Дача Януковича, бар в Лиссабоне и дом в Беверли Хиллз: как и где проходили необычные питчи для инвесторов

Дмитрий Морисон
Дмитрий Морисон

Руководитель PR-направления коммуникационного агентства SALO

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Дмитрий Морисон, экс-PR-специалист Vinci Agency, сделал подборку необычных питчей для инвесторов, которые проводили стартаперы. Не все из них закончились успешно, но эти презентации предприниматели точно будут помнить еще очень долго!

1. Питч во время падения курса рубля


Лориана Сардар, сооснователь каршеринга BelkaCar

Несмотря на то, что мы запустились в конце 2016 года, активно работать над идеей каршеринга мы начали в конце 2013-го. Консультации основателя американской компании ZipCar Джулиана Эспириту нам обошлись в $60 тысяч. На развитие проекта требовались деньги, и мы стали общаться с инвесторами. Всех питчингов уже не вспомнить, а после 200 мы даже перестали их считать, но встречу в Амстердаме помним до сих пор.

Локация была не так важна, но надо отметить, что все происходило в конце 2014 года. Помню, как мы сидели в офисе инвестора и ждали назначенную встречу, а параллельно с ужасом смотрели, как падает рубль и евро переваливает за сотню.

К моменту, когда инвестор пригласил нас на встречу, мы понимали, что она уже бессмысленна – опасно на что-либо соглашаться, когда неясно, что произойдет с валютой страны даже через неделю. К счастью или к сожалению, мы не договорились с тем инвестором, но иногда интересно поразмышлять, как бы сложились обстоятельства в случае достижения договоренности.


2. Тренинг как замена питчу


Ваган Керобян, основатель сервиса по доставке еды Menu Group


Мы закрыли несколько инвестиционных раундов – последний был нацелен на региональную экспансию, которую мы прорабатываем, запустившись в 7 новых городах Армении, Грузии и Беларуси.

До сих пор помню один забавный случай. Как-то раз меня позвали на тренинг – американские венчурные капиталисты собирались рассказать, как правильно питчить инвесторов. Тренинг так и назывался «Идеальный питч». Я потратил несколько дней на то, чтобы хорошо разобраться в этой теме, и следовал всем советам кураторов. В итоге один из тренеров настолько воодушевился идеей, что предложил инвестиции прямо на мероприятии. Тренинг оказался полезнее, чем я думал :)


3. Питчи в ресторане и поезде


Егор Гурьев, CEO и основатель сервиса Playkey


В ноябре прошлого года мы завершили ICO, собрав более $10,5 миллиона. На протяжении всей кампании команда участвовала в очень динамичном Road Show: мы посетили все самые значимые конференции по блокчейну и ICO — от США до Сингапура. А также провели сотни питч-сессий. И, да, иногда они проходили в самых неожиданных для обеих сторон локациях. Вот наш топ-5 необычных мест:

  1. Поезд из Давоса в Цюрих. Просто увидели участника прошедшей конференции, решили познакомиться, попали в точку и в итоге обсудили наш проект.

  2. Дача Януковича. Никакой политики — мы участвовали в мероприятии по блокчейну, в рамках которого предполагалось посещение этого места, а неформальная обстановка часто располагает к беседам.

  3. Частный дом в Беверли Хиллз. Нюанс был в том, что тогда мы питчили инвестора в США, попутно угощаясь традиционными русскими пельменями.

  4. Ресторан северной кухни. Во время ICO к нам в пермский офис на деловую встречу прилетели азиатские партнеры, которых повели в один из популярных среди гостей города охотничий ресторан. После того как гостям подали «Рыбу на льдине» (рыба подается действительно на большой глыбе льда), их попросили помыть руки водкой — это своеобразная фишка при подаче данного деликатеса. Сказать, что гости удивились — ничего не сказать. Особенно после того, как прозвучала шутка про то, что это вполне нормальная процедура, которую русские делают каждый день с детского сада.

  5. Огромная сцена на Slush Singapore 2017. Конечно, это более стандартный вариант сценария для питчинга, но не часто выступаешь перед такой огромной аудиторией. К тому же мы тогда выиграли участие в Startup Sauna!

Вообще благодаря ICO команда получила огромный опыт работы с инвестором «в полевых условиях», очень круто прокачалась и познакомилась с огромным количеством талантливых людей и экспертов индустрии.


4. Питч по Skype


Даниэль Гальпер, CEO и основатель Grow Food


Очевидно, что деловые вопросы легче и проще решаются в неформальной обстановке, без галстуков и других атрибутов бизнеса 2000-х. Встреча по Grow Food с нашим первым инвестором проходила в баре и завершилась успешно.

Через полгода была встреча с Максимом Медведевым. Он задал несколько вопросов про планы, воронки продаж и так далее, но больше смотрел в целом, что мы из себя представляем и как видим развитие проекта.

B2B-магазин Rusbase поможет найти инвестора.

Вторая «встреча» происходила по Skype, после нее все и решилось — AddVenture инвестировал в наш проект. Вообще очень важно, чтобы у вас с инвестором были не деловые, а дружеские отношения. Если ваш интерес — только получить инвестиции, а его — лишь бы получить прибыль, у вас вряд ли получится что-то хорошее.


5. Питч во время рыбалки

Евгений Никонов, руководитель креативного агентства BezNebes


Самые необычные места я запомнил хорошо, во всех деталях. Первое — рыбалка на берегу реки. Я договорился о сотрудничестве прямо во время ловли рыбы и надо сказать, что ни разу не пожалел об этой сделке.

Еще одно необычное место для заключения партнерства — итальянская коммуна Форте-деи-Марми. Поговорили с партнером, познакомился с его семьей. Он сообщил о предоставлении инвестиций спустя три дня. Это были тяжелые три дня ожидания, но они себя оправдали.

Могу дать несколько советов о том, что нужно и чего не нужно делать для того, чтобы получить возможность заключить нормальную сделку:

  • Иметь поставленную речь. Да, стоит потренироваться, но это того стоит. Речь на любом языке должна быть грамотной.

  • Уметь пить и не пьянеть (лайфхак — в некоторых случаях стоит только делать вид, что пьешь много).

  • Правильно выбирать рабочие контакты, проверяя информацию о  потенциальном партнере до заключения сделки, а не после.

  • При демонстрации своего продукта иметь нормальную презентацию.

  • В свой продукт нужно верить. В любом случае предлагать нужно то, чем стал бы пользоваться сам.

  • Быть коммуникабельным и уметь поддерживать беседу на любые темы.



6. Успешный питч за 5 минут

Надир Алимов, основатель и СЕО LeFutur Group


Самый быстрый питч в моей практике занял ровно пять минут. У нас с партнером были при себе и презентации, и ноутбук с финансовой моделью, но инвестор выслушал только первые пять предложений, затем аккуратно перебил: «Мне все нравится. Пожалуй, я куплю 10%. Какая оценка? Устраивает».

Следующая фраза была адресована персональному помощнику: «Сережа, завтра надо отвезти ребятам деньги». Вопрос юридического оформления сделки даже не был затронут.

Однажды один из крупнейших владельцев недвижимости в центре Москвы решил, что ему необходимо «немного венчуров» в портфеле. Меня и управляющего Lookinhotels пригласили в особняк — охрана на входе, на этаже и непосредственно перед кабинетом. Инвестор был после ночного трансатлантического перелета, во время рассказа иногда задремывал. В итоге спросил: «Сколько надо бабок и сколько я получу через год?». Мы решили не рассказывать о возможности потерять при вложении в стартап всю сумму и ретировались.


7. Питч во время встречи с друзьями


Александр Петров, бизнес-ангел, инвестор в блокчейн-проекты


Самым необычным в моей жизни был внезапный, даже случайный питчинг, который случился во время закрытого пресейла KICKICO. По его итогам основную сумму в закрытом раунде вложили двое моих близких друзей и несколько их знакомых, и произошло это совершенно спонтанно.


Обстановка этого питча была совершенно обычная (выходные, какое-то кафе в центре города). Мы встретились по совершенно другим вопросам, обсудили общие дела, футбол-машины-политику, а затем они стали расспрашивать меня, что нового, чем я занимаюсь.

Я почти отнекивался, общими словами рассказал о проекте, в который вложился. Сказал, что он перспективный, на блокчейне, вот сейчас как раз заканчивается закрытый раунд с бонусом.

До завершения пресейла действительно оставалось пару дней. Я понимал, что идея хайповая, ребятам она может понравиться, но именно сейчас у них нет свободного ресурса, поэтому даже не планировал им как-то продавать идею. Чего я не ожидал, так это подробных расспросов, закончившихся открытием сайта CarPrice и выставлением на продажу Mercedes S-Klasse, который, кстати, был куплен 4 месяца назад, прямо во время нашего разговора.

Более того, один из друзей сразу же позвонил своим знакомым и продал идею уже им, причем достаточно просто: «В эту историю на 100% верит Саша, он в нее сам вписался. Надо брать сейчас. Если выстрелит, через пару месяцев Бентли купим вместо Мерседеса». В результате на продажу в этот день встали две машины.


8. Питч в лиссабонском баре

Сергей Катаргин, основатель проекта «Онкострахование», генеральный директор компании ООО «Независимые Страховые Консультанты»


Дело было у барной стойки в лиссабонском баре, где проходила русская вечеринка участников международной конференции WebSummit. Пробившись к стойке через внушительную толпу страждущих соотечественников, я случайно оказался рядом с известным российским инвестором.

Перекрикивая стоящий вокруг шум, мы познакомились, и я, пользуясь случаем, выдал свой элевэйтор-питч. Мы обменялись контактами и договорились о продолжении общения по бизнесу в более спокойной обстановке в Москве. Но наша встреча случилась даже раньше — мы встретились в одном самолете по дороге в Москву. Там и продолжилось общение. Мы до сих пор поддерживаем связь и планируем совместные проекты.


Материалы по теме:

Забудьте про короткий питч: вашему стартапу нужен тизер

Как сделать идеальный питч? Ответьте на эти 5 вопросов

Плохое выступление может убить бизнес – работаем над вашими ошибками

Когда я получил идеальный питч от этого парня, я предложил ему работу

Любовь с первого питча: как сразу понравиться инвестору


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Innovate or Die
13 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase