Top.Mail.Ru
Колонки

Не пытайтесь с помощью кейса найти выход из ситуации. Не получится — и вот почему

Колонки
Александра Московская
Александра Московская

Основатель и арт-директор Science.me

Полина Константинова

Онлайн-университет современных профессий Skillbox совместно с кураторским агентством Science.me запустил проект «Образование как Lifestyle», в рамках которого была записана серия подкастов «Кант поймет». Это ряд дискуссий с экспертами из образовательной среды о меняющихся смыслах современного образования.

Одним из таких экспертов стал Денис Конанчук, академический директор Московской школы управления Сколково. По мотивам дискуссии с ним Александра Московская, основатель и арт-директор кураторского агентства Science.me, подготовила статью, в которой объясняет, почему кейсы создавались как надежда бизнес-образования, а в итоге чуть его не погубили.

Не пытайтесь с помощью кейса найти выход из ситуации. Не получится — и вот почему

Оправдывают ли кейсы свое предназначение?

В бизнес-образовании есть серьезное отличие от других областей знаний: здесь нет ни одного правила, закономерности или теории, которые работают в 100% случаев. Слишком многое зависит от контекста: времени, места, ресурсов, экономической обстановки, климата. 

Все эти факторы являются переменными, которые практически полностью нивелируют полезность теоретической информации. А значит, подрывают концепцию традиционных лекций, представляющих собой главным образом передачу знаний.

В ответ на эту проблему в Гарвардской школе бизнеса в начале 1920-х годов возникла новая модель обучения: метод бизнес-кейсов. Вместо готовой информации ученики получали задачи, которые можно было решить одним или нескольким способами, добиваясь поставленной цели.

До сих пор кейсы являются ключевым элементом бизнес-образования. Более того, они получили распространение в широких кругах и проникли везде: в презентации и портфолио, на конференции и даже в инструкции по применению.

Кажется, что кейсы стали надеждой образования, ведь они противопоставляются теоретической информации, которая якобы неприменима в жизни, и вообще это удобный и полезный инструмент для постоянного развития. 

Спойлер: это не совсем так. А теперь по порядку.

История бизнес-кейса: от тренажера к рецепту успеха

Давайте вначале разберемся с терминологией: изначально бизнес-кейсом называлась специально смоделированная ситуация, сфокусированная на определенной проблеме.

Отличительная черта классических бизнес-кейсов — большое количество исходных данных, которые позволяют проанализировать ситуацию с разных сторон, найти источник проблемы и просчитать лучшую стратегию действий. Метод обучения по бизнес-кейсам использовался для формирования и тренировки способности принимать управленческие решения.

Когда термин вышел за стены бизнес-школ, он немного изменил свое значение. В деловых кругах кейс стал синонимом «истории успеха». Из тренажера по анализу ситуации он превратился в эффективную стратегию действия в отдельно взятом случае.

Мы не будем критиковать классические кейсы, хотя у экспертов к ним тоже есть претензии. В этой статье наше внимание сконцентрировано на второй, более привычной концепции кейса, ведь именно их мы обсуждаем на встречах и показываем на презентациях.

В чем проблема с кейсами?

Как мы помним, изначально кейсы были придуманы в качестве альтернативы учебникам и теоретическому материалу, который был либо слишком абстрактным, либо работал только в некоторых ситуациях.

Так вот, кейс в академическом понимании действительно частично решал эту проблему, так как учил менеджеров анализировать контекст, собирать данные и находить верное решение. Его «младший брат», то есть привычный нам кейс с любой конференции, к сожалению, не унаследовал этого преимущества. 

Более того, это скорее классический кейс наоборот: максимум привязки к инструментам, с помощью которого решена поставленная задача, и минимум цифр, описывающих изначальную ситуацию, что исключает возможность системного анализа и поиска источника проблемы.

Допустим, у нас нет задачи анализировать исходные показатели, мы принимаем как данность, что источник проблемы указан правильно, и выбран лучший способ для его решения. Также, допустим, что мы просто хотим узнать, как надо применить определенный инструмент, чтобы решить собственные бизнес-задачи.

Увы, кейсы и для этого плохо подходят, даже если мы говорим о гипотетическом идеальном кейсе, в котором авторы не пытались приукрасить результаты.

  • Во-первых, чаще всего кейсы иллюстрируют ситуацию, ограниченную во времени. В долгосрочной перспективе может оказаться, что решение дало больше минусов, чем плюсов.
  • Во-вторых, кейсы слишком сильно привязаны к человеческому фактору. Скорее всего, результат кейса — это результат работы команды. Даже если вклад отдельного участника не всегда заметен, он может оказать серьезное влияние на итоги, сроки и качество реализации проекта. Часто это становится понятно только тогда, когда рецепт из кейса не сработал у другой команды при прочих равных.
  • В-третьих, кейсы слишком вырваны из общего бизнес-контекста. На конечный результат могут повлиять самые разные факторы, однако они часто не принимаются во внимание (или сознательно игнорируются) при упаковке кейса и демонстрации достижений.

Спрос рождает предложение: в чем секрет популярности кейсов?

Нельзя сказать, что никто не замечает недостатков обучения с помощью историй успеха. Тем не менее они остаются одними из самых востребованных образовательных инструментов. Причина заключается в мотивации. В детстве мы изучаем новую информацию, потому что нами движет любопытство. Неприятность в том, что к моменту, когда мы заканчиваем университет, система образования в нас напрочь его убивает.

Тренд на lifelong learning действительно набирает популярность, но по нашим наблюдениям, во взрослом возрасте люди чаще всего думают об обучении, когда у них перестает что-то получаться. Другой вариант — в кризисных ситуациях, например, при профессиональном выгорании. Когда все хорошо — некогда учиться, надо работать.

Из-за этой системной ошибки — новые знания как инструмент решения текущей проблемы — модифицировалась концепция кейсов, и их популярность взлетела до небес. Они стали позиционироваться как практическое знание, в противовес теоретическому, хотя по своей сути ближе именно к теории.

Получается, от кейсов совсем никакой пользы?

В ближайшие годы от кейсов мы никуда не спрячемся: они повсюду. Но чтобы получать от них настоящую пользу, необходимо перестроить свою мотивацию получения знания.

Наша задача — не искать решения, когда что-то не получается, а настроиться на рефлексию своего опыта и новой информации. Проще говоря, не пытаться с помощью кейса найти выход из текущей ситуации, а сконцентрироваться на накоплении информации «про запас».  

Так что продолжайте читать истории успеха, конспектируйте выступления на конференциях, но не чтобы завтра применить инструменты на практике, а чтобы познакомиться с работой конкурентов, новыми решениями, технологиями, и, если повезет, ошибками коллег. На этом мы остановимся подробнее чуть дальше.

Для системного обучения кейсы плохо подходят. Что делать?

Радикальный подход — учиться только на своих ошибках

Некоторые предприниматели и эксперты из сферы образования придерживаются радикальной точки зрения: они советуют полностью игнорировать чужие истории успеха и рекомендуют вообще про них ничего не знать. Этот подход основан на убеждении, что все кейсы с хорошим концом — уникальны. 

Шанс повторить чужие достижения стремится к нулю, а знание того, как проблема была решена в прошлом, мешает самостоятельно изучить текущую ситуацию и найти эффективное решение на свежую голову.

Мы бессознательно идем по пути наименьшего сопротивления и выбираем инструменты, которые уже были проверены и использованы. Тем самым становимся жертвами «ошибки выжившего»: на одну историю успеха приходится огромное количество историй провалов, но одного позитивного примера достаточно, чтобы их проигнорировать и вдохновиться на свершения.

Естественно, у этой позиции много критиков, она нравится далеко не всем менеджерам и предпринимателям.

Компромиссный подход — учиться на чужих ошибках

Второй подход подойдет тем, кто не любит самостоятельно набивать шишки и предпочитает менее рискованный формат развития. Его сторонники убеждены, что истории успеха уникальны, а вот ошибки у всех общие.

Эта концепция сейчас стремительно набирает популярность: вместо кейсов предприниматели делятся «антикейсами», честно рассказывают о своих промахах, неудачных экспериментах, стратегических просчетах и так далее.

В 2012 году в Мехико-сити зародилось целое мировое движение, которое получило название Fuckup Nights. По легенде одним пятничным вечером группе стартаперов надоело слушать хвастливые истории о достижениях коллег и друзей, они решили, что гораздо полезнее и веселее услышать об их провалах. Идея Fuckup Nights выстрелила, и вскоре подобные мероприятия начали проводиться по всему миру, в том числе и в России.

Прогрессивный подход — учиться с помощью ментора

Самый правильный, безопасный и системный способ получать бизнес-образование — с помощью менторов или наставников. Задача ментора — не давать ответы, инструменты и готовые решения, а ставить вопросы и тренировать рефлексию. 

Правильный вопрос обладает огромным потенциалом: он зарождает любопытство, которое в свою очередь мотивирует впитывать и аккумулировать знания из окружающего мира. Ведь никогда не знаешь, где найдешь полезный факт или интересную идею! Рефлексия в свою очередь позволяет анализировать информацию и контекст, чтобы проецировать накопленные данные на свой опыт и текущую ситуацию.

Таким образом, вопросы ставят нас в позицию активного поиска знаний, которые можно получать из кейсов, антикейсов, книг, фильмов, семинаров и даже неформальных встреч с друзьями.

К сожалению, в России институт менторства еще только развивается. Многие наставники выросли из бизнес-тренеров и поэтому вместо вопросов предлагают своим подопечным «наборы работающих инструментов» и «рецепты успеха». Однако постепенно ситуация меняется к лучшему.

Выводы

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод. Кейсы — не панацея, и сейчас их ценность сильно преувеличена. Однако избегать и игнорировать их не имеет смысла: если подходить к изучению кейсов с правильной мотивацией, они могут стать хорошим источником вдохновения и способом расширить свои знания о рынке. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Кейс: как с помощью чат-бота создать датасет из более 10 тысяч изображений за пять недель
  2. 2 Как получить высшее образование в Китае? Вот на что нужно обратить внимание при выборе вуза
  3. 3 Локализация бренда в Китае: удачные и провальные кейсы
  4. 4 «Бизнес — это и есть учеба. Только на практике»: как российские студенты совмещают образование с собственным делом
  5. 5 Онлайн-образование: как монетизировать жажду знаний
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!