Наталья Сергиенко, директор по маркетингу SafeCrow, рассказывает, как найти поставщика онлайн. Есть четыре способа – разбираем их преимущества и недостатки.
Поиск поставщика – время, деньги, одни и те же лица...
Как правило, круг кандидатов был достаточно узок и ограничивался теми, кого компания лично знает или кого ей кто-либо порекомендовал. Контакты с кандидатами обычно налаживались путем проведения телефонных звонков, встреч и переговоров. Сотрудничество также оформлялось очно в процессе обсуждения и заключения контрактов и дальнейшего обмена счетами-актами и прочей документацией, призванной обезопасить обе стороны от возможных накладок или неисполнения обязательств партнером.
В числе других доступных способов поиска поставщика были и остаются:
- участие в профильных ярмарках и профессиональных выставках,
- изучение маркетинговых материалов потенциальных подрядчиков,
- вступление в торговые ассоциации.
Эти офлайн методы хотя и отличаются большим охватом и эффективностью, но требуют большого вложения времени, а зачастую и средств, но не гарантируют, что компания найдет «того самого», наиболее подходящего ей поставщика при использовании всех средств коммуникаций.
Использование интернета при поиске подрядчика в несколько раз ускоряет процесс и обеспечивает поистине глобальный охват, позволяя легко осуществлять межрегиональное и даже международное сотрудничество не выходя из дома.
Я расскажу о самых популярных инструментах, к которым прибегают предприниматели в этой ситуации.
Способ 1. Поисковики (Google, Яндекс и др.)
Самый очевидный, но и самый ненадежный инструмент.
- Из преимуществ — простота использования, абсолютное отсутствие платы и мгновенный результат в виде выдачи ссылок.
- Из недостатков — сомнительный КПД — слишком много рекламы и спама — и довольно низкая эффективность (устаревшие контакты, неактуальные предложения, отсутствие фильтрации по значимым для заказчика параметрам и пр.).
Для ускорения процесса желательно пользоваться расширенными настройками поиска (у Яндекса вызывается по пиктограмме слева от кнопки «найти», у Google – под поисковой строкой на вкладке Search settings), которые позволяют четко сформировать запрос и отсеять явно нерелевантные ссылки.
Способ 2. Профессиональные форумы
Чужие здесь не ходят — тем и хороши профессиональные сообщества, что аккумулируют на одной площадке специалистов узкой направленности. Выбрать подрядчика из их числа можно по постам или создав собственную тему.
- Из минусов — сложность объективной оценки и отсутствие конкретных предложений под свои нужды.
- Из приятного, часто бывает, что форумчане могут порекомендовать кого-то проверенного.
Для поиска и выбора необходимого профессионального сообщества-форума можно использовать открытые рейтинговые источники, подобные рейтинги есть у Яндекса, Рамблера. Оценить популярность ресурса помогут специализированные сервисы по оценке трафика, например, Similarweb.
На форуме же поставщика придется искать через встроенный поиск или методично просматривать ветки и топики.
Способ 3. Социальные сети (Вконтакте, Facebook и др.)
Набирающие популярность площадки для большинства коммерческой деятельности.
- Из преимуществ — наглядность портфолио и возможность оценить репутацию по числу подписчиков и их отзывам.
- Из недостатков — довольно узкий круг исполнителей; много фрилансеров, мало компаний (далеко не все поставщики имеют аккаунты в соцсетях и еще меньшее число занимаются их актуализацией или раскручиванием).
Этот тип поиска особенно подходит для тех, кто ищет поставщика услуг по маркетингу и рекламе, т.к. можно сразу оценить профессионализм команды. А вот по товарным категориям вряд ли удастся быстро найти что-то.
Способ 4. Электронные торговые площадки (tiu.ru, Supl.biz, Sdelki.ru и др.)
Пожалуй, самый подходящий инструмент для поиска поставщиков и подрядчиков.
Из преимуществ:
- простота (система сама рассылает запросы подходящим кандидатам, после чего на почту заказчика начинают приходить заявки с предложениями и условиями сотрудничества),
- огромный выбор потенциальных исполнителей,
- снижение рисков выбрать проблемного поставщика благодаря подробным портфолио кандидатов, рейтингам, отзывам.
Сейчас много как общих торговых площадок, так и специализированных. Если нужен какой-то специфический заказ, то лучше идти на специализированный ресурс. Из возможных минусов – отсутствие оперативности в ответах по заявкам.
Интернет огромен, для экономии своего же времени старайтесь
- Корректно составлять запросы по ключевым словам;
- Просматривать рейтинги сайтов в открытых источниках и обращать внимание на количество подписчиков пользователя в социальных сетях;
- Описывать свой запрос на форумах и в профессиональных сообществах, максимально подробно, расписав все ваши условия;
- Читать отзывы о поставщике и сайте, прислушиваться к мнению и опыту знакомых коллег;
- Максимально корректно размещать заказы на площадках с указанием бюджета и сроков исполнения.
Возможные риски при работе с контрагентами в интернете
Но все же, онлайн, как и офлайн имеет свои риски и своих мошенников. Вероятность того, что понравившийся подрядчик может оказаться недобросовестным, сорвать сроки, некачественно выполнить свои обязательства, а то и вовсе оказаться мошенником, существует всегда и везде.
К числу наиболее распространенных рисков при работе с контрагентами относятся:
- нарушение условий поставки (объемы, порядок доставки и пр.);
- нарушение сроков поставки;
- хищение денежных средств;
- несоответствие номенклатуры поставки;
- ненадлежащее качество поставляемых товаров/услуг;
- налоговые риски (отказ на вычет НДС, отказ учета расходов для исчисления налога на прибыль и др.).
Как распознать недобросовестного поставщика
В частности, при выборе поставщика вас должны насторожить:
- Стоимость услуг значительно ниже рыночной (бесплатный сыр бывает только в мышеловке — верность этой мудрости мало кому удавалось опровергнуть);
- Отсутствие информации о поставщике в интернете: обычно даже названия компании, адреса или телефона достаточно для того, чтобы навести в поисковике справки о кандидате, и если выдача молчит, это не может не настораживать;
- Попытки кандидата навязать различные способы «немного» нарушить законодательство под предлогом взаимной выгоды, например, предложение использовать при расчетах схемы, позволяющие «сэкономить» на уплате налогов;
- Настойчивое требование аванса или предоплаты (особенно в сочетании с размытыми представлениями о собственных обязательствах и отказом закрепить договоренность об авансовых платежах в официальном документе).
Способы минимизировать риски при работе с поставщиками онлайн
- Подробно изучайте кандидата в поставщики (официальные базы данных юридических лиц, портфолио, деловая репутация, история присутствия на рынке, отзывы, рейтинги и т. д.);
- Разрабатывайте узкоспециализированные и максимально детализированные договоры (например, с учетом типа поставщика, характерной терминологии рынка, вводите штрафы за нарушение условий договора);
- Привлекайте профессиональных юристов (знание нормативных актов и законов даст вам фору в борьбе с недобросовестными исполнителями)
- Делайте пробные заказы (маленькие заказы могут уберечь вас от больших потерь, хотя не дают гарантии, что при большом заказе все пройдет гладко);
- Защищайте свои интересы с помощью гарантов, работающих по принципу эскроу (независимый посредник может контролировать исполнение заказа, и в случае проблем, вернет деньги обратно.)
Последний из перечисленных способов — использование эскроу-посредника — пришел с рынка недвижимости, который подхватили в свое время гиганты интернет-торговли Ebay и AliExpress, на рынке фриланс услуг тоже распространен этот метод.
В прошлом году данную услугу стали предлагать и в бизнес-среде (например, сервис совершения безопасных сделок escrow.sb2b.ru от «Сбербанка», гарант-сервис SafeCrow, «Безопасная сделка» от Яндекса и др.). Причина — предельная простота использования и максимальная экономичность (в отличие от других методов, которые требуют привлечения дополнительных ресурсов, специалистов и средств) при очевидной эффективности.
Принцип эскроу заключается в использовании покупателями и продавцами «доверенной третьей стороны», которая удерживает товары и платежи до тех пор, пока все стороны не выполнят свои обязательства, а в случае возникновения конфликтной ситуации занимается урегулированием спора.
С этой точки зрения, эскроу-сервисы можно рассматривать как удачную альтернативу «быстрым заказам» и эффективный способ защиты любых сделок, осуществляемых онлайн. Многолетний опыт применения данной технологии в сфере онлайн-торговли и фриланс-услуг говорит о ее перспективности и для сотрудничества с поставщиками из b2b-областей, причем не только с физическими, но и с юридическими лицами.
Материалы по теме:
Закон, вступивший в силу 1 июля, заставляет по-новому смотреть на доставку товаров. Что изменилось?
10 полезных сервисов для разумного шоппинга
Пять трендов и кейсов будущего ритейла
Дайте шанс новичку: есть ли смысл открывать интернет-магазин в 2017 году?
Не делайте так: ТОП-10 ошибок интернет-магазинов
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как построить личный бренд»
- 1 Как определить цену IT-продукта, по которой его захотят покупать все
- 2 Как Amazon, Alibaba, WeChat и «Яндекс.Деньги» превратились в платежные экосистемы
- 3 Смертельная спираль ecommerce: как расширить ассортимент и не упасть в продажах
- 4 Закон, вступивший в силу 1 июля, заставляет по-новому смотреть на доставку товаров. Что изменилось?
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025