Top.Mail.Ru
Колонки

«У нас уже появился Uber-вертолет» – таксисты из Америки, Китая, Европы и России о своей работе

Колонки
Александра Козлова
Александра Козлова

Копирайтер, активный пользователь такси

Виктория Кравченко

Появление мобильных приложений Uber, Яндекс.Такси и других не только увеличило количество пассажиров, но и привлекло в индустрию множество людей со стороны.

Александра Козлова, копирайтер и активный пользователь такси, узнала, чем отличаются онлайн-сервисы в разных странах и как агрегаторы завоевали место под солнцем во всем мире.

Об этом ей рассказали обычные таксисты из Америки, Швейцарии, Китая и России.

«У нас уже появился Uber-вертолет» – таксисты из Америки, Китая, Европы и России о своей работе

Как я перестала водить машину и полюбила таксистов

Несколько лет назад я задумалась: почему несмотря на приличную зарплату у меня не получается копить? Я начала вести финансовый дневник и осознала, что могу существенно сократить расходы на транспорт, так как свой автомобиль «съедает» прилично: бензин, мойка, мелкий ремонт, парковка и расходники.

Я посчитала, сколько мне обойдутся поездки на такси туда, куда я не смогу добраться быстро пешком или на общественном транспорте, и сумма оказалась значительно меньшей, чем содержание собственной машины.

Так онлайн-сервисы с их демократичными ценами изменили мою жизнь, превратив из водителя в пассажира. Я стала активно пользоваться такси в России и за рубежом.

При этом я не упускаю шанса поговорить с водителями, узнать, как им живется и работается.


1. Такси в США. «Модный старичок» о работе в Uber

«Всем бывшим коллегам на вопросы о своем переходе отвечаю, что нужно идти в ногу со временем. Например, у нас уже появился Uber-вертолет» – Alex, 68 лет, США, Лос-Анджелес

Я профессиональный музыкант, а такси для меня — подработка, как и для большинства водителей Uber в США. Исключение составляют, пожалуй, только мигранты — эти за рулем с утра и до ночи.

Однако в этом деле я очень давно — еще до Uber работал в такси 22 года, а 4 года назад перешел на работу с онлайн-сервисом, потому что это была новая интересная технология, которая значительно упростила жизнь. Приход Uber сравним с появлением интернета или сервисов подписки на музыку, где за условный 1$ ты получаешь неограниченный доступ к самым разным композициям.



Еще я подрабатываю в Lyft, но в Uber мне нравится больше, так как там больше заказов в моих категориях — Uber Black и Select. В Lyft превалируют дешевые заказы. Мобильные приложения очень упростили всем жизнь. Uber подбирает заказ, к которому я нахожусь ближе всего, строит маршрут, а главное — больше никаких диспетчерских. С агрегатором я получаю оплату, даже если клиент решил отменить заказ по истечении трех минут, и не теряю из-за этого в рейтинге.

Устроиться на работу проще всего в Uber X: нужно быть старше 21 года, иметь разрешение на работу, отсутствие судимости, иметь водительские права, выданные своим штатом.

Остались, конечно, и ярые противники нового формата. Заказов у них всё меньше — с приходом Uber обычное такси потеряло около 75% клиентов. Больше всего они зарабатывают на поездках из аэропортов, потому что у многих туристов нет аккаунта в Uber или подключения к интернету, а кто-то просто не хочет ждать машину.

Разница в цене при этом очень большая. Водители традиционного такси не стесняются ее накручивать, а в Uber такое жестко наказуемо — тебя сразу же отключают от сервиса без возможности восстановления в работе. Всем бывшим коллегам на вопросы о своем переходе отвечаю, что нужно идти в ногу со временем.

Например, у нас уже появился Uber-вертолет. Заказов пока мало, в приложении эта опция еще не подсвечивается. Поэтому не стоит зацикливаться на прошлом и обвинять во всем прогресс. Да, я стараюсь быть модным старичком, хотя один раз сел в лужу: как-то я, оказывается, подвозил репера Drake, он даже оставил мне свой диск, а я и не понял, кто это был. Дочка потом объяснила.


2. Такси по-китайски. Рассказ коренного жителя Гуанчжоу

«С DiDi я сам себе начальник, у меня нет определенного расписания. Например, вчера я вообще не работал» – Zhong, 30 лет, Китай

Я работаю с DiDi Chuxing (китайская компания, агрегатор такси) около 2-х лет. До этого был продавцом в частном секторе и никогда не занимался извозом. Но сейчас в Китае любой, у кого есть личный транспорт, может стать водителем Didi.

Как и многие, я начинал с подработки, а потом мне понравилось, и я втянулся. Подключится к сервису очень легко, правда, чтобы войти в систему DiDi нужно пройти внутренний экзамен в виде теста на профпригодность.

Я вижу, как развивается DiDi. Система этого приложения постоянно эволюционирует, и моя зарплата тоже растет.

В плане безопасности система идет вперед, все данные есть в приложении и, если что-то случится с пассажиром или водителем – это будет легко обнаружить. Я всегда уверен, что мой труд будет оплачен. Даже если пассажир не оплатит проезд, сервис возместит мне эту сумму в конце недели.

Почти у каждого из нас машина куплена за свои деньги. Во время покупки мы сами страхуем ее либо на сто тысяч юаней, либо на миллион (около 886 000 рублей и 8 867 000 рублей соответственно), в зависимости от условий. Обычно в Didi идут люди старше 30 лет, потому что все, кто младше – учатся. Очень много ребят приезжает из деревень, но это не про меня: я коренной житель Гуанчжоу.

Думаю, DiDi победил традиционное такси, потому что это удобно. Тарифы общие для всех, как для туристов, так и для местных. Самые удобные способы оплаты через Wechat или Alipay, клиент может не думать о кошельке или банковской карте, взял телефон и поехал. Сейчас весь мир крутится вокруг мобильных устройств, даже у иностранцев есть Wechat.

Теперь легко можно забыть ключи и кошелек дома, но не телефон. Большинство водителей традиционного такси относятся к нам хорошо. Мы уважаем друг друга, ведь многие обычные таксисты со временем перешли в DiDi. И это не удивительно: здесь ты сам себе начальник, у тебя нет определенного расписания. Например, вчера вообще не работал. Я предпочитаю брать заказы с обеда, такой график позволяет мне зарабатывать достаточно. За 1 один рабочий час я успеваю довезти 1-2 пассажиров. Лучшее время для работы — это вечер, днем клиентов поменьше.

Самая большая сложность в работе с DiDi — это потеря сигнала со спутником, когда ищешь клиента или оказался на незнакомой дороге. Но такое случается нечасто.


3. Педантичная Швейцария. Мнение настоящего таксиста

«Чтобы получить лицензию, нужно пройти курс, который может занять от нескольких месяцев до года или даже больше» – Хамза, 34 года, Швейцария

Мне есть с чем сравнивать, потому что я работаю и в «традиционном» такси, и в Uber. Через онлайн-сервис легче зарабатывать деньги, чем в обычном такси, в Uber у меня больше пассажиров.

В Швейцарии хорошо развит общественный транспорт, а традиционное такси — дорогое удовольствие, поэтому его заказывают редко — в основном пожилые люди, туристы или те, кто едут в аэропорт с тяжелыми сумками.

С появлением Uber ситуация начала меняться. Поездки стали дешевле и удобнее, и такси стали пользоваться молодые люди, студенты, офисные сотрудники — почти все, у кого есть смартфон. Люди понимают, что с Uber можно добраться куда угодно, на работу, в кафе или даже взять такси, если упустили свой поезд.

Однажды я получил заказ от 10-летнего мальчика, который хотел, чтобы я отвез его в школу.

Есть еще одно отличие между пассажирами традиционного такси и теми, кто пользуется агрегаторами. Пассажиры традиционного такси хотят прежде всего отличного обслуживания, цена же для них не так важна. А для клиентов Uber все наоборот. Им важно как можно быстрее добраться из одной точки в другую, причем дешево.

Вначале водители традиционного такси ненавидели таксистов Uber, хамили им, так как понимали, что они составляют сильную конкуренцию. Конечно, ведь Uber оказывает ту же услугу, но за меньшие деньги. Сейчас отношения стали лучше, многие переходят в Uber или работают по обе стороны баррикад.

Чтобы получить лицензию и подключиться к системе, вы должны пройти курс, а также оформить страховку. Длительность курса зависит от того, насколько хорошо вы его освоите. Это может занять от нескольких месяцев до года или даже больше. Страховка обязательна, причем она должна распространяться и на пассажиров, и на водителей.

Работают в Uber чаще всего иммигранты, потому что это не требует идеального знания языка, или студенты, подрабатывающие в свободное время.

А я вот за рулем целый день, работаю на собственной машине. Обычно беру примерно от 10 до 20 заказов за смену, но это зависит от того, сколько я хочу и могу работать, а также от расстояния, которое нужно покрыть.

4. А что в России? IT-специалист о работе таксистом в Яндекс.Такси

«Если получаешь разрешение в Москве, то машина должна быть желтого цвета, а в Московской области, наоборот, хотят белое такси» – Алексей, 27 лет, Россия

Вы, наверное, тоже помните московское такси еще 10 лет назад. Я тогда был студентом и позволить такую роскошь себе не мог, а сейчас этот сервис доступен практически для всех. Больше никто на улице не ловит попутку, все есть в телефоне, цена фиксирована сразу. А про поездки из аэропорта вообще молчу, сейчас за 5000 рублей только иностранцев можно довести, и то, у всех уже есть нужные приложения в телефонах.

Безусловно, рынок стал прозрачнее и цивилизованнее благодаря онлайн-сервисам. В основном водители приезжие, я думаю, вы и сами видите. Но и местных тоже хватает.

Я подключен к Яндекс.Такси уже 3 года. Сначала нужны были деньги на закрытие кредита, потом еще на что-то. Так и втянулся. Но это не моя основная профессия — вообще, я работаю в IT.

Думаю, что для большинства водителей Яндекса это скорее подработка. Есть несколько категорий таких «подрабатывающих». Например, есть те, кто работает с 8 до 17, а потом таксуют с 18 до 22, или работают с 12 до 22, а таксуют в утренний час-пик. Есть люди, которые работают сутки через двое, и возят пассажиров, когда не заняты на основной работе. А есть те, кто ищет работу или учится, и таксует, пока не найдут основной заработок.

Я отношусь к первой группе: плюс в том, что я работаю из дома и, если загрузка по текущей работе небольшая, могу выйти на линию раньше. Моя обычная смена в такси – 8-10 заказов в будни. Если захочу или деньги нужны, могу и в выходные выехать, тогда делаю порядка 15-20 заказов. Все это зависит от того, когда я освобожусь и от моего желания.

Мне нравится, что я могу работать столько, сколько захочу, делать перерывы, выйти на работу или уйти, когда нужно. Я привык, что на основной работе у меня довольно гибкий график, так что и тут я искал нечто подобное. Для меня возможность самому планировать свой день в сочетании с реальным заработком – основные преимущества.

Чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров, нужно собрать пакет документов и подать заявление на выдачу разрешения. Также автомобиль должен соответствовать определенному перечню требований, который может варьироваться в зависимости от региона. Например, если получаешь разрешение в Москве, то сама машина и номера должны быть желтого цвета. Но этим уже занимается сам таксопарк.

Чтобы начать получать заказы, нужно скачать программу Таксометр и зарегистрироваться — на сайте все описано подробно. Можно еще пройти обучающие курсы в специальном центре, после них у водителя повышается рейтинг, а это влияет на количество заказов.

Насколько я знаю, Яндекс.Такси в прошлом году запустил свою программу страхования по всей России. Страхуют не только пассажира, но и водителя, что, по-моему, очень крутая история. Другие сервисы у нас в стране не страхуют водителей, да и в ОСАГО покрытие не входит.

Конечно, приверженцы традиционного извоза теряют клиентов с бешеной скоростью из-за агрегаторов, и я знаю, что в регионах из-за этого бывают серьезные стычки с драками и порчей машин. В Москве все уже намного спокойнее, все больше водителей понимают плюсы работы с агрегаторами и постепенно переходят на другую сторону силы.


Материалы по теме:

Всюду шеринг: что такое экономика совместного потребления

История водителя Uber, который разочаровался в гигономике

Как Tinder, Reddit, Airbnb, Etsy и Uber нашли своих первых пользователей

Жизнь после Uber: каким будет автомобильный рынок в ближайшие 10 лет

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 RnD и новый транспорт: как создавать инновации на рынке шеринга
  2. 2 «Самокаты — это карманное такси»: основатели Urent о тренде на кикшеринг в России, скандалах и новом законе
  3. 3 Гиг-экономика и карьера: стоит ли опасаться и как защититься
  4. 4 «Не покупаем, не продаем, а прибыль получаем»: как зарабатывает сервис по аренде детских игрушек
  5. 5 Мы не перестанем делиться: почему рост шеринг-экономики не остановится и как бизнесу это использовать