Мир предлагает почти неограниченные возможности для карьеры. Специалисты не получают компетенции раз и навсегда, а развивают их всю жизнь. Эволюционируют не только подходы к освоению профессий, но и сами профессии.
Анна Винокурова, сотрудница «Ланит-Терком», прошла путь от преподавателя русского языка до learning-инженера по адаптивному обучению. Она рассказывает о новой профессии, пик популярности которой наступит уже скоро.
Мой путь к профессии learning-инженер
Я окончила филологический факультет СПбГУ — всегда нравилось работать со словом. Хорошо знала английский и осталась преподавать русский язык иностранцам на факультете журналистики в своем вузе. Позже оказалось, что опыт обучения других людей пригодится не только в стенах университета, но и в сфере IT.
Еще со студенческих времен я интересовалась технологическими новинками, но мой практический опыт ограничивался использованием приложений на смартфоне и компьютере.
Шанс изучить рынок информационных технологий представился на работе в НП «Руссофт» — некоммерческой ассоциации, которая объединяет отечественные IT-компании по разработке программного обеспечения. Я стала проект-менеджером, было много административной работы и ежедневного общения с представителями российских и иностранных флагманов рынка.
Во время подготовки крупных мероприятий вела переписку и участвовала в переговорах с чиновниками из разных стран — компания организовывала дискуссионные панели на ПМЭФ, Петербургском международном инновационном форуме, выездных мероприятиях в Европе. Деятельность таких организаций на стыке политики и государства очень важна для отрасли. Несмотря на это, со временем я поняла, что хочу стать частью именно IT-сообщества, работать с технологиями.
В компании часто обсуждалась проблема подготовки кадров для IT-бизнеса, который испытывает дефицит квалифицированных сотрудников. Эта проблема актуальна сейчас во всем мире.
Обучение в корпоративных онлайн-университетах и поиск сотрудников в вузах полностью не насыщают рынок труда, людей все равно не хватает. Идея использования продвинутых платформ для организации обучения лежала на поверхности.
Немаловажную роль в решении поменять профессию сыграло материнство. Как любого родителя меня волнует будущее ребенка. Во многом оно зависит от качества тех знаний, которые он получит. У меня пятилетний сын, которому уже сейчас интересны технологии. С их помощью мы учимся складывать ребусы и решаем задачки.
Unsplash
Постепенно сформировались требования к новой профессии — желание внести вклад в систему образования для будущих поколений, задействовать технологии и возможность создавать образовательные продукты.
Благодаря коллегам я узнала, что «Ланит-Терком» набирает learning-инженеров без опыта в IT. Помимо наукоемких, комплексных проектов в области компьютерного зрения и индустриальных систем, одно из их ключевых направлений — разработка платформ электронного обучения.
Меня привлекло, что это одна из немногих отечественных компаний, которая развивает адаптивные платформы. Например, компания участвовала в создании системы Rhapsode для датской компании Area9 и официально внедряет ее в России.
Одним из основных требований вакансии был продвинутый английский язык. Я успешно справилась с тестовым заданием, прошла собеседование и стала первым в России сертифицированным learning-инженером. Для меня эта профессия стала профессией мечты, ведь в ней гармонично соединились все навыки и компетенции, которые я получила в течение жизни.
Я стала learning-инженером по адаптивному обучению. Именно адаптивные алгоритмы эффективно вовлекают человека в процесс получения информации, отслеживают уровень знаний в начале курса, чтобы адаптировать обучение под студента.
После этого система мониторит усвоение материала и поддерживает уровень осведомленности, постоянно проверяя ранее полученные знания.
Что делает learning-инженер
Learning-инженер — это специалист, который работает с данными для переноса их на обучающие платформы или обучает системы алгоритмам. Он выявляет цели обучения и формирует вопросы для создания учебных курсов, исходя из них.
Learning-инженер — это связующее звено, которое помогает наладить взаимодействие между человеком и искусственным интеллектом.
В традиционном обучении формированием учебного процесса и составлением учебного плана занимался методист. Learning-инженер создает точки опоры для работы алгоритмов, которые формируют индивидуальную траекторию обучения каждого ученика в зависимости от его особенностей — знаний, восприятия информации.
Я работаю с компаниями-заказчиками, которые хотят обучать сотрудников финансам, продажам, специфике продукта — сферы бывают разными. С заказчиком заранее оговариваются цели — чему должны научиться сотрудники после прохождения обучения.
Одна из моих главных задач — собрать и правильно переложить полученные от заказчика материалы на платформу для обучения. Для этого я разбираю учебный план на цели, чтобы потом создать из этого адаптивный курс.
Learning-инженер должен верно сформулировать вопросы, на которые будут отвечать ученики, выполняя задания.
Приведу один из примеров курса по COVID-19. Знать меры защиты при коронавирусе — это цель в традиционном обучении. А знать ответ на вопрос о соотношении показателей распространения вируса со степенью тяжести болезни и уметь определить потенциальный случай заражения в соответствии с указаниями ВОЗ — это «гранулированные» цели адаптивного обучения.
Кто может стать learning-инженером
Теоретически learning-инженером может стать любой специалист с хорошим уровнем экспертизы в своей области. Эксперты высокого уровня, время которых стоит дорого, не увидят актуальности в смене профессии. Они уже реализованы. Но другие специалисты с хорошими знаниями и потребностью обучать других найдут себя в профессии learning-инженера.
Опытный сомелье способен создать полезный курс для обучения других сомелье, потому что понимает специфику деятельности.
Чтобы стать learning-инженером нужны критическое мышление и усидчивость. Он должен уметь скрупулезно и детально погрузиться в тему — эта профессия не предполагает поверхностного отношения. Пригодятся и навыки работы по структурированию информации.
Мой профессиональный путь показывает, что при желании стать Learning-инженером может гуманитарий с хорошими административными компетенциями и знанием английского языка. Очень помог преподавательский опыт.
Людям, которые хотят освоить эту профессию, желаю быть искренними с самим собой. Если работа learning-инженера им интересна, то они смогут ее изучить. Для многих это станет хорошей возможностью стать частью IT-сферы.
Shutterstock/Besjunior
Профессия будущего
Пандемия сделала дистанционное обучение общемировым трендом. Учебный процесс, организованный с помощью интернет-платформ, стал единственной возможностью не прерывать обучение во время кризиса. Рост спроса на адаптивное обучение — одна из сторон этого тренда в бизнесе.
Крупные корпорации начинают создавать собственные обучающие продукты и привлекают learning-инженеров для разработки курсов внутри компании. Рынок адаптивного обучения из-за эффективности подхода показывает устойчивый рост.
Назреет необходимость увеличить количество курсов. Значит, нужны будут специалисты, которые умеют создавать качественный контент. И делать это таким образом, чтобы платформа правильно выстраивала логику обучения.
В будущем компетенции learning-инженера будут расширяться до взаимодействия с роботами. Сюжеты, которые пока кажутся многим фантастикой, уже отражены в фильмах и сериалах — роботы будут становиться все более совершенными.
Уже сейчас все больше работы перекладывается на плечи искусственного интеллекта. Робототехника активно использует наработки ИИ и компьютерного зрения, автоматизация с помощью нейронных сетей различных систем становится более комплексной.
Российские и зарубежные футурологи давно сходятся во мнениях, что профессия инженера или специалиста образовательных курсов на базе искусственного интеллекта станет популярной.
Фото обложки: Shutterstock/KimSongsak
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025