Колонки

Как делать рекламу, которая уйдет «в народ»

Колонки
Денис Лапшинов
Денис Лапшинов

Основатель креативного агентства Slava

Екатерина Алипова

Остаться в голове потребителя — мечта любого бренда. Основатель креативного агентства Slava Денис Лапшинов рассказывает, какими принципами стоит руководствоваться, чтобы создавать рекламу, которую зрители будут не только помнить, но и сделают основой для мемов, шуток, пародий, продлевающих жизнь вашему маркетинговому посланию.

Как делать рекламу, которая уйдет «в народ»

Рекламу любить нельзя ненавидеть 

Во взаимоотношениях между рекламой и зрителем есть занятный парадокс. С одной стороны, ни один человек не скажет, что любит рекламу, с другой — практически у каждого из нас есть любимые ролики, герои рекламы, диалоги, слоганы.

Их мы вставляем в свои разговоры, пародируем в постах и сториз. Любой маркетолог и специалист по рекламе гордится работой на бренд, у которого есть в портфолио подобные работы.

Помимо славы рекламные шедевры имеют и весьма практичную цель. Они не раз совершали настоящие маркетинговые чудеса: например, обеспечивали кратный рост знания о продукте и его продаж, делали бренды частью современной массовой культуры.

Люди охотно платят за это своим вниманием, интересом и рублем. Если к кроссовкам стоимостью в $10 добавить логотип культового бренда, можно легко добавить ещё один нолик к их цене. 

Таких примеров за совсем недолгую историю мировой рекламы сотни. И возникает логичный вопрос: почему на одно маркетинговое чудо приходится тысяча заурядных, предсказуемых и ничем не примечательных рекламных кампаний?

Ответ находим в следующем утверждении: реклама в своем лучшем и максимально эффективном проявлении — это искусство. Иногда высокое, почти всегда — популярное, массовое. 

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Процент выдающихся рекламных кампаний примерно такой же низкий, как процент выдающихся музыкальных и литературных произведений, фильмов.

Разница лишь в том, что неудачные песни и фильмы не доходят до зрителя — они оседают на дне стриминговых платформ, а реклама доходит. Бренды щедро платят за то, чтобы показать все свои креативы широкой аудитории. 


Дайте зрителю озарение и эмоцию 

Самый главный и основополагающий принцип рекламы, которая запомнится массам, раскрывается в двух вещах. 

  • Во-первых, реклама должна расширять картину мира зрителя, открывать ему глаза на то, как работает этот мир.
Для этого создатели рекламы выражают точку зрения бренда на мир с помощью простых и лаконичных мыслеформ — идей. При столкновении с такой идеей в сознании зрителя возникает так называемый «ага-момент» или «а, вот как это работает на самом деле».

Хороший креативщик как и хороший художник имеет доступ к той правде, которая уже есть в головах остальных людей, но ещё не осознана ими. Обычно эту правду называют «инсайтом» или «озарением». 

Реклама, которая расширяет картину мира зрителя, обычно заканчивается слоганом. Он с помощью нескольких слов собирает смысл, резюмирует и закрепляет в голове зрителя «открытие».

В качестве примера можно привести слоган Snickers «Ты — не ты, когда голоден» или Mastercard «Есть вещи, которые нельзя купить, для всего остального есть Mastercard». Зритель моментально схватывает смысл послания и свою связь с ним, присваивает инсайт и делится им с друзьями.

  • Во-вторых, выдающаяся реклама должна дать зрителю максимально яркое эмоциональное переживание. Чем эмоция сильнее и глубже — тем ярче переживание человека в момент просмотра креатива, и тем дольше послевкусие.

Именно в градусе эмоций лежит корень того, почему за последнее десятилетие количество рекламы, которая действительно запомнилась, драматически упало. Раньше мы смотрели рекламу во время ТВ-программ, уровень эмоций контента примерно соответствовал уровню эмоций в рекламных роликах.

С появлением YouTube и Netflix эмоциональная планка зрителя была сильно задрана вверх. Возможность грубо выражаться, смеяться над тем, чем раньше было не принято, калейдоскоп сцен насилия и секса — все это стало нормой обсуждаемых сериалов, текстов хитовых песен, но не нормой рекламных роликов.

Когда же и у рекламы получается взять такую эмоциональную планку, зритель задаётся вопросом: «а что, так можно было?». 

Например, реклама книжного фестиваля BookMarket в Парке Горького в своё время вызвала именно такое обсуждение: на видео настоящие десантники довольно убедительно читали стихотворение Бориса Пастернака. Это было уже 12 лет назад, и некоторые клиенты показывают эту рекламу в качестве референса.  

  • Если в рекламе присутствует комбо из двух вещей — озарения и эмоции — шансы на успех утраиваются.

Например, в новогодней рекламе Ferrero Rocher рассказывается история о смотрителе маяка, которая на самом деле раскрывает роль общественного признания для обычных работяг. Ролик заканчивается слоганом: «Награждайте тех, кто не ищет наград». 

Миллионам учителей, врачей и других специалистов эти слова напомнили о самоценности, а для других актуализировали важность и значимость акта благодарности в сторону таких «смотрителей маяка». 

Что касается эмоций — эта история проводит зрителя сквозь обреченность и одиночество к чувству воодушевления в финале. Она настолько затронула сердца зрителей, что выпускать трогательные новогодние ролики стало традицией для бренда Ferrero Rocher. 


Читать по теме: Поймать цифровую комету за хвост: в чем секрет вирусных явлений



Что общего между искусством и рекламой

Как говорит один из лучших музыкальных продюсеров современности Рик Рубин, лучший способ служить аудитории — игнорировать ее. Благодаря этому принципу миллионы людей на земле слушают песни Адель, он же лежит в основе любимых миллионами рекламных кампаний. 

И в рекламе, и в искусстве автор рассказывает свою историю. Он открывает зрителю свою душу, насыщает историю собственными искренними чувствами и переживаниями. Личный опыт становится строительным материалом для творчества. 

Чем опыт богаче и глубже — тем большим количеством историй может поделиться креативщик или творец. Первый — с коммерческим брендом, которому эта история позволит сделать яркую рекламу, а второй — творец — напрямую с миром.

Этот опыт нельзя наработать, смотря референсы лучших кампаний и ролики с Супербоула. Его нужно прожить, отрефлексировать и не бояться им делиться. 

И в рекламе, и в искусстве нельзя останавливаться на полпути. Это значит, что с того момента, как выбрана основная идея и эмоция рекламы или произведения, создатель должен идти до конца, чтобы передать её зрителю.

Посредственные рекламные кампании зачастую характеризуются экспертами емким «недокрутили» — лишь намекнули на эмоцию, но не заставили зрителя прочувствовать ее, осмыслить высказывание бренда, переложить на собственный опыт. 

Когда мы в агентстве защищали постеры для проекта «Занимайся чтением», один весьма интеллигентный и прогрессивный чиновник спросил: «И вот что, вы Пушкина, который “наше все”, предлагаете облачить в треники с пузырями на коленях?». Нам хватило слабоумия и отваги ответить просто: «Ну да, а что такого?»


Читать по теме: Как сделать ролик для бизнеса, чтобы результат оправдал ожидания



Вывод 

В завершение темы приведу еще один парадокс, который полезно осознать креативщикам и маркетологам. Народной рекламу делает не ее создатель, а народ, который смотрит, обсуждает, пересказывает увиденное. 

По нашему опыту, проекты, которые начинаются с мотивации «сделать массовый хит», практически обречены на поражение. А проекты, где во главе угла стоит бескомпромиссный творческий результат, желание поделиться чем-то очень личным и риск идти до конца, намного чаще получаются как минимум искренними и яркими, и иногда занимают почетные места в голове потребителя рядом с любимыми песнями, фильмами и сериалами.


Читать по теме: Вирусный контент в посевных технологиях: стоит ли делать на него ставку?


Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Реально смотреть на продукт и его потенциал — как в этом поможет STS
  2. 2 «Заказчик все отклонил» — как проджекту отрабатывать возражения клиента
  3. 3 Как агентству из региона найти клиентов на федеральном рынке
  4. 4 «Мне трудно сконцентрироваться» вместо «не надо на меня кричать»: как работать с недовольными клиентами
  5. 5 7 способов сделать корпоративный сайт привлекательнее и повысить продажи
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти