать сопутствующие товары: советы и частые ошибки
- 4 Визуализация данных: способы, принципы, инструменты
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025