Колонки

«Классный продукт может создавать только счастливый человек». Как превратить лекции в бизнес

Колонки
Мария Бородецкая
Мария Бородецкая

Сооснователь культурной платформы «Синхронизация»

Полина Константинова

Сооснователь и CEO культурной платформы «Синхронизация» Мария Бородецкая рассказывает, как оставила карьеру в крупном рекламном агентстве ради собственного образовательного проекта, с какими проблемами пришлось столкнуться на этапах запуска и развития, как их решали и каких результатов добились.

«Классный продукт может создавать только счастливый человек». Как превратить лекции в бизнес

Синхронизация идей

Маркетолог по образованию, к 26 годам я построила карьеру в рекламе и через шесть лет работы поняла, что она перестала меня вдохновлять. Я стала чаще думать о деле, которое станет вызовом, будет развивать и при этом приносить ощутимую пользу. Такими принято считать профессии учителя, врача или пилота самолета. Учителем я не стала, зато нашла людей, которые умеют и любят учить. 

Случилось это неожиданно. В период поисков я пришла на лекцию по истории искусства, которую организовал мой друг Андрей Лобанов: выпускник мехмата МГУ с опытом работы в консалтинге. Ему хотелось разобраться в живописи, но в открытых источниках не было краткой и структурированной информации о том, почему «Черный квадрат» — шедевр, а Ван Гог — гений. Чтобы понять это, Андрей собрал друзей и позвал выступить перед ними искусствоведа, который рассказывал о картинах интересно и доступно.



Такой формат лекций мне понравился, и я предложила Андрею помощь. Мы решили, что вместе сможем сделать из хобби бизнес. Так в 2015 году появилась «Синхронизация».

Премия молодых предпринимателей Young Awards 2021. Подать заявку.

 

Как превратить лекции в бизнес

Бизнес, который сейчас каждый месяц собирает аудиторию около семи тысяч человек, сложился не сразу. Летом 2015 года мы потратили 500 тысяч рублей на разработку сайта и зарплату команде, к весне 2016 года вышли на самоокупаемость, а в августе получили первую прибыль — 60 тысяч рублей. На поиски верной стратегии ушел как минимум год, за который мы перекроили «Синхронизацию» практически полностью. Вот что пришлось изменить.

Представление о продукте

В 2015 году мы с Андреем считали, что делаем проект для души, и выбирали темы лекций в соответствии со своими интересами. Например, сделали цикл лекций о советской живописи и архитектуре и курс по современному искусству. Нам продукт нравился, но темы были слишком узкими, а дорогой курс из нескольких лекций у неизвестной компании не покупали.

В итоге стратегию пришлось менять. Мы смотрели, какие имена художников ищут в поисковиках чаще всего, и так выбирали темы для лекций по живописи. А к идее продолжительных курсов вернулись позже, когда проект начал приносить прибыль.



Постепенно мы начали четко представлять, как выглядит и звучит хорошая лекция. Слушать двухчасовой монолог даже самого харизматичного спикера сложно. Поэтому в каждой теме мы выделяем 5-6 тезисов, вокруг которых строится весь материал. Если не сделать на них акцент, человек выйдет с лекции, ничего не запомнив. 

Раскрыть эти тезисы лекторам помогают методисты: они структурируют и проверяют информацию, дорабатывают презентации и проводят репетиции лекций. При этом мы поняли, что на лекции должно быть не больше 30 человек (за исключением специальных форматов вроде вечеров в старинных особняках). Небольшая аудитория позволяет отвечать на вопросы слушателей и общаться со всеми, кто этого хочет.

Подбор лекторов

Изначально у нас не было четкого плана, по которому мы брали на работу новых лекторов. Мы искали их в музеях и университетах, через объявления на сайтах по поиску работы и в соцсетях. Процесс затягивался на месяцы, а выбор не всегда оказывался верным.

Превратить отбор в четкую процедуру удалось весной 2016 года, когда к проекту в роли куратора присоединилась Ольга Чуворкина. Вместе с ней за лето мы отслушали 300 лекций и придумали схему, которая до сих пор помогает находить лучших специалистов.

  • Во-первых, мы решили, что не будем делать акцент на лекторах с именем и отдадим предпочтение учителям, преподавателям вузов и сотрудникам музеев, которые пока не известны широкой аудитории. Главное, чтобы они были экспертами в своей области, их вдохновляла идея популяризации знаний, и чтобы при этом они были готовы прорабатывать свои выступления вместе с нами.
  • Во-вторых, мы разбили процесс отбора на четыре этапа. Первый этап стандартный: лекторы присылают резюме и проходят собеседование. На втором они читают сокращенную лекцию для сотрудников «Синхронизации»: это помогает оценить навыки публичных выступлений. 

Наконец, мы с большой скидкой или бесплатно проводим пробную лекцию для слушателей, после которой собираем отзывы. Если эти отзывы соответствуют нашим ожиданиям, лекция появляется в постоянном расписании, и лектор дорабатывает ее вместе с нашими методистами.



По этой схеме в «Синхронизацию» попадает один из 20 спикеров, пришедших на собеседование. Сейчас с нами сотрудничают более 60 лекторов, и каждый месяц их число растет.

Площадка для лекций

В первый год лекции «Синхронизации» проходили на внешних площадках: в библиотеках, коворкингах и творческих пространствах. Поначалу проблем не было. Но каждая лекция — это микроивент, и чем больше мы проводили мероприятий, тем выше были шансы, что на чужой площадке что-то пойдет не так. Проекторы ломались, лекторам не давали задержаться в зале на 10 минут и ответить на вопросы слушателей, а иногда нам и вовсе отменяли бронь помещения за час до начала лекции.

Нам же хотелось, чтобы слушатели приходили к нам, как к себе домой: чтобы их встречали с улыбкой и кофе и чтобы после лекции оставалось время на вопросы и обсуждение.

Мы решили, что будем искать помещение в долгосрочную аренду, чтобы совместить в нем лекторий и офис. Такая возможность появилась в 2017 году: в январе мы обрели дом в Курсовом переулке. В прошлом году мы открыли второй лекторий на Китай-городе и сейчас ищем третью постоянную площадку. 

Каналы продвижения

К моменту создания «Синхронизации» у меня был большой опыт в рекламе. Но одно дело — работать на крупные бренды с миллионными расходами, и другое — продвигать лекцию с бюджетом на рекламу в 5 тысяч рублей.

Мы раз за разом меняли названия лекций и продолжительность курсов, переписывали анонсы мероприятий и создавали по несколько креативов для продвижения каждой лекции в соцсетях. Эксперименты привели к тому, что за четыре года мы создали сообщество лояльных слушателей: они возвращаются к нам сами, дарят лекции друзьям, а в поездки с «Синхронизацией» берут всю семью. Сарафанное радио стало главным каналом продвижения.



Второй по важности канал — соцсети. Суммарная аудитория наших аккаунтов превысила 150 тысяч человек. Самый популярный из них —  Instagram, который стал блогом о литературе и искусстве. Мы стараемся отвечать на все комментарии: так читатели видят, что нам важно общение с ними, а не только их лайки. 

Например, недавно пост о женитьбе Льва Толстого собрал 130 комментариев и превратился в дискуссию о роли женщины в жизни писателя. Среди активных читателей мы разыгрываем билеты на лекции и подарки. У нашего Instagram 80 тысяч подписчиков, и мы думаем, как запустить похожий блог на сайте «Синхронизации» и привести в него эту аудиторию.

Еще привлекать новую аудиторию помогают реферальные программы, которые мы делаем с близкими по духу брендами. Например, мы запустили цикл лекций о еде совместно с Novikov School, делаем кросс-промо c создателями спектакля-путешествия Remote Moscow и единого фитнес-абонемента Fitmost.

Команда: расти со скоростью проекта

Год назад «Синхронизация» сформулировала свою миссию: менять разговоры на кухне. Мы хотим, чтобы после наших лекций люди возвращались домой и обсуждали не общих знакомых, а хорошие фильмы, выставки и научные открытия. Такие разговоры помогают лучше узнать друг друга, «синхронизироваться» и стать немного счастливее. 

Мы верим, что классный продукт может создавать только увлеченный и счастливый человек. Для этого нужно верить в ценности «Синхронизации» и интересоваться образованием для взрослых. Маркетолог, которому все равно, продавать холодильники или лекции про искусство, нам не подойдет.



А еще нужны амбиции. Компания каждый год вырастает в 2,5 раза, и этим темпам надо соответствовать: не бояться постоянной смены задач и любить новые вызовы. У нас небольшая команда из 30 человек, и работа каждого заметно меняет «Синхронизацию» к лучшему.

Наконец, мне важно, чтобы наши сотрудники были легкими, веселыми и неконфликтными. В понедельник приятно приходить на работу, когда отношения в команде хорошие. И это даже важнее уютного офиса, гибкого графика и сладостей на кухне (хотя и это все у нас тоже есть).

Но счастье и увлеченность сотрудников — это и моя личная ответственность. Сейчас я успеваю общаться с каждым из них и узнавать, в какую сторону они хотят расти и все ли им нравится. Если человек хорошо работает и любит «Синхронизацию», его возможности в компании не ограничены. Он может прийти к нам и уже через полгода пойти на повышение, а может понять, что таргетинг — не его, и уйти в отдел разработки лекций. 

Мы готовы растить новичков, всегда даем право на ошибку и часто шутим, что из «Синхронизации» не уходят сами. Почти все, кто присоединился к проекту в 2015–2016 годах, работают с нами до сих пор. Сооснователь лектория Андрей Лобанов весной 2016 года открыл школу программирования «Алгоритмика» и перестал участвовать в операционном управлении проектом, но стратегические решения по «Синхронизации» мы принимаем вместе.

Результаты и планы на будущее

За четыре года «Синхронизация» разработала 400 лекций и курсов. Мы проводим их не только в лекториях, но и в старинных особняках, где гости угощаются напитками и слушают живую музыку.

С января 2019 года мы успели провести более 2 тысяч мероприятий в Москве и расширить онлайн-направление, к которому уже присоединилось 400 городов. Слушатели могут выбрать удобный для них формат: вебинары и видео, тексты, имейл-рассылки или даже сообщения в Telegram.



Оказалось, что наши лекции — отличный способ развить Soft Skills, поэтому больше 70 компаний приглашают наших лекторов к себе в офис. В числе наших корпоративных клиентов — McKinsey, Ernst & Young, Сбербанк, Росатом, «Снежная королева» и другие.

В планах на будущее — расти со скоростью три раза в год, создавать онлайн-курсы для международного рынка и запускать новые образовательные форматы. Сейчас мы думаем о том, как познакомить наших слушателей друг с другом и научить их обсуждать пройденное на лекции. Пусть они делают это на кухне, в баре или прямо в нашем лектории. Главное — заинтересовать знанием, и чтобы это сделать, мы готовы нести его слушателям в интересной и удобной форме.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Деньги, идея, команда или процессы — что важнее, когда начинаешь бизнес?
  2. 2 Как привести компанию к успеху. Рекомендации руководителям
  3. 3 «Бывают ошибки настолько серьезные, что приходится отказаться от своего дела». Что я понял после семи лет в бизнесе
Международная конференция Deep Food Tech
RB.RU в партнерстве с ЭФКО соберут лучших российских и международных экспертов.
Узнать больше