4 ошибки в организации командировок из «прошлой эры» — и как их избежать
Несмотря на стремление к оптимизации процессов, базовые операционные задачи вроде заказа такси, организации питания в офисе или командировки некоторые компании все еще решают по старинке, без использования B2B-сервисов. Это неудобно, неэффективно и часто приводит к росту расходов, который организации могут даже не замечать.
Екатерина Никитина, СРО платформы по решению административных задач бизнеса Яндекс Go для бизнеса, на примере процесса организации командировок рассказала, на каких этапах и почему теряются ресурсы компании и что делать, чтобы это исправить.
Содержание
- Что не так с организацией командировок по старинке
- К чему приводят неэффективные процессы
- Как организовывать командировки по-новому
Что не так с организацией командировок по старинке
Административные задачи бизнеса кажутся рутинными, понятными и оттого не требующими нового подхода к их решению. Но, как известно, дьявол в деталях.
Возьмем организацию командировок. На поверхности это незамысловатый процесс: согласуем поездку, выбираем и бронируем сотруднику билеты и отель, отправляем в командировку, ждем его возвращения с отчетными документами для бухгалтерии. Однако, если погрузиться в те самые детали, всплывут проблемы, с которыми, по моим наблюдениям, сталкивается большинство компаний. Пусть небольшие проблемы, но приводящие к растрачиванию ресурсов.
Разберем каждый этап подробнее.
Согласование командировки: очень долго
Подготовка командировки начинается с ее согласования. Как правило, это длительный процесс: получить одобрение на поездку нужно от руководителя, а то и от нескольких лиц — что может занять дни или даже недели. За это время билеты и номера в отелях на нужные даты, скорее всего, раскупят или изменятся цены. Соответственно, придется искать другие варианты и согласовывать уже их.
Что здесь не так:
- Потеря времени. Чем больше дней занимает согласование поездки, тем дольше сотрудник не может приступить к выполнению задач, ради которых и планировалась командировка.
- Риск срыва командировки. Из-за сложностей в согласовании, например, из-за того, что руководитель находится в отпуске, поездка может быть вовсе отменена, а значит, не достигнуты цели бизнеса.
- Увеличение затрат. Компании приходится переплачивать за более дорогие билеты и номера.
Выбор и бронирование билетов и отелей: непрозрачно и невыгодно
Когда поездка согласована, нужно забронировать билеты и номер в отеле для сотрудника. Это происходит по-разному: в каких-то компаниях есть тревел-менеджер, который занимается деловыми поездками, в каких-то — прибегают к услугам агентств.
Что здесь не так:
- Медленная обработка запросов. При организации командировки с помощью агентства сотрудник обращается с запросом, агент его обрабатывает и дает ответ. Из-за ожидания страдает скорость бронирования билетов и номера.
- Ограниченный выбор. Агентства работают с определенными перевозчиками и средствами размещения, поэтому для заказчика выбор билетов и отелей ограничен, а цены могут оказаться не самыми выгодными.
- Отсутствие прозрачности. У сотрудника иногда нет возможности посмотреть, какой отель и номер для него забронировали. То же касается и билетов. Несовпадение реальности с ожиданием может привести к недовольству.
Стоит сказать, что самостоятельное бронирование — тоже распространенная практика в компаниях. Однако проблема заключается в том, что в большинстве случаев сотрудники используют для этого B2C-сервисы.
Что здесь не так:
- Увеличение расходов. B2C-сервисы не могут предложить спецтарифы для корпоративных клиентов, потому компании платят за размещения в отелях и апартаментах больше, чем если бы воспользовались B2B-агрегаторами.
- Отсутствие контроля за бюджетом. В случае с B2C-сервисами сложно контролировать выбор сотрудника: действительно ли сотрудник потратил время на поиски и бронирование самого выгодного варианта?
Поездка: неудобство в закрытии потребностей
В командировке у сотрудника возникают разные потребности: в трансфере, перемещении по городу, питании. И обычно удовлетворяет он их опять же с помощью привычных ему сервисов доставки и такси, которыми пользуется в повседневной жизни. Однако такой подход создает ряд неудобств.
Что здесь не так:
- Разрозненность сервисов. Для получения всех необходимых услуг в поездке — от заказа такси до доставки еды — нужно устанавливать множество приложений, а после собирать оригиналы (!) чеков для бухгалтера. А это точно не то, чем должна быть занята голова во время деловой поездки.
- Сложность в решении непредвиденных вопросов. Даже при идеальной организации поездки что-то может пойти не так: задерживается рейс, не заселяют в отель или отменяют заказ — что угодно. И без поддержки 24/7 не всегда получается решить эти вопросы оперативно и без стресса.
- Больше затрат. Отсутствие доступа к корпоративным тарифам и скидкам в B2C-сервисах приводит к переплатам за такси, каршеринг, доставку еды и другие услуги.
Закрытие командировки: бумажная волокита
Заключительный этап командировки часто оборачивается головной болью для всех участников процесса. Так, сотрудник вынужден собирать в поездке чеки, билеты, ваучеры, а после должен предоставить все закрывающие документы бухгалтерии. Бухгалтерия, в свою очередь, — перепроверить их и оформить отчет.
Что здесь не так:
- Трата времени. Ручной сбор и проверка большого количества документов отнимают много времени.
- Риск ошибок. Если документы оформлены неправильно, бухгалтерия может их не принять, что приведет к задержке в возмещении расходов.
К чему приводят неэффективные процессы
После разбора каждого этапа отстранимся и посмотрим на картину целиком. Глобально решение административных задач с помощью устаревших методов имеет следующие последствия:
- Рост операционных расходов. Когда организация командировок происходит вручную, компании вынуждены увеличивать штат персонала, чтобы справиться с большим объемом задач: обработка запросов, бронирование билетов и отелей, оформление документов. Это приводит к росту фонда оплаты труда и дополнительным расходам на налоги и страховые взносы.
- Неэффективное использование ресурсов. Вместо того, чтобы направлять эти средства на развитие бизнеса, компании вынуждены вкладывать их в поддержание рутинных процессов.
- Потеря контроля над расходами. Если сотрудники пользуются B2C-сервисами для бронирования билетов и отелей, а бухгалтерия на аутсорсинге, контролировать расходы становится очень сложно, появляются неожиданные и неоправданные траты. Например, сотрудники могут летать бизнес-классом, а компания узнает об этом только тогда, когда бюджет будет исчерпан.
- Снижение эффективности. Решение административных задач устаревшими способами приводит к снижению эффективности бизнеса в целом. Чем больше операционной работы, тем меньше времени остается на по-настоящему важные и стратегические задачи.
Как организовывать командировки по-новому
Вот такие «невидимые» последствия скрываются за неэффективными процессами. Чтобы не допустить усугубления проблем в будущем, важно уже сейчас пересмотреть подход к решению административных задач, в том числе организации командировок. Что для этого следует сделать.
1. Осознать и принять необходимость изменений
Основной барьер, который мешает бизнесу стать эффективнее, — мышление. Многие компании в некоторых вопросах продолжают действовать по старинке, как это делали десятилетия назад, просто потому что так привыкли и вроде это работает. Но важно понять, что мир меняется, конкурировать становится все сложнее и те, кто находится в плену устаревших подходов, рискует остаться за бортом.
2. Изучать, что нового появляется для бизнеса
Немало компаний просто не знают о существовании специализированных сервисов. Хотя сегодня рынок предлагает уже целые B2B-экосистемы вроде Яндекс Командировки на платформе Яндекс Go для бизнеса, с помощью которых бизнес может решать большинство административных задач в одном окне.
Что дают B2B-экосистемы:
- Экономию денег. Не нужно нанимать дополнительных людей для организации деловых поездок и ведения бухгалтерии. Если компания работает по системе общего налогообложения, то может уменьшать НДС к уплате. А на отели он и вовсе не распространяется.
- Оптимизацию времени. Автоматизация сокращает время на решение всех вопросов, связанных с организацией командировок, — от выбора и бронирования билетов и отелей до составления отчетов.
- Удобство для сотрудников. B2B-экосистемы закрывают все потребности командированного, включая транспорт для перемещения по месту командировки, и питание. И главное — сотруднику не нужно собирать чеки и прочие документы: все счета и акты бухгалтер видит в режиме реального времени в одном личном кабинете.
- Оптимизацию бухгалтерии. Благодаря автоматизации все документы и отчеты с подробными деталями можно выгрузить из личного кабинета или сразу получить в ЭДО. Это значительно упрощает бухгалтерию и минимизирует ошибки, связанные с ручным заполнением документов.
- Прозрачность и контроль. У компаний есть возможность настроить лимиты, за рамки которых сотрудники не могут выйти при поиске и бронировании билетов и номеров, плюс все расходы фиксируются в одной системе. Все это позволяет контролировать бюджет и предотвращать неоправданные траты.
3. Начать внедрение
Внедрение современных B2B-сервисов позволяет не только экономить ресурсы, но и делает процесс организации командировок более удобным и предсказуемым для всех участников. Так, для подключения к Яндекс Командировкам достаточно оставить заявку онлайн, и уже через пару минут появится доступ к личному кабинету.
Если компания все еще решает административные задачи с помощью устаревших методов, нужно подумать, какие есть барьеры на пути к изменениям, и не бояться сделать первый шаг для их преодоления. Наградой станет возможность сделать бизнес более гибким, конкурентоспособным и готовым к вызовам современного рынка.
Фото на обложке: izusek /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Личный опыт: как открыть магазин одежды»
- 1 В 2025 году в городах-миллионниках появится на треть меньше новых офисов Сохранят динамику ввода площадей только бизнес-центры Москвы и Санкт-Петербурга 23 марта 19:44
- 2 Стоит ли ходить на корпоративы: плюсы и минусы участия в корпоративных мероприятиях Вы можете уйти с корпоратива без извинений 17 марта 11:42
- 3 Как происходит оценка уровня профессиональных рисков 07 марта 22:12
- 4 Право подписи на документах для руководителя: у кого есть право первой и второй подписи Как передать право подписи 03 марта 14:40