Top.Mail.Ru
Колонки

Бизнес должен перейти на «белые» схемы. Вступил в силу закон об онлайн-кассах

Колонки
Дмитрий Богдашев
Дмитрий Богдашев

Генеральный директор АО «Смартфин» (бренд 2Can&iBox)

Виктория Кравченко

С сентября в России начал работать бурно обсуждаемый закон об онлайн-кассах. Подробнее о нововведениях и о том, какое оборудование придется менять предприятиям, рассказывает генеральный директор компании «Смартфин» (2can&ibox) Дмитрий Богдашев.

Бизнес должен перейти на «белые» схемы. Вступил в силу закон об онлайн-кассах

Пока закон не требует обязательной установки онлайн-касс, но компании уже могут постепенно переходить на новое оборудование в добровольном порядке. По сути, закон об онлайн-кассах создал в России сразу два новых рынка: обновленного оборудования и операторов фискальных данных. Бизнесмены, даже те, кто до принятия закона работали без касс по бланкам строгой отчетности (БСО) или принимали платежи только электронными средствами платежа, до 1 июля 2018 года должны будут установить кассы нового образца. Впрочем, новое оборудование в ближайшей перспективе не окажет никакого серьезного влияния на принцип распределения «белых» и «серых» денежных потоков, ведь налогооблагаемая база в отношении предпринимателей, подпадающих под действие закона, не снижается.

Что изменится?

Изменится алгоритм продажи товара или услуги. На кассах старого образца установлена ЭКЛЗ. Теперь ЭКЛЗ нужно будет заменить на фискальный накопитель, подключить кассу к Сети, заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД) и отправлять через него электронные чеки в ФНС. Покупатель оплачивает товар или услугу, продажа регистрируется на кассе, покупатель получает чек на почту или на руки в печатном виде, одновременно все данные передаются кассой в ОФД. Сведения о покупке оператор фискальных данных регистрирует у себя в хранилище для последующей передачи в налоговый орган, а также хранит длительное время на серверах для предоставления в оговоренных законом случаях.

Операторы фискальных данных (сейчас это 4 компании: «Такском», «Первый ОФД», «Ярус ОФД» и «Эвотор ОФД») формируют новый рынок услуг. Стоимость обслуживания касс нового образца составит в среднем 3 тысячи рублей в месяц за один кассовый аппарат. По данным компании «Эвотор ОФД», в 2017 году объем рынка при такой цене передачи данных составит 2,25 млрд рублей, в 2018 году — 6,75 млрд рублей, а к 2019 году — 9 млрд рублей.

Кому можно не беспокоиться?

В пояснительных документах к новому закону говорится, что 54-ФЗ обязывает использовать ККТ далеко не всех предпринимателей. На новое оборудование не придется тратиться организациям и ИП, которые оказывают услуги по ремонту и покраске обуви, изготовлению и ремонту ключей и галантереи из металла, продают собственноручно изготовленные изделия народных или художественных промыслов. ККТ не понадобится тем, кто сдает в аренду собственное жилье, а также организациям или ИП, занимающимся продажей газет и журналов в киосках, торговцам мороженым и разливными безалкогольными напитками, продавцам продуктов из автоцистерн: молока, кваса, свежей рыбы, сезонных овощей и фруктов вразвал, «коробейникам», которые продают разносную продукцию, продавцам на ярмарках, выставках-продажах, розничных рынках, аптекам, работающим при фельдшерских пунктах в селах и деревнях, а также отделениям больниц и медицинских организаций в населенных пунктах, где нет аптек, организациям и ИП, работающим в отдаленных селах и деревнях или труднодоступных местностях. Местность должна значиться в списке, утвержденном региональными властями.

А вот сфера услуг, например, досуговые заведения вроде йога-центров и танцевальных студий, которые раньше могли обходиться БСО, под действие нового закона подпадают.

Во сколько все это обойдется?

По предварительным расчетам, объем рынка касс нового образца составит от 80 до 100 млрд рублей. В зависимости от специфики бизнеса, наличия или отсутствия касс предприниматели потратят на оборудование от 18 до 65 тысяч рублей. Так, совместное предприятие ККТ «АТОЛ» и Сбербанка уже выпускает оборудование под брендом «Эвотор» и предлагает комплексное решение в среднем за 25,5 тысяч рублей. Мы совместно с производителем кассовой техники «Штрих-М» в скором времени тоже планирует выпустить собственное решение, которое будет работать также и с ККТ других производителей.

Впрочем, заработают от нововведения не только поставщики кассового оборудования. Облачные технологии, которые используются при создании онлайн-касс, позволяют поставщикам интегрировать оборудование с различными бухгалтерскими и складскими сервисами, курьерским ПО, программами лояльности и так далее. Для подобных компаний новое облачное кассовое оборудование станет способом привлечения новых клиентов.

Много шума… и ничего

Недавно «Левада-центр» провел опрос об ожиданиях бизнеса от 54-ФЗ. Около 50% участников делового сообщества России считают, что новые требования законодательства о внедрении онлайн-касс и обязательной передаче данных о продажах в налоговую службу в режиме реального времени позволят до некоторой степени повысить прозрачность рынка, улучшить конкурентную среду и собираемость налогов. 28% респондентов отметили, что внедрение онлайн-касс скорее не поможет исправить ситуацию, а 9% считают, что это абсолютно не поможет в улучшении ситуации с прозрачностью рынка. Давайте будем честными: малые, а иногда и средние компании пробивают чеки только на те суммы, которые им по силам показывать для налоговых органов. Ведь если учесть все налоги и сборы, то предприятию придется отдать в бюджет и различные фонды почти половину зарплаты сотрудников.

Новое оборудование в ближайшей перспективе не окажет никакого серьезного влияния на принцип распределения «белых» и «серых» денежных потоков. Однако постепенно часть предприятий все-таки будет выходить из тени.

Например, интернет-магазины, которые должны будут установить новое оборудование и показывать налоговой свои транзакции. Ответ на вопрос о том, какую часть своих транзакций бизнес будет показывать налоговой, остается личным делом каждого. Тем не менее мы все, как потребители, постепенно привыкаем к использованию пластиковых карт и не хотим расплачиваться наличными. Со стороны потребителей растет спрос на расчеты с помощью различных платежных систем. Но безналичные платежи всегда предполагают «белый» оборот, поэтому, так или иначе, бизнес должен будет переориентироваться на «белые» схемы.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Страха нет: кому и зачем нужна киберстраховка
  2. 2 Как российской компании привлечь иностранных клиентов? Вот несколько советов
  3. 3 «Да здравствует нормальный рекламный контент!». Как сделать качественную нативную рекламу
  4. 4 «Бизнес хочет зарабатывать здесь и сейчас»: 11 трендов в СРА-рекламе
  5. 5 Специалист по кибербезопасности рассказал, как хакеры голосуют на выборах вместо нас