Раскрываем секрет идеально питча: советы, лайфхаки и типичные ошибки начинающих. Арсений Третьяков, специалист по продвижению инноваций университета ИТМО, поделился подборкой рекомендаций, которые буквально выцепил у джедаев венчурного рынка.
Джедаи венчурного рынка в деле
Бывают дни, когда сложно затащить людей на лекцию, если не выступает какой-нибудь Тиньков, Илон Маск или Джимми Уэйлс. В одном случае за двухчасовую лекцию вам скажут, что вы идиоты, в другом – верьте в себя и не сдавайтесь. При этом вы не получаете ценной информации, только слепую мотивацию, которой хватает на неделю.
Нам повезло пригласить в университет тех, кто не первый день в HiTech-бизнесе и знает, как устроен венчурный рынок, при этом дают ценную информацию о том, что вообще делать и как себя вести «при взрослых», если у вас стартап.
Никогда трехчасовая лекция сугубо по бизнесу не была столь интересной и веселой, потому что у зрителей просто не было времени «залипать» в телефонах. Им приходилось работать и сразу питчиться на сцене с самого начала лекции.
Джедаи венчурного рынка и презентаций, глава Venture Club в Петербурге Евгений Турвиненко и бизнес-тренер по презентациям школы «Вверх» Всеволод Хорунжий у нас протестировали новый формат мероприятия для стартапов и маркетологов – контент-шоу.
В режиме реального времени они выводили под рок-музыку из зала слушателей и работали с ними на сцене, добиваясь идеального рассказа о своем проекте. После каждого питча подходили другие гости и инвестировали игрушечную валюту в стартап, чтобы примерно понять, каково это быть инвестором.
Я выцепил несколько советов, лайфхаков и типичных ошибок, которыми поделились ведущие «Идеального питча».
Основы физиологии стартапера
- «Все что у моряка выше пояса – это грудь». Это означает, что надо стоять прямо, выпрямиться. Вжатая голова в плечи – это доисторический жест защиты и страха. Также это касается и положения ног: ноги вместе – неуверенность, ноги широко расставлены – агрессия.
- Многие люди во время питча любят держать руки в карманах. Но самое смешное для инвесторов возникает, когда выступающий находит что-то в кармане и начинает это теребить, из-за чего все внимание жюри концентрируется на кармане стартапера.
- Во время выступления делаете паузы и не тараторьте, а активные зевки не только нормализуют дыхание, но и помогают избавиться от волнения.
Основы подачи проекта
- Первое, приносите с собой результат вашей работы. 99% предпринимателей не приносят ничего, что можно посмотреть и пощупать, оправдываясь тем, что разработка хранится в лаборатории.
- Расскажите про существующие проблемы, которые решает ваш продукт.
- Конкретно опишите аудиторию, поскольку часто это происходит так: «мои клиенты – это владельцы смартфонов».
- Научитесь точно попадать в «боли» клиента и объяснить, что необходимо сделать, и почему это должны сделать именно вы, и собственно, описываете свое решение.
- Опишите количественно, почему вы круче других: дешевле в три раза, быстрее в два раза и безопаснее в четыре.
- Покажите рынок не сверху, как вы обычно делаете, а снизу. Определите сразу свою нишу и долю рынка. Это может быть 10–20%, но никак не 100%. Также не забудьте отразить ваших конкурентов в виде понятной таблицы, где указаны преимущества и недостатки каждого.
- Не забудьте четко донести, в чем ваша бизнес-модель. Как вы планируете зарабатывать средства. Сделайте и опишите три канала монетизации, больше не стоит.
- Распишите трекшн: сколько прошло времени с появления идеи до создания прототипа и выхода на первые продажи. И расскажите ваши планы на один-два года.
- Очень важно описать свою команду. Покажите инвестору, зачем вам каждый из них и распишите их компетенции.
- Главное – предложение инвестору: сколько он получит денег за предложенную вами долю, на что будут потрачены инвестиции. Помните, что для венчурного инвестора важно масштабировать вашу бизнес-модель на другие рынки.
- И не забудьте на заключительном слайде оставить контакты.
Основы презентации
- Цель слайдов: акцентировать, впечатлить, объяснить.
- Никогда не пишите много: в идеале не более восьми слов на слайде. Свою идею опишите в трёх-пяти словах.
- Старайтесь брать одну большую картинку вместо ряда маленьких.
- Когда вы показываете фотографии своей команды, не ставьте овальные мрачные картинки. Это напоминает фотографии на могилах.
- Используйте только рубленные шрифты, то есть без засечек.
Напоследок
Если вы решите писать трагичное письмо инвестору, то приведем пример, того как этого не надо делать.
Однажды, стартапер написал Евгению Турвиненко: «Пишу вам в последний раз, больше писать не буду… Высылаю мой инвестиционный план». В этом «плане» были статьи расходов на костюм со смартфоном «для презентабельного вида» и 150 тысяч рублей, чтобы сыграть свадьбу с любимой девушкой.
Один в поле воин: как российский travel-стартап собирается покорять рынок США
Прежде чем начать что-то, ответьте на один вопрос: почему до вас никто в мире этого не сделал?
10 советов стартапам по выходу на международный рынок
Выпуск #4. Стартаперы о... том, что стоило сделать по-другому
Страшная сторона жизни Кремниевой долины
Илон Маск отказался продавать автомобиль Tesla покупателю, который его раскритиковал
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как построить личный бренд»
- 1 Система «Меркурий» — что это и как работает
- 2 Логирование: понятие, механизмы и уровни
- 3 Трансграничная передача данных в 2025 году: о каких действиях нужно уведомлять Роскомнадзор
- 4 Совмещение и совместительство: в чем разница и как их правильно оформить работодателю
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025