Колонки

Как обеспечить себе победу на хакатоне за шесть шагов

Колонки
Марина Околович
Марина Околович

Специалист по коммуникациям проекта Blink

Полина Константинова

Хакатон — это своего рода спринт стартапов, где команды должны за один день создать и презентовать сервис или его прототип. Для успеха на таком мероприятии нужна не только удачная идея, но и специфическая подготовка. О том, как выиграть хакатон, в материале рассказывает Марина Околович, специалист по коммуникациям проекта Blink, который недавно победил в Emerge Hack, прошедшем в Минске.

Как обеспечить себе победу на хакатоне за шесть шагов

Шаг 1. Команда

Исходя из нашего опыта на Emerge Hakathon, идеальный размер команды — это четыре человека. Разумеется, лучше, чтобы участники были знакомы друг с другом заранее и знали, в чем состоит талант каждого, будь то принятие решений или генерирование креатива. 

Перед хакатоном желательно собраться несколько раз вместе (физически или виртуально), чтобы выработать общее видение продукта — а не просто абстрактную идею.

Шаг 2. Идея

Прежде чем идти на хакатон, важно четко оформить идею и уметь описать ее одним предложением. Найдите хорошую «зацепку» — особенность вашего продукта, которая сразу привлечет внимание, и сделайте фокус на ней. Например, для Blink это технология Eye tracking, которая реализована через True Depth-камеру в новейших моделях iPhone.

Будьте готовы к тому, что в результате хакатона ваша идея трансформируется, эволюционирует. На английском это называется pivot. Мы видели, что многим командам менторы подсказывали, как доработать идею, чтобы проект стал еще ближе к реализации.



Наша идея менторам понравилась, они не предлагали ее видоизменять. Но, следуя их советам, мы продолжаем развивать продукт, вносить улучшения от версии к версии, становясь с каждым разом лучше для уже 10 тысяч пользователей. 

Хакатон — это прекрасная возможность «вынести идею из избы», показать ее опытным менторам и получить их рекомендации. Такие мероприятия позволяют валидировать и улучшить продукт — а это гораздо ценнее, чем сам факт победы.

Шаг 3. Создание прототипа

Ключевой фактор — достичь общего видения продукта и определить, в какой форме представить его на хакатоне.

Просто красивой презентации и занимательного рассказа недостаточно. 

Менторам важно не просто оценить, насколько хороша идея, а увидеть вашу способность ее реализовать. Поэтому прототип в какой-то форме необходим — но что считать прототипом? Кому-то может казаться, что достаточно скринов UX и презентации, а для кого-то принципиально, чтобы продукт работал. 

Вы можете выбрать любой вариант — но все члены команды должны быть с ним согласны. В случае Blink без работающего приложения было не обойтись: мы должны были продемонстрировать, как работает eye tracking.

Шаг 4. Распределение времени на работу и отдых

Чтобы не тратить драгоценное время в ходе хакатона, решите заранее, сколько времени выделить на создание презентации, сколько на отдых, а сколько, собственно, на прототип. Не отдыхать вообще — не вариант. 

Если вы не будете переключаться, то у вас разовьется «туннельное видение» — вы не сможете смотреть на продукт со стороны и воспринимать его критически, как это делают менторы. Кстати, не забудьте включить в ваш распорядок дня сессии с менторами.

Учтите, что подготовка презентации займет три-четыре часа, из которых час нужен на то, чтобы набросать содержание каждого слайда. Два часа уйдет на дизайн и правки, а еще час — на репетицию выступления.



Хакатон Emerge длился 24 часа. Поскольку у нас уже были согласованное видение идеи и план работы, нам вполне хватило этого времени. 

Шаг 5. Сессии с менторами

Обратная связь от менторов — это самая ценная часть хакатона. Ни в коем случае не пропускайте их — даже если вам кажется, что у вас еще ничего не готово. Покажите, что есть, и очень внимательно слушайте, что вам скажут. Менторы — профессионалы рынка, они видели множество проектов и знают, что работает, а что нет. Их фидбэк поможет вам структурировать ваши мысли и понять, в каком направлении двигаться дальше.

Помните: хакатон — это ваш шанс получить бесценный опыт и советы, которые вам не даст больше никто.

Нам общение с менторами помогло не столько в плане развития идеи, сколько в придании уверенности в том, что мы движемся в правильном направлении. Мы точно знаем, что у нас крутая идея, которую нужно развивать и, не останавливаясь, совершенствоваться.

Шаг 6. Питч менторам 

Лучше, если идею презентует тот же член команды, который работал над текстом презентации. За основу можно взять готовый шаблон, такой как 500 Startups Pitch Deck. В него входят всего 10 слайдов, но этого достаточно, чтобы рассказать главное о продукте: какую проблему он решает, как работает и как монетизируется — плюс прогноз будущей прибыли. 

Готовясь к питчу, представьте перед собой очень очень занятого CEO крупной компании. У вас есть ровно три минуты, чтобы презентовать ему вашу идею. Подумайте: что его может привлечь в вашем проекте? Уникальная технология, высокий ROI, необычная идея? Сделайте ставку на самый запоминающийся аспект вашего проекта, но уделите внимание и маркетингу, и бизнес-анализу. 

Как извлечь из хакатона максимум

По итогам участия в Emerge Hack мы выделили для себя пять главных факторов, которые помогли нам выиграть. Это не рецепт победы — потому что дело совсем не в ней. Скорее, это способ получить максимальную пользу для вашего стартапа в целом, а не просто в рамках конкретного мероприятия.



Вот наши рекомендации:

  • Ваша главная задача — не победить, а посмотреть на идею со стороны и получить обратную связь от экспертов.
  • Не берите с собой большую команду: четыре человека — оптимальное число.
  • Предварительно распределите роли и выработайте общее видение продукта.
  • Найдите «фишку» вашей идеи и акцентируйте внимание на ней.
  • Используйте шаблон презентации, такой как 500 Startups Pitch Deck.
  • Как можно больше общайтесь с менторами и запоминайте, что они скажут.

Фото в материале и на обложке: архив компании

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Самое главное в хакатонах – знакомства». Как работать дизайнером продукта без образования
  2. 2 Как победить на 6 хакатонах за 7 дней? Инсайты от Russian Hack Team
  3. 3 «Я помогаю разработчикам помнить о целях бизнеса». Как участвовать в хакатоне, если ты не программист

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

14 июля 2020

FoodTech

15 июля 2020

NeuroTech