Колонки

Осознанное потребление: как оно решит проблемы локального бизнеса?

Колонки
Альбина Арндт
Альбина Арндт

Руководитель отдела аккаунтинга Flowwow

Илья Голубев

Осознанное потребление — глобальный тренд. Люди все чаще стараются удовлетворить свои потребности максимально экологичным и безопасным для планеты способом.

Осознанное и внимательное отношение ко всему, что мы покупаем и используем, заставляет переосмыслить наши повседневные практики: перестать совершать импульсивные покупки, отказаться от привычки закупать впрок и начать перед покупкой внимательно читать этикетки.

Альбина Арндт, руководитель отдела аккаунтинга Flowwow, на примере своей компании рассказывает, как осознанное потребление помогает укрепить локальный бизнес.

Осознанное потребление: как оно решит проблемы локального бизнеса?

5 проблем локального бизнеса в России

Весной 2021 года онлайн-маркетплейс Flowwow провел неформальный опрос среди своих партнеров со всей России и узнал, какие проблемы больше всего беспокоят локальных производителей:

  • Необходимость завоевать доверие покупателей к местному бренду.

Чтобы получить более или менее надежную клиентскую базу, локальному бизнесу часто приходится вкладывать силы, время и деньги в работу над репутацией и узнаваемостью бренда: участвовать в выставках и ярмарках, развивать соцсети и не только.

А некоторые предприниматели до определенного момента вообще не видят иных возможностей получить клиентов, кроме как надежды на сарафанное радио.

Мешает и сила привычки: многие потребители привыкли еженедельно заезжать в магазин крупного ритейлера за всем необходимым (от бакалеи до канцтоваров), и локальному бизнесу сложно встроиться в эту повседневность.

  • Трудности с наймом персонала.
Дефицит кадров в регионах – давняя проблема, и особенно она актуальна для небольшого производства: квалифицированный работник скорее выберет надежную и стабильную компанию, чем небольшой семейный бизнес.
  • Высокие требования к доставке.

В онлайне местному бизнесу приходится конкурировать с гигантами доставки, которые задают крайне высокие стандарты.

В результате, сверхбыстрая доставка становится для потребителей привычной нормой.

15 топ-менеджеров, которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

А небольшой семейной кондитерской сложно соревноваться с крупными сервисами, которые обещают доставить «быстрее, чем самому сходить в магазин».

  • Необходимость развивать логистику.

Почти всегда на старте локальный бизнес – это малый бизнес: производство, работающее и доставляющее на определенной территории.

Единственный адекватный путь развития бизнеса – рост, но для этого бизнесу необходимо оторваться от локации и расширить зоны доставки.

Развивать собственный сервис (нанимать курьеров, налаживать инфраструктуру) – сложное и трудозатратное решение, которое большинству местных производств не по силам.

Сотрудничество с крупными логистическими компаниями также требует много усилий и часто заставляет работать на еще более низкой марже.

  • Специфика потребительского сознания.

До недавнего времени российские покупатели не занимали активной позиции по поводу выбора того, где, как и что покупать.

После пандемии осознанность граждан выросла (согласно исследованиям НАФИ и СКОЛКОВО-РЭШ) — и тем не менее, позиция большинства в вопросах бережного потребления остается пассивной.

Так, в 2020 году, чтобы убедить граждан разумно утилизировать одежду, ритейлерам требовалось мотивировать их финансово.

По данным Ipsos, около трети россиян готовы отказаться от покупки товаров в пластиковой упаковке — но лишь 2% готовы ради этого что-то предпринять. 

До тех пор, пока у значительной доли россиян не войдет в привычку внимательно относиться к тому, что, как и сколько они покупают, локальные производители будут проигрывать узнаваемым вывескам и «красным ценникам».

5 преимуществ локального бизнеса в России

Итак, сегодня локальный бизнес вынужден решать массу сложных задач и конкурировать с компаниями, которые изначально находятся в другой весовой категории.

Однако у небольших местных производств есть и ряд серьезных преимуществ перед масс-маркетом.

  • Гибкость

Небольшой бизнес гораздо более адаптивен, мобилен, в нем короче цепочка принятия решений.

Именно это позволило многим локальным компаниям во время пандемии быстро выйти онлайн, наладить новые каналы продаж и «выплыть».

  • Контроль качества.

Местные компании сфокусированы не столько на количестве, сколько на качестве товара, они имеют возможность контролировать производство на всех этапах и не допускать потерь в качестве продукции.

  • Больше возможностей сохранить экологичность

Малым предприятиям легче оптимизировать все процессы в соответствии с установленными нормативами, сократить вредные выбросы при производстве, продумать наиболее экологичные способы упаковки и внедрить другие эко-инициативы.

  • Высокая клиентоориентированность

Семейная пекарня с большей легкостью возьмется за сложный, уникальный заказ – например, торт в виде мотоцикла или необычный каравай на свадьбу.

Готовность быстро проанализировать потребности покупателя, отреагировать на запрос, вывести на рынок новую продукцию – это ключевое преимущество местного магазина.

  • Возможность глубоко работать с клиентами

Местный бизнес – это про долгую дружбу, а не про «купи здесь и сейчас».

Здесь есть много возможностей надолго удержать привлеченного покупателя: дружить, советовать, собирать обратную связь, выстраивать полноценную вовлекающую коммуникацию.

Как сыграть на «тренде» осознанного потребления?

Основные принципы осознанного потребления – это отказ от недолговечных товаров и одноразовых упаковок, стремление не покупать лишнего, переработка отходов и регулирование объемов производства.

Что может сделать локальный бизнес, чтобы соответствовать этим принципам и использовать их как ресурс для развития?

  • Корректировать объемы производства согласно спросу.

Крупный завод вряд ли может значительно сократить производство того или иного товара и не потерпеть убытков.

Малому производству легче идти за спросом, а часть товаров делать строго на заказ.

  • Позаботиться о безотходном производстве.

Отличный пример: один из партнеров Flowwow производит соевые свечи в подсвечниках, сделанных из переработанного стекла.

После того, как свеча прогорит, покупатель может передать производителю пустой подсвечник и следующую свечу купить со скидкой. 

  • Продумать упаковку, которую можно переработать или использовать повторно.
Если выбирать между целлофаном и крафтовой бумагой – выбирайте бумагу, если есть возможность использовать для доставки продуктов многоразовые контейнеры – используйте их.
  • Помочь клиенту не покупать больше, чем он хотел бы.

Этот тренд мы тоже каждый день наблюдаем на Flowwow: осознанные потребители не купят большую порцию незнакомого продукта.

Им нужно сначала попробовать, оценить – и только затем они будут готовы закупить сразу большую партию чая или шоколада ручной работы.

Поэтому магазины продают продукцию небольшими, дегустационными порциями, предлагают покупателям мини-сеты, где каждый сорт сыра, сладостей, косметики или другой продукции представлен в небольших количествах. Чтобы ничего не выбросить!

  • Подробно рассказывать о своем производстве.

Используйте все возможности, чтобы рассказать об экологичности вашего товара, причем лучше не ограничиваться просто упоминанием слов «натуральный» и «экологичный», а доказать это фактами и интересными подробностями.

Осознанный потребитель ценит детали: как именно вы производите ваши свечи? Из какого сырья делаете глазурь для керамики? Какие красители используете для производства одежды?

Ответы на эти вопросы – гораздо более сильная основа для рекламы, чем подражание крупным ритейлерам, с их эмоциональными и подчас неинформативными лозунгами.

  • Обеспечить себе клиентскую базу среди приверженцев осознанного потребления.

«Зеленая» ниша в российском бизнесе еще не переполнена; люди, увлеченные идеями ответственного отношения к окружающей среде, охотно делятся информацией об осознанных компаниях в своем коммьюнити.

Если не обманывать их ожидания, можно рассчитывать на значительный прирост целевой аудитории.

  • Использовать сильную идею для привлечения адекватных сотрудников.
Ваши принципы осознанности и вдумчивое отношение к производству привлекут в компанию носителей этих ценностей. 

Культура осознанного потребления может привлечь для локального бизнеса надежную и, кстати, платежеспособную аудиторию (осознанное потребление — тренд, охватывающий, в первую очередь, средний и премиальный сегменты покупателей).

При этом нужно понимать, что все идеи и лозунги должны быть подкреплены практикой.

Аудитория защитников экологии и приверженцев рационального потребления очень чувствительна, и бренд может легко потерять поддержку, если будет неосторожен с соблюдением важных для нее принципов.

Фото на обложке: Netrun78/Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Робот в кухне и строгий клиент: самые важные тренды FoodTech 2022
  2. 2 Экология и экономические риски — как экологическому стартапу найти баланс и выжить
  3. 3 Как правильно обустроить офис, чтобы повысить эффективность сотрудников
  4. 4 3 совета, как удержать сотрудника, если он решил уволиться
  5. 5 4 вызова оргдизайна, с которыми столкнутся компании в 2022 году
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!