Колонки

7 главных трендов этого года в шеринг-экономике

Колонки
Антон Герасименко
Антон Герасименко

Сооснователь Coliving Club

Антон Герасименко

Сооснователь проекта Coliving Club Антон Герасименко – о тенденциях в sharing economy, которые уже нельзя игнорировать.

7 главных трендов этого года в шеринг-экономике
Присоединиться


В последний год экономика совместного потребления меняется, дополняется новыми функциями и возможностями. Сервисы полируются, становятся все более и более совершенными и все ближе к потребителю.

Небольшая ремарка. В мировой практике часто разделяют понятия sharing economy и on-demand economy. Первое – это услуги с целью снижения затратной стоимости (sharing economy), второе – максмально недорогие услуги по доставке, где любой может являться как потребителем, так и исполнителем (on-demand economy). Однако ряд принципов для них одинаков, поэтому в данном материале мы будем усложнять все разницей терминов и объединим оба понятия в одно – «экономика совместного потребления».

Итак, мы с вами рассмотрим ряд трендов, которые формируются сейчас и закладывают основу на 2016-2017 годы.


1. Активное внедрение новых технологий в существующие сервисы

Глава Uber недавно заявил об испытании автомобилей с автопилотом. С одной стороны, прекрасный тренд – сделать это вслед за Tesla. Но, с другой стороны, если речь пойдет о повсеметном внедрении такой технологии в жизнь, через какое-то время это может лишить работы всех тех, кто сейчас называет себя убер-драйверами. То есть исчезнет фундамент бизнеса Uber – где каждый может стать водителем.

Довольно странный тренд… Но, возможно, он приведет к такой ситуации. Допустим, вы покупаете некое устройство от Uber, инсталлируете его в свой автомобиль и отпускаете машину на вольные хлеба – она сама катается, а вы получаете деньги. Мечта!

Уже сегодня масса стартапов выпускают прототипы в сфере дополненной реальности, которые, без сомнения, также войдут в обиход водителей.

Airbnb на некоторых объектах, которые пренадлежат самой компании, последние пару лет тестирует элементы «умного дома». Они позволяют владельцу не находиться на месте при приеме гостя (это уже распространено), а также и полностью руководят домом по желанию гостя.

Разнообразные платформы давно упрощают связь клиента и заказчика. Это и онлайн-торговля, и фриланс-сайты, и многое другое. Но сегодня начинают создаваться платформы в совершенно неожиданных направлениях – таких как автоматизированный поиск и подбор персонала для бизнеса. Да, даже профессиолналов, которые, по идее, не должны отбираться автоматизированно. Но эту проблему сейчас пытается решить платформа People.ai.



В США рынок аренды недвижимости очень четко контролируется – благодаря наличию у каждого гражданина номера социального страхования и кредитной истории. Именно эти два параметра позволяют владельцам недвижимости отбирать себе жильцов, проверяя их финансовую чистоту. Это гарантия того, что жильцы смогут платить, а если не будут – факт мгновенно отразится в их кредитной истории. Этим людям потом будет намного сложнее не только снимать жилье, но и приобретать разные вещи и услуги.

Другая сторона этой схемы заключается в том, что она усложняет процесс найма жилья: нужна обязательная личная встреча, проверка данных, тратятся нервы и время для обеих сторон. Эту проблему призван решить проект Rentberry, который предлагает всем сторонам-участникам процесса предоставлять свои данные (номер социального страхования и кредитная история) компании и проводить все операции по проверке и отбору жильцов онлайн.

Резюмируя первый тренд, можно сказать об открытии новой ниши для проектов. Развивающаяся инфраструктура экономики совместного потребления – это огромнейший рынок для технологий, призванных упрощать процессы и помогать людям. 


2. Переход от благотворительности к бизнесу, или любое начинание должно зарабатывать

Начиная со старта, наши «единороги», Airbnb и Uber, а вслед за ними и другие платформы, твердили – что вот, они пришли, спасители людей. Мол, ради людей, их, дорогих, все и делается. Благотворительность в чистом виде.

И если для гигантов это не было правдой (хотя расходы Uber и Airbnb все еще больше, чем доходы), то многие платформы в области экономики совместного потребления действительно не зарабатывают денег. Или совсем – или зарабатывают крайне мало, делая минимальный агентский процент в страхе отпугнуть клиентов. А страх этот очень обоснованный – конкуренты легко демпингуют цены, если это поможет привлечь клиентов.

Проще говоря, большинство игроков экономики совместного потребления действуют в таком ключе: главное это привлечь новых пользователей, а как их монетизировать – придумаем потом.

Вот только они упускают такой важный момент, как человеческий фактор. А именно – если они изначально приучивают потребителя к тому, что их услуга бесплатна, заставить их впоследствии платить проценты будет сложно. Лучше сразу предлагать платные услуги.

Именно поэтому новым трендом является переход платформ, новых и старых, на оплачиваемые модели, стараясь либо вежливо, либо агрессивно навязывать потребителю оплату услуги.


3. Новичкам не всегда везет

Последние пару лет во всех отраслях стартап-компаний бытует мнение о том, что в наше время сложно получить инвестиции просто под идею, как это бывало раньше. Все, конечно, правда. И это абсолютно справедливо для компаний, начинающих работать в сфере экономики совместного потребления. Особенно для них.

Новичку достаточно лишь добиться первых результатов, чтобы доказать всем, что он крут – и ему повезет. Но повезет только лишь в том случае, если он покажет профит (тут смотрите пункт 2).

Если вы не зарабатываете или у вас нет американской аудитории – забудьте об инвестициях, вам доступен лишь FFF-канал добычи денег (friends, family, fools).


4. Общественный транспорт рулит

Как говорилось выше, Uber и Lyft станут внедрять технологические новшества, но мы не должны забывать про  общественный транспорт! А ведь он – основа передвижения во всех городах.

Это нас оборачивает к таким людям, как Илон Маск, который, кроме «Теслы» и SpaceX, придумал Hyperloop. Сейчас над реализацией проекта трудятся сразу две калифорнийские компании – Hyperloop One и Hyperloop Transportation. Обе хотят сделать вакуумный «поезд», который будет довозить пассажиров из Сан-Франциско в Лос-Анжелес за 30 минут (вместо шести часов!). И это только начало. Похожий транспорт будут развивать много где и многие другие компании. Я бы сказал, что очень верю в европейские компании, которые, как по мне, добьются лучших результатов и в более сжатые сроки.

Китайский автобус, под которым спокойно проезжают автомобили – еще один очаровательный концепт, который имеет право на жизнь. И практически ничего не мешает ему стать реальностью.



По всей видимости, именно подобные разработки станут технологическим трендом в 2017 году. И да, они абсолютно справедливо могут относиться к sharing economy.


5. Дроны, дроны, дроны

Везде они, везде дроны. Доставка всего и везде, исследования территорий, слежка, поиск заблудившихся людей, перевозка…

Вы ведь видели концепт дрона, который способен перевозить человека? Пассажир садится внутрь, нажимает на точку прибытия, двери закрываются, и дрон с человеком внутри – летит! Если расстояние дальше, чем 16 километров – то не летит.



Давайте вместе понаблюдаем, во что это все выльется.


6. Краудворкинг

Потрясающее явление, начавшееся с GitHub и распространившееся на многие другие платформы. Тут  можно выкладывать исходники, вместе создавать блоки кодов… В ближайшем будущем такие платформы разовьются до такой степени, что на них будут создавать готовые завершенные опенсорсные решения, которые можно будет брать и просто интегрировать в работу. Да, это убьет много рабочих мест, но тренд очень интересный.

В этих платформах будет еще один огромный плюс: из них будут выходить законченные программные решения и этому нельзя не радоваться.


7. Коррупция? Что это?

Если правильно внедрять все подобные разработки, из нашего речеоборота уйдет слово «Коррупция». Заметьте, как работает те самые наши единороги-монстры. Они фактически убили коррупцию в своих секторах!

Процесс перехода средства от клиента к исполнителю происходит без живых посредников, только взымается процент за транзакцию. Вот это и есть будущее. Развиваясь именно в этом направлении, углубляя прозрачность сервисов, различные платформы сделают революцию в экономике.


Материалы по теме:

Теперь вещи – не ваши, вы их просто арендуете

Доставка продуктов и марихуаны: как жители США зарабатывают на уберизации

Россия — в топе-15 самых несчастных стран мира

Как преступники используют Uber, Tinder и Airbnb

Экономика совместного потребления умирает?

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 8 людей из Кремниевой долины, которые меняют будущее транспорта
  2. 2 5 компаний, которые удвоили свою стоимость в 2015 году
  3. 3 Безрельсовые трамваи, автономные капсулы, летающее такси — как мир переходит на транспорт будущего
  4. 4 Hyperloop — скорое будущее или безумная мечта Илона Маска?
  5. 5 Новости венчура: 2 – 13 мая
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!