Top.Mail.Ru
Колонки

«Мы делаем стартапы на потоке». Жизнь разработчиков мобильных приложений изнутри

Колонки
Светлана Зыкова
Светлана Зыкова

Главный редактор RB.RU

Светлана Зыкова

Автор и ведущий программы «Силиконовые Дали» на радио Megapolis 89,5 FM Владимир Смеркис обсудил будущее мобильных приложений с руководителем компании Finch — Дмитрием Щипачёвым.

Другие интервью из программы «Силиконовые Дали» читайте по тегу.

«Мы делаем стартапы на потоке». Жизнь разработчиков мобильных приложений изнутри

Владимир: Сегодня мы говорим про мобильные приложения, в частности — про высоконагруженные мобильные приложения. У меня в гостях Дмитрий Щипачёв, руководитель компании Finch.

Давайте определим — почему мобильные приложения растут, растут ли они вообще. Казалось бы, у всех сайтов сейчас адаптивная вёрстка. Для чего нужны мобильные приложения?

Дмитрий: Приложения и сайты — это два совершенно разных мира. Они друг друга не заменяют, а немножко дополняют. Конечно, цель одна — донесение информации до пользователя, получение обратной связи. Но инструменты, которыми пользуются сайт и приложение, разные.


А чего нельзя сделать на сайте, что можно сделать в приложении? Я понимаю, что, например, казуальные игры, которые есть у меня в телефоне, на мобильном сайте будет сложно реализовать...

Да ничего нельзя сделать на сайте, это просто совершенно другой формат потребления. Я объясню. Вот, например, открыл Facebook через сайт и через приложение. Видишь, плюс-минус это одно и то же. Меню, кнопочки одинаковые.

Но на самом деле разница видна сразу, с входа в продукт. Когда заходишь на сайт, ты кликаешь на ссылку, в браузере что-то посмотрел и закрыл. В приложении совсем другой способ потребления.

Ты долго думаешь, выбираешь, заходишь в магазин, вводишь пароль, создаёшь аккаунт (если его не было), скачиваешь приложение, устанавливаешь, потом начинаешь им пользоваться. Даже если ты им не особо пользуешься, всё равно оно «лежит». У меня есть в телефоне приложения, в которые я не заходил месяцами. Они всё равно «лежат». Это значит, что канал коммуникации остаётся.


Например, уведомления может приложение слать.

Да, это один из примеров. Сайт является продуктом, но совсем другим. Он не является моим продуктом. Я просто вхожу свободно в браузер.

Если я приложение скачал, значит, я уже являюсь аудиторией. Зашёл на сайт — не являюсь аудиторией.

Коммуникация совершенно другая. Есть такой миф, что у людей, которые в телефоне, очень мало времени,  они очень быстро переключают внимание, у них сегодня одно, а завтра — другое. На самом деле это не так. Люди вдумчивые, они выбирают. Могут часами «сидеть» в приложении, если им интересно. А могут забыть про него на неделю.

Способы потребления приложений могут отличаться. Какие-то настроены на более частый контакт, какие-то — на более длинное, вдумчивое потребление. С точки зрения бренда, если человек установил твоё приложение — он у тебя уже в кармане. Ты можешь с ним делать всё, что угодно. «Достать» его в любой момент, уведомить, общаться с ним, собирать данные.


Владимир Смеркис и Дмитрий Щипачёв


Мобильные приложения, наверное, отдаляют пользователя от конкретного действия, которое нужно клиенту. Для того, чтобы зайти на сайт, нужно просто кликнуть по ссылке. Для того, чтобы зайти в приложение, я должен ввести свой пароль и так далее. Не является ли это проблемой?

Нет, это не проблема. Это такая философская концепция: ты всегда получаешь ровно то, что вкладываешь. Ты в ссылку что вкладываешь? Кликнул, посмотрел, ушёл. В приложение ты вложил гораздо больше, ты и ожидаешь от него гораздо большего.

Так бывает всегда. Если я купил билет, пошёл на стадион, посмотрел матч, потратил 4 часа своего времени — то это совершенно другой уровень эмоционального вовлечения. Точно так же и здесь. Чем я больше трачу сил на построение взаимодействия, тем большего я от него ожидаю, тем больше инструментов в итоге у меня в наличии.


Что называется высоконагруженным приложением? 

Назову самый простой способ, как это можно определить с точки зрения разработчика.

Нам нравится работать с клиентами и брендами, у которых (относительно России) большая клиентская база. Допустим, если в России 200 миллионов человек, у бренда клиентская база (пусть даже потенциальная) состоит, например, из десятка миллионов — это очень много. С этим можно и интересно работать.

С технической точки зрения устроено вот так. К тебе в приложение приходит человек, что-то там делает — а может прийти 10 миллионов человек просто потребить контент. Это не будет высоконагруженным приложением. С каждым пользовательским запросом не происходят вычислительные процессы.


А какой пример высоконагруженного приложения?

Первый аспект — персонифицирование. Когда под каждый запрос, под каждого клиента выстраивается своя немного отличающаяся логика. Например, Facebook. У каждого из нас абсолютно своя лента. Мы все видим совершенно разные вещи. Примеры высоконагруженных приложений — Facebook, «ВКонтакте», Instagram. Везде, где контент уникален, под каждого пользователя.


Если компания (крупный бренд), обладающая большой аудиторией, выбирает себе подрядчика, на что стоит обращать внимание? Есть молодые ребята-гении, которым 17 лет. Почему не пойти к ним и не сделать мобильное приложение за 100 тысяч рублей? Зачем идти в большие компании — к вам или к вашим конкурентам крупным?

Первое, что надо сделать, если ты бренд — нужно смириться: ты вообще не понимаешь, что ты хочешь получить. После этого наступает вторая стадия. Ты начинаешь искать людей, которые понимают, могут тебе объяснить.

Не моя задача учить людей быть лучше, чем они есть. Не моя задача научить руководство, совет директоров бренда разбираться в мобильных приложениях. Моя задача — сделать продукт максимально качественно в конкретных условиях.

С точки зрения бюджета ты всегда получишь то, за что заплатил. Как минимум — это мультипликатор. Если качество продукта — это некая конечная величина, то деньги, которые ты вложил, будут мультиплицировать все факторы пропорционально.


Но всегда ли так? Нет жадных подрядчиков, которые хотят много зарабатывать, берут десятки миллионов рублей за всё?

Все люди абсолютно одинаковые. И ты, и я в чём-то жадные. Программисты не отличаются от других людей в этом смысле.


Есть компании, в которых существуют внутренние отделы по разработке и сайтов, и приложений. Есть те, кто нанимает, но обладают какой-то экспертизой. С кем правильнее работать? И какой идеальный для вас заказчик?

Всё зависит от масштаба задачи. Да, у нас не супермасштабные задачи, на самом деле. Мы не делаем Facebook или «ВКонтакте». Мы делаем задачи относительно масштабные в пределах локального рынка.

Иногда тебе чисто экономически, с точки зрения рисков, выгоднее обратиться к подрядчику, чем собирать команду. Не скрою, у нас многие клиенты (и текущие, и потенциальные) спрашивают: «Дима, как тебе такая идея? Мы наймем программистов (или ты нам поможешь нанять), всё сделаем сами». Но пока это ни у кого не получалось реализовать.


Менеджер и экспертиза всё-таки должны быть.

Ты можешь и менеждеров нанять, и экспертизу. Просто ты повышаешь собственные риски, нанимая хорошего менеджера. Его работа оценивается в перспективе на несколько лет. Год ты не будешь знать результата.


Допустим, я классный бренд. Могу ли я написать вам свою задачу, потом уехать отдыхать на остров, а через три месяца получить классный продукт? 

Классный продукт ты получишь в любом случае, потому что ты придёшь ко мне. Все проекты, которые мы делаем, я считаю своими. Они — моя собственность. По договору они заказчику отходят в конце работы.

Мы делаем стартапы на потоке. Каждый проект мы выращиваем, как свой собственный.


Стартап у многих ассоциируется со студентами, которые собрали 500 долларов, из них — заплатили 100 дизайнеру. Почему вы называете проекты, которые делаете, стартапами? Ведь у вас большие бренды.

Почему стартапы ассоциируются со студентами, которые платят дизайнеру 100 долларов? Потому что стартап прекрасно понимает, что дизайн на стадии запуска продукта и первой коммуникации с пользователем — это последнее дело. Зачем тратить больше? Лучше потратить на то, что реально важно.

Всегда лучше что-то сделать и запустить, чем упражняться в перфекционизме. С точки зрения классности продукта — продукт будет классным, но будет ли он выполнять твои бизнес-задачи? Этого уже я не знаю. Единственное, чего мы не делаем — мы не лезем в бизнес-модель заказчика. Это заказчик придумывает сам, это его зона ответственности. Наша зона ответственности — работать в рамках модели, которую он описал.


Нельзя к вам прийти и сказать: «Я — банк, у меня есть мобильное приложение. Я хотел бы, чтобы внутри этого мобильного приложения существующие клиенты оставляли больше заявок на кредиты»? Такой KPI можно перед вами поставить?

Да, можно, без проблем. Это задача не бизнеса банка. Это задача интерфейса, креатива. Условно говоря, мы не можем помочь банку стать нормальным банком. Мы можем сделать ему хорошее приложение. Но синхронизируется ли оно с тем, куда развивается сам банк — этого мы уже не знаем.


Расскажи про вашу команду. Как у вас всё организовано, какие звенья есть, растёте ли вы или нет?

Я говорил, что мы бейби-компания. Нас очень мало по сравнению с нашими условными конкурентами, всего 25 человек. Расти приходится, но мы не хотим. Хочется оставить ту атмосферу, которая была у нас всегда.


Не только же приложения делать, верно? Так выглядят стикеры для Telegram, которые Finch сделали вместе с мобильным приложением «Спартак Москва»


Вы боитесь испортить качество при большом росте?

Это всегда произойдет. Качество упадет. Расходы возрастут. Чем ты больше, тем больше денег уходит куда-то, непонятно куда.


Но чем ты больше, тем больше и продуктов можешь делать, нет?

Ты можешь делать больше продуктов, но сам большой продукт ты можешь делать и в маленькой компании.


Зависит ли от количества денег качество продукта? Что нужно сделать, чтобы продукт получился хорошим?

Всегда много факторов. Как и в любом процессе — деньги важны, мультиплицируют все остальные факторы. Но если брать разработку проекта на примере клиентов, которые у нас сейчас есть, я бы разделил так — 40, 40, 20 в процентном соотношении. Первые 40 — бюджет, вторые — вовлечённость, адекватность, заинтересованность самого заказчика (не в самом продукте, а именно в процессе разработки), 20 — это какие-то случайные факторы, которые могут возникать по дороге.


Сколько стоит приложение? Какие бюджеты закладываются?

Допустим, человек после школы пошёл в университет Баумана на факультет компьютерных вычислений (не очень разбираюсь в факультетах). Отучился 5-6 лет. Потом работал в разных компаниях, нарабатывал опыт. Наконец, он — программист в нашей компании. Таких людей собралось 5-7 человек, и они на протяжении года каждый день делают важный проект.

Сколько он стоит? Примерно как квартира в Москве. Соответственно, приложения могут делаться не год, а два-три месяца, два года. Мы получаем деньги за время наших разработчиков. Ну, 50 процентов — за время, 50 процентов — за экспертизу.


Вы занимаетесь одномоментно только одним проектом?

У нас внутри компании существуют проектные команды. Так всё просто устроено. Люди могут переходить из одной в другую. Команды могут мутировать, перетекать друг в друга, но в единый момент времени у нас есть несколько проектных команд. Состоят они из разработчиков разных направлений, меня понемножку везде.


Разные направления — это что?

Разные технические направления. Всё, что нужно, чтобы сделать проект. Придумать, описать документацию, нарисовать, сверстать, запрограммировать, запустить и так далее.


От момента обращения к вам сколько времени занимает разработка?

Полгода — до старта работ, год — со старта работ. Полгода может быть до первого какого-то запуска, год — до полноценного запуска.


Полтора года — средняя медиана для разработки нормального приложения?

От момента, когда мы впервые встречаемся с заказчиком. Обычно несколько месяцев уходит только на выстраивание коммуникации, взаимопонимания. Именно на составление проектной карты и видов работ.


Немного про будущее. Куда движется рынок? Что предложения смогут делать через 5-10 лет?

Не знаю, что они смогут делать. Всё развитие интернета, технологической среды — это развитие платформы. Соответственно, куда будет двигаться платформа, туда будут двигаться и приложения. Приложения всегда существуют в рамках платформы. Интернет-сайт — это тоже приложение, просто оно существует в контексте платформы интернет-браузера. Приложение на мобильном телефоне — это приложение, которое существует в контексте другой платформы. Соответственно, мы все зависим от платформ. Платформы управляются стандартами, организациями, которые уровня Apple, Google и так далее.

 

Помимо основных платформ вы для каких-то других делаете что-то?

Да, для Apple Watch. Мы делаем приложение для Smart TV, точнее, пытались много раз сделать, продать. Но это неинтересно в техническом смысле.


Может быть, сами «железки» и софт на телевизорах не такой гибкий? Вы не видите, что в будущем всё это будет более интерактивным?

Для меня телевизор — это немного шаг назад. Если говорить о развитии персонального «компьютинга», то сначала были большие коробки, потом они превратились в маленькие ноутбуки, потом — в телефоны размером с кредитную карту. Тут снова тебе предлагают назад прыгнуть, опять к коробкам.


Но телевизор — ведь это способ визуального воспроизведения информации. Это, может быть, тот же самый компьютер, просто с большим экраном.

В том-то и дело, что он с большим экраном. Всё, что интересно делать под телевизор, — это Second Screen. Условно говоря, на телевизоре у тебя идёт какая-то картинка, но интерактив происходит в руке с телефоном.

Даже когда пытаешься с телевизионной аудиторией коммуницировать на технически прогрессивном уровне, то приходишь к тому, что всё равно надо влиться в телефоны. Мы делали это для телевизионных брендов. Был выбор — делать Smart TV или пойти по другому пути — так, чтобы сопроводить интерактивностью видеоконтент. Мы пошли по пути интеграции мобильных приложений и реализации Second Screen.



Материалы по теме:

500 дней джуниора или как стать начальником

От любителя веб-разработки — к профессионалу. Я сделал это без специальных курсов

«Роскачество» представило стандарты качества для мобильных приложений

Если вы планируете мероприятие, вам необходимо мобильное приложение. И вот почему

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  2. 2 «Монополизация ИИ и дипфейки куда опаснее восстания машин»: что делать, чтобы прогресс не обернулся против человека
  3. 3 «На франшизе KFC я смог бы заработать даже больше»: почему основатель «БлинБери» выбрал блины
  4. 4 Дмитрий Фомин: «Мы строим ИТ-компанию, но она очень человекозависимая»
  5. 5 «Мы возвращаем авторам ценность их работ». CEO сервиса защиты авторского права — о развитии LegalTech в России
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее