Виктория Кравченко

Кейс: как бизнесу нанять правильного бухгалтера

Инна Алексеева, генеральный директор PR Partner, рассказала о трёх типах бухгалтеров, с которыми она сталкивалась в своей работе. 

Какой из них больше подходит вашему бизнесу?


1. Бухгалтер-фрилансер или ожидание штрафов

Когда я только начинала бизнес, обороты компании были менее 1 млн в месяц. Я считала, что внутренний бухгалтер не нужен, так как для него просто нет минимальной нагрузки. Кроме того, выплата даже небольшой заработной платы в 30-40 тысяч рублей с налогами, оборудованием и арендой рабочего места уже создаёт дополнительную финансовую нагрузку на компанию в начале пути.

Если компания работает с 3–5 постоянными клиентами, даёт заработную плату 2–3 сотрудникам и при этом готова платить налоги, не очень ясно, чем же будет заниматься бухгалтер весь рабочий день?

Человек будет демотивирован отсутствием работы, будет слоняться по офису и выдумывать себе задачи, которых нет. Это будет эдакий бухгалтер-пиарщик-маляр-многостаночник.

Вот почему в самом начале мы наняли фрилансера (это была знакомая кого-то из сотрудников в декрете), который приходил раз в неделю и за два-три часа делал проводки и отчеты. Наша компания находится на упрощенке, мы выплачиваем 6% от оборота, к тому же мы абсолютно «белые»: у нас нет кассы, все платежи идут по безналу, мы платим все налоги.

Но уже через год работы фрилансера нам начали приходить штрафы: оказалось, что она вела похожим образом более 10 компаний, поэтому не слишком внимательно относилась к отчётам. У меня на тот момент не было экономического образования, и разобраться в бумагах и периодичности сдачи отчётов не представлялось никакой возможности.


2. Аутсорсинговая компания: ответственнее фрилансера, но нет вовлечения

Так мы пришли к мысли нанять аутсорсинговую компанию, которая несла бы все риски по штрафам и не занимала рабочие места в офисе. Мы провели нехитрый тендер по цене и скорости реакции и выбрали консалтинговую фирму Legal Bridge. С ними мы проработали на аутсорсинге три года. Но когда они начали регулярно терять наши документы, не отвечать на звонки, а также каждые три месяца менять обслуживающих нас бухгалтеров, мы решили прекратить сотрудничество.

Нам не хватало вовлечения. Когда мы звонили посоветоваться, как лучше донести до клиента выгодность агентского договора, а не договора об оказании услуг, то видели, что у наших менеджеров-бухгалтеров нет особого желания вникать в эти вопросы.

Они просто присылали написанные нечеловеческим языком формулировки из правовой базы «Гарант» или «Консультант» — эти зашифрованные послания не понимали ни внутренние сотрудники агентства, ни маркетологи-клиенты.


3. Родной бухгалтер: когда советы дороже денег

Через 4 года со дня основания наши обороты выросли до 40 млн в год, а количество сотрудников — до 10 человек, поэтому пришло время искать человека в штат. Мы обратились в несколько кадровых агентств, ведь проверить знания бухгалтерских программ и принципов бухучета я не могла. Так, мы нашли первого внутреннего бухгалтера Наталью, которая работала с нами более четырех лет.

Крайне важно детально сформировать требования к будущему бухгалтеру: не только, что он должен знать, но и каким быть. На мой взгляд, он должен совпадать с вами по ценностям, отношению к делу.

Я работаю в пиар-агентстве, где умение вести переговоры, решать проблему от «А» до «Я», идти на компромиссы с клиентами и коллегами очень ценится. Грамотный бухгалтер, как показал опыт, может не только делать проводки, но и частично готовить документы к тендерам, вести переговоры с поставщиками о скидках, отвечать за кадровые вопросы.

Наш бухгалтер заинтересован в развитии компании, она не только смотрит на проводки в «1С», но и как экономист оценивает все процессы в компании. Последняя её задача, например — просчёт стоимости ремонта в офисе, который снимает агентство, а также ведение переговоров с собственником о частичной компенсации наших расходов.

Важно, чтобы и директор компании, и коллеги не воспринимали бухгалтера как человека, который мешает им работать, требуя какие-то документы по клиентам и поставщикам, а чтобы ощущали себя в одной лодке, воспринимали бухгалтерию как важное подразделение компании.

Если бы меня сейчас попросили дать рекомендацию тем, кто только начинает бизнес, я бы предложила начать с аутсорсинга бухгалтерских функций, а при достижении определённого оборота и появлении широкого круга экономических, бизнес, а не только бухгалтерских задач — найм в штат.


Мнение эксперта

Профессиональным мнение по теме поделился Алексей Сухарев, генеральный директор бухгалтерской консалтинговой компании «Поляков, Сухарев и Партнеры».

Алексей Сухарев, генеральный директор бухгалтерской консалтинговой компании «Поляков, Сухарев и Партнеры», резидент делового клуба «Эталон»

Если говорить про идеальные условия, то, конечно, в каждой компании должен быть бухгалтер. Федеральный Закон о бухгалтерском учете неслучайно говорит нам о том, что каждая организация в РФ обязана вести бухучет.

Вот наиболее часто встречающиеся случаи, когда у компании нет своего бухгалтера:

1) ИП с небольшими оборотами или в статусе стартапа;

2) Только что открытое юридическое лицо, не успевшее «набрать обороты»;

3) Юридическое лицо на «нулевой» отчетности, то есть без операций;

4) Полная уверенность руководителя компании, что он и сам сильный бухгалтер и никто ему не нужен.

Если вкратце, то первые два случая имеют полное право на существование и логика в этом есть. Но с 3 и 4 случаями стоит быть осторожными.

ИП действительно не обязан вести бухгалтерский учет, ему достаточно просто вовремя сдавать налоговые декларации, платить ежегодный взнос в фонды и не иметь долгов перед бюджетом, а создание «нулевой» декларации не занимает много времени и лишь требует внимательности.

А вот с юридическим лицом ситуация иная. Иногда, открывая новый бизнес, владельцы компании увлекаются проектом и отодвигают на второй план поиск бухгалтера. Так они упускают момент, когда им уже не обойтись без опытного специалиста, а находят его уже имея штрафы/пени от ФНС, ФСС или ПФР за некорректную или просроченную декларацию.

Даже если поначалу нет сотрудников в штате и вы только начали бизнес, пусть даже у вас мало операций, документооборот небольшой, лучше обезопасить себя и найти бухгалтера, который будет сопровождать аккуратный и безболезненный рост вашего бизнеса.

Что касается четвертого случая: однажды наша компания провела аудит одного предприятия средних масштабов, в котором генеральный директор, очень занятой человек, принципиально вел бухгалтерию сам. Он считал, что так как у него есть бухгалтерское образование и прошлый опыт работы бухгалтером, он сам сможет эффективно вести бухгалтерию.

Когда был проведен аудит, мы обнаружили серьезные искажения учета, неправильно начисленный НДС и общую сумму возможных штрафов более чем на 100 тысяч рублей.

Это говорит о том, что если в компании все хорошо и бизнес идет в гору, руководитель, являясь полноценным драйвером своего бизнеса, просто не может успеть отследить все нюансы бухгалтерии и налогообложения своей компании.

 Как говорится, дьявол — в деталях. Это как раз про бухгалтерию, не так ли?


Материалы по теме:

Как индивидуальному предпринимателю сдать налоговую декларацию

Бизнес должен перейти на «белые» схемы. Вступил в силу закон об онлайн-кассах

В США религия стоит больше, чем Google и Apple вместе взятые

Почему Илон Маск не должен быть примером для подражания в бизнесе

Бывший топ-менеджер с Уолл-Стрит учит Google контролировать расходы

Легальные способы получить наличные со счета компании


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook