12 февраля состоится финал премии RB Digital Awards 2025. Провести торжественную церемонию награждения победителей редакция RB.RU пригласила успешного и востребованного модератора деловых ивентов Александра Потехина — серийного предпринимателя, основателя десятка бизнес-проектов, в том числе в IT- и digital-сфере, эксперта в области маркетинга и продаж, а также ИИ-адепта, который активно использует ИИ в жизни и разных аспектах бизнеса.
Каждый год Александр модерирует более 30 бизнес-ивентов. Вы могли познакомиться с ним на Synergy Global Forum в «Олимпийском», конференции CallDay в «ВТБ Арене» или на Skolkovo StartUp Village. В своей колонке он рассказал, зачем будучи предпринимателем начал развиваться как модератор мероприятий, и о том, всем ли основателям компаний нужна публичность.
Содержание
Старт карьеры в бизнес-ивентах
Мой путь, связанный с деловыми мероприятиями, я бы разделил на два этапа. Первым, с которого все началось, было спикерство.
В середине десятых годов я развивал бизнес в ивент-индустрии. Был на тот момент региональным предпринимателем с амбициями занять лидирующие позиции на российском рынке. Для достижения цели нужно было сделать так, чтобы обо мне и моей компании узнали в столице и других регионах. И как человек с большим опытом в публичных выступлениях я посчитал, что спикерство — крутой инструмент для продвижения экспертности и привлечения внимания к своей персоне.
Так, в 2015 году я впервые выступил на одном крупном отраслевом форуме — и очень успешно. В итоге спикерство увлекло меня на пару лет. Но потом я решил переключиться на модерацию бизнес-иветов — когда проводишь мероприятие от начала до конца или отдельную панельную дискуссию как эксперт в своей области: не только знакомишь аудиторию со спикерами, но и задаешь им вопросы, участвуешь в обсуждении, делишься своим мнением и идеями. Этой деятельностью параллельно с развитием собственных бизнес-проектов занимаюсь по сей день.
Спикерство VS Модерация
Спикерство дает предпринимателю многое. Во-первых, это позитивная известность на рынке: в качестве спикеров организаторы ивентов, как правило, не зовут кого попало: у тебя как минимум должна быть экспертность и хорошая репутация. Во-вторых, качественный нетворкинг: каждое новое выступление — возможность привлечь потенциальных партнеров и клиентов. И известность, и деловые связи — рабочие инструменты для достижения бизнес-результатов.
Почему же я тогда оставил спикерство? В определенный момент почувствовал, что уперся в потолок, стал «самым умным в комнате», а мне как серийному предпринимателю хотелось развития, новых знаний и контактов для запуска проектов в других сферах. Модерация бизнес-мероприятий дала все это.
Вот какие плюсы роли модератора могу выделить:
- Возможность погружаться в большое количество отраслей, которые тебе интересны. Для меня это сейчас IT, AgroTech и финансы.
- Возможность здесь и сейчас получать актуальную информацию о том, что происходит в разных отраслях и как они развиваются.
- Насмотренность. Знакомство с совершенно разными бизнес-проектами помогает понять, что на текущий момент востребовано на рынке, увидеть зарождающиеся и перспективные тренды.
- Нетворкинг. Общение с экспертами и лидерами из разных индустрий.
- Вознаграждение. Нематериальное — для меня большое удовольствие — быть на сцене. Материальное — гонорар.
В любом случае и спикерство, и модерация ивентов — суперинструменты для выстраивания публичности. Публичность же в свою очередь помогает приумножить социальный капитал, а это новые партнерства, проекты, продажи и, конечно, деньги. Я бы даже сказал, что с помощью богатого социального капитала можно решить вообще любой вопрос и достигнуть любых результатов. Это то, что важно осознать предпринимателю и над чем 100% нужно работать.
С чего начать, если нет опыта
Я бы сравнил старт в спикерстве и модерации ивентов с запуском продукта, так что здесь, как и с новым проектом, сначала нужно определиться с нишей.
Очевидный совет — рассматривать ивенты в той отрасли, в которой вы развиваете бизнес и являетесь экспертом. Но есть и неочевидный — идти в растущие ниши (самые хайповые сейчас — e-com, крипта, ИИ). Почему? Среди спикеров здесь уже есть яркие лидеры мнений, но и «вакантных» мест, которые можно занять, еще много. А для модератора — как уже говорил, это возможность погрузиться в новые отрасли.
Второй шаг — определить свое УТП: чем вы интересны и круче остальных, в чем ваша экспертность? Третий (для спикеров) — создать продукт, то есть выступление, и главное — обкатать его до выхода на большую сцену: выступить перед сотрудниками или участниками какого-нибудь бизнес-комьюнити, организовать прямой эфир в Telegram или на другой площадке.
Когда почувствуете себя уверенно, выступления нужно записать, и потом с этими записями и визитной карточкой идти к организаторам. Будущим модераторам также нужно связываться с организаторами. Все контакты обычно указаны на сайте ивента.
Сразу готовьтесь к тому, что поначалу могут быть отказы, — и это нормально. Зато потом, после нескольких выступлений, включится сарафанное радио, и писать с предложениями уже будут вам. Мне на текущий момент приходит до 250 предложений в год, а выбираю из них около 30 по своим критериям.
Пара профессиональных советов
Не буду в подробностях рассказывать, как успешно выступить или провести мероприятие, но поделюсь парой важных моментов из своего опыта.
Первый — не бойтесь заглядывать в свои записи, «читать по бумажке», особенно когда называете имена и регалии спикеров. Будьте уверены: вашу ошибку запомнят все, а вот то, что вы заглядывали в планшет, никто и не заметит.
Второй — важно справиться с волнением и начать кайфовать от происходящего — тогда все пройдет гладко. Что проверенно помогает расслабиться: пообщаться, пошутить с другими спикерами, немного прогуляться. Чего точно делать не стоит: кучу раз повторять текст перед выходом на сцену.
Сложно ли совмещать с бизнес-проектами
Выстраивание публичности через выступления — долгий путь и требует большей включенности на старте: у новичков много времени занимает подготовка. Несколько лет назад у меня на это уходила неделя: до события нужно было почитать об отрасли, спикерах, отрепетировать текст, настроиться. Сейчас я готовлюсь за день: открываю сценарий, который дали организаторы, и редактирую под себя. А все потому, что уже наработан опыт, да к тому же почти все ивенты схожи в плане организации и механики проведения.
Так что в начале действительно может быть непросто совмещать и публичные выступления, и бизнес. Но спустя время эти деятельности будут органично сосуществовать. Главное — чтобы это нравилось. Если сцена — не ваше, не нужно себя ломать, есть множество других рабочих инструментов для выстраивания публичности.
Фото на обложке: Александр Потехин
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как открыть бизнес по франшизе»
- 1 В Москве пройдет форум Self-Made Woman 2025
- 2 Весенний «Хабр Семинар»: как PR продукта формирует сильный IT-бренд
- 3 Состоялось торжественное награждение победителей ежегодной премии RB Digital Awards 2025
- 4 На Bootcamp Club 500 обсудят будущее корпоративного управления