Top.Mail.Ru
Колонки

Слепой метод работает. Забудьте о субъективности при приеме на работу

Колонки
Иван Бойко
Иван Бойко

Основатель библиотеки иконок Icons8

Виктория Кравченко

Представьте, что при приеме на работу больше нет субъективных факторов. Кажется, это невозможно? Возможно. Это слепой метод. О том, что это такое и как с этим работать рассказал основатель библиотеки иконок Icons8 Иван Бойко. 

Слепой метод работает. Забудьте о субъективности при приеме на работу

«Отравился брюшками семги», — вздыхает по телефону Саша, — «Не приду сегодня». Это уже в седьмой раз. Поначалу ничего подозрительного не было: кто не любит тухлую семгу? Но после пятого раза я заподозрил неладное, а после восьмого осенило: Саша крепко пил.

Или вот, познакомьтесь, Алексей. Вскоре после приема на работу начал пахнуть сыром. Запах с каждым днем становился крепче и изысканней. Когда он перерос букет ароматов советского гастронома, я пошел намекать, что пора в душ. На следующий день Алексей появился свежим, со струящейся шевелюрой, как в рекламе шампуня. 

В общем, при приеме на работу я много чего не замечал:

  • Проблемы с алкоголем
  • Проблемы с гигиеной
  • Прокрастинацию 70-го уровня
  • Нытье на жизнь

Однажды я принял на работу дизайнера, который много молчал и казался толковым. Как выяснилось, он недавно приехал из Киргизии и понимал русский не лучше, чем я киргизский. Надо было что-то делать. Раз уж я не мог оценить кандидата, может быть, и не нужно было пытаться? Так, как это делают при приеме в оркестры США.


Всю дичь в сторону

Представьте, что вы в свободное время взяли пару уроков кларнета и, воодушевившись, собрались на прослушивание в Филармонию Лос-Анджелеса. Кроме конкурса в 500 человек на место, поводов для беспокойства у вас особо нет:

  • Не надо переживать из-за цвета галстука и вспотевшего лба
  • Упражняться в НЛП: зеркалить жесты и подстраиваться по дыханию
  • Не нужно перебирать в уме советы бесноватых кадровиков (если спросят о недостатках, обратите вопрос в свою пользу: «Вы знаете, я трудоголик»).

Передовыми техниками недавнего прошлого вас тоже пытать не будут. Дирижер не будет повышать себе самооценку вопросом: «Почему вы хотите работать именно у нас?». А солист не будет глумиться, задавая дурацкие вопросы типа: «Сколько теннисных шариков войдет в самолет?».

Вместо всего вышеперечисленного, вам предстоит слепое прослушивание. Вы будете играть из-за ширмы, а члены оркестра — оценивать исполнение. Все что нужно — это хорошо сыграть. Став стандартом в Америке, этот метод радикально изменил не только то, как компании нанимают людей, но и сами оркестры. Например, женщин стало на 30 процентов больше. 


Опыт нашей команды. Собеседование

Мы делаем иконки, а также софт для работы с ними, и продаем по всему миру. Соответственно, наша команда — это дизайнеры, программисты и маркетологи. Новых коллег находит тот из нас, кто разбирается в предмете. При этом он или она старается отбросить когнитивные искажения и не обращать внимания на:

  1.  Пол, возраст, семейное положение, место жительства, марку телефона и так далее. Что-то из этого спрашивать нельзя по закону, что-то неприлично. О чем-то интересно поболтать, но это не должно быть критерием.
  2. Предыдущий опыт: в любом случае дизайнеров, зарабатывающих созданием иконок, немного. Еще меньше онлайн-маркетологов, знающих толк в нашей извращенной монетизации.
  3. Зарплату. Мы соглашаемся на ту, которую нам называют, не торгуясь.

Основа разговора — это челлендж, который мы стараемся решить вместе с кандидатом (например, такой). Важно, чтобы это напоминало не экзамен, а совместный брейнсторминг. Если все хорошо и мы чувствуем, что рядом с этим человеком готовы прожить всю жизнь, мы стараемся сосредоточиться на одном — способности создавать рабочий продукт. Для этого мы даем платное тестовое задание.


Опыт нашей команды. Тест

Тестовое задание должно быть настоящим. В результате него мы должны получить иконки, которые сможем опубликовать на сайте, функция программы или публикация для блога.

Каким должно быть тестовое задание:

  1. Тестовое задание нужно хорошо описать: результат не должен получиться кривым из-за того, что мы его плохо сформулировали (например, вот так выглядит задание для фронт-энд программиста и юзабилити-специалиста).
  2. Задание должно быть таким, чтобы его можно было сделать за 1-2 недели.
  3. Чтобы его можно было выполнить самостоятельно.
  4. Мы просим измерять затраченное время (для нас подошел Hubstaff)
  5. После одного инцидента в прошлом году, мы оплачиваем задание, если оно доделано до конца (либо если сами прервали его выполнение).

Мы используем метод с 2013 года. Тогда мы искали разработчика, выбирая из трех кандидатов: Ирины, Ивана и Сергея. Все трое выглядели блестящими кандидатами, однако в результате тестового задания:

  1. Иван сделал очень мало, при этом задал огромное количество вопросов, мало относящихся к делу. Последней каплей был вопрос о том, кто платит за банковский перевод. При цене вопроса в 12 рублей я чувствовал, что мы дрейфуем не туда. Я поблагодарил за сотрудничество, заплатил 291 доллар, и на этом мы расстались друзьями.
  2. Ирина пропала. Потом извинилась, попросила еще неделю, и пропала опять. Если бы она была единственным кандидатом, мы бы потеряли 22 дня.
  3. Сергей сделал больше, чем было указано в задании. Он задал больше других вопросов, и все они были по существу.

Успех метода был налицо: если бы не слепой метод, мы бы не знали, кого из троих выбрать. Более того, разбирая почту много времени спустя, я наткнулся на письмо коллеги: «Сергей немного смущает, слишком прямой. Остальные — интересные». Не помню, что именно имелось в виду под выражением «прямой», но субъективное мнение оставило бы меня с двумя другими кандидатами, а Сергей даже не получил бы возможности проявить свои навыки.

С тех пор мы постоянно используем слепой метод. Все, кто в нашей команде после 2013 года, прошли через тестовое задание: маркетологи, аналитик, программисты, сисадмин и даже финансовый директор. Это реально работает.


Материалы по теме:

4 функции HR-менеджера, которые можно поручить машине

11 нематериальных стимулов, которые заставят работать кого угодно

9 ошибок, из-за которых отказывают на собеседовании в отдел продаж

Неожиданные сложности, возникающие у менеджеров с лучшими работниками

Как честно ответить на 8 трудных вопросов на собеседовании

13 признаков того, что вам платят слишком мало

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Фонд HR&ED-tech представил масштабное исследование развивающихся рынков HR-tech
  2. 2 Навыки — это новая валюта: как HR-tech стартапы меняют представления о найме
  3. 3 Проныра, молчун и корпоративный хулиган – какие сотрудники могут навредить компании
  4. 4 Индивидуалисты и любят быстрый результат — как работать с поколением Z?
  5. 5 Вживленный чип вместо пропуска в офис – это вообще законно?