Достичь успеха при разработке проекта возможно только при согласованной работе команды исполнителей и клиента. Какие инструменты для этого существуют? Анастасия Поветкина, менеджер проектов INOSTUDIO, предлагает разобраться на примерах, зачем нужна демонстрация продукта и как лучше взаимодействовать с клиентом.
Для начала смоделируем ситуацию: вы заказываете разработку сложного мобильного приложения для своего бизнеса. После согласования основных деталей по бюджету, дизайну и обсуждения технических требований, команда приступает к разработке проекта: трудится над программной частью и доводит до совершенства дизайн, придумывает множество убойных фишек и, конечно, проводит тестирование на каждом этапе.
И вот наступает день Х – презентация готового продукта. Но долгожданный релиз выглядит совершенно иначе, чем вы ожидали! Возникает резонный вопрос: как это могло произойти, если все шло строго по утвержденной схеме и требованиям?
Это довольно распространенная ситуация в большинстве компаний по разработке ПО. Одним из успешных решений ее может стать демонстрация проекта, которая нашла отличное применение на практике и в нашей компании.
Что такое демонстрация?
Демонстрация проекта, или demo – это неотъемлемая часть любой работы над проектом, проводится по завершении спринта и нацелена на представление итогов работы клиенту. Как правило, demo позволяет определить, в правильном ли направлении движется проект, сформировать единое видение конечного продукта, следить за прогрессом и корректировать сложности еще в процессе разработки, а не на этапе сдачи проекта.
Конечная цель demo – получение не просто проекта, соответствующего заявленным техническим требованиям, а действительно нужного именно вам и вашему бизнесу продукта.
Какая бы методология ведения проектов ни была выбрана (PMI, Scrum, Canban и т. д.), demo рекомендуется проводить на каждом из этапов работы над проектом:
- На этапе планирования, путем создания макетов и прототипов;
- На этапе разработки, демонстрируя промежуточные результаты, например, по завершении спринта или контрольной точки;
- По завершении всей работы, например, на последнем тестировании.
Я как менеджер проектов стараюсь показывать результат работ своим клиентам настолько часто, насколько это возможно.
Представим, что есть в наличии тестовый вариант мобильного приложения, планы работ на следующий спринт, результаты работ по завершении текущего спринта, клиенту отправлены уведомления о возможности начала тестирования новой версии продукта. Все это не дает гарантии, что все заинтересованные лица самостоятельно проверят результат.
По теме: Как мы работали с финской таможней – опыт Pochta.fi
Рассмотрим два кейса, которые встречались в практике
Кейс 1. Я информирую клиента о результатах спринтов, команда ведет все задачи в Trello или Jira, где весь процесс разработки можно отследить. Проходит десять спринтов, и по результатам очередных переговоров мы начинаем понимать, что клиент не знает своего продукта и не ориентируется в нем.
Кейс 2. Команда выполнила работы по спринту, протестировала новую версию продукта, внесла дополнительные изменения, я проинформировала клиента о том, чтобы он посмотрел результат. Пришел фидбэк, в котором сказано, что можно запускать проект. Все запустили, загрузили, и приходит еще одно письмо – что логика работы не такая, как ожидалась.
И знаете, какой вывод я вынесла из этого?
Демонстрация проекта должна быть показана клиенту, тогда подобных ситуаций не возникнет.
Команда разработала новый функционал вашего будущего бизнес-инструмента, менеджер проектов показал, описал и проговорил его вместе с вами. Таким образом, команда исполнителей лучше поймет, насколько результат удовлетворяет ваши ожидания, будем ли мы двигаться в заданном направлении или пора что-то изменить, пока еще не поздно…
Вернемся на секунду к разработке мобильного приложения: если бы на этапах работы над проектом были проведены demo, тогда вы бы получили замечательный продукт, и в день Х вас бы не ожидало разочарование. Аналогично и с кейсами: здесь проблема кроется в самом проведении демонстрации.
Важен не только факт проведения demo, но и способы презентации.
Конечно, личные встречи клиента с менеджером проектов – это идеальное решение, но чаще всего клиент и команда исполнителей далеки друг от друга. Поэтому есть иные способы проведения demo, которые я использую в своих проектах:
Способы проведения демонстраций | Технология mobile/web | Описание и достоинства | Недостатки |
Skype | web | Есть возможность демонстрации своего экрана (Звонки-Демонстрация экрана), инструмент позволит вам проговорить голосом изменения или функционал и показать его | Должен быть установлен у всех заинтересованных лиц, требуется Интернет-соединение. |
Вебинар | web | Есть возможность демонстрировать свой экран/видео, есть возможность задавать вопросы в чате. Большое количество сервисов, например, Webinar.ru, GoToMeeting и др. | Требуется регистрация, некоторые сервисы платные, требуется Интернет-соединение. |
Запись и отправка видео с экранов компьютера | web | Можно полностью показать функциональность и рассказать о ней. Из программ рекомендую использовать Monosnap, Snagit 12, Bandicam, Fraps и др. | Некоторые программы для записи с экранов платные. Обсуждения с заказчиком происходит не в режиме реального времени. |
Запись видео с экранов телефонов | mobile | Для устройств Apple запись видео с экрана с помощью приложения quicktime player или других приложений с air play технологией. Для Android платформы самые распространенные приложения scr, rec.free и др. | Некоторые программы для записи с экранов платные. Обсуждения с заказчиком не в режиме реального времени. Не везде можно записать голосовые комментарии. |
Сервисы для отгрузки тестовых приложений на мобильные устройства | mobile | Для мобильных устройств Apple мы используем testflight. Для Android платформ можно использовать fabric. Клиент может скачать тестовую версию приложения на свое устройство и проверить его работу. | Требуется интернет соединение и настройка сервисов. Клиент может посмотреть и проверить не все, что было сделано. |
Подведем итоги
- Я настоятельно рекомендую как можно чаще проводить demo.
- Идеальным вариантом является проведение демонстрации проекта после каждого спринта, чтобы вы могли увидеть, пощупать и протестировать полученный на данном этапе продукт, оценить его функционал, дать напутствия команде разработчиков и обсудить возможные разногласия, вопросы и новые идеи.
- Проведение demo нацелено на создание первоклассного бизнес-решения, которым вы будете довольны на все 100%, и даже больше.
Фото на обложке: Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025