Колонки

Как технологии помогут подготовить детей к новым профессиям

Колонки
Наталья Симоненко
Наталья Симоненко

основательница детских развивающих курсов Oyster

Вероника Елкина

В современном мире рынок профессий меняется чаще, чем можно представить. Если раньше каждый второй ребенок хотел стать космонавтом, учителем или врачом, а ближе к вузу подростки уже грезили о карьере юриста и экономиста, то сейчас дела обстоят иначе. На рынок приходят такие профессии, о существовании которых мы и не подозревали, а те, на которые еще недавно делали ставку, уходят в небытие.

О том, как подготовить детей к новым карьерным возможностям, рассказывает Наталья Симоненко, основательница детских развивающих курсов Oyster.

Как технологии помогут подготовить детей к новым профессиям

По данным российского Агентства стратегических инициатив, к 2030 году появятся и будут востребованы такие профессии, как ИТ-медик (эти специалисты могут доверить механическую и рутинную работу роботам), генетический консультант, архитектор энергонулевых домов (построенных с использованием энергосберегающих материалов), проектировщик дирижаблей, тренер творческих состояний, строитель «умных» дорог и другие. Наших детей ждет интересное будущее, не правда ли? Но в этих реалиях вопросы получения образования и профориентации будут звучать все громче.

Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob несколько лет назад провел исследование на тему «Довольны ли россияне полученным образованием?». Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов. И знаете, о чем больше всего жалели большинство респондентов? О первом полученном образовании! Причем об этом говорили те, кто имеет дипломы экономистов и менеджеров. А треть участвовавших в опросе призналась, что никогда не работали по специальности, полученной в вузе. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и отсутствии профориентации в детском и подростковом возрасте.

picФото: Diego Passadori / Unsplash

Знакомство с профессиями: когда и зачем

Еще 10-15 лет назад детская профориентация была делом весьма незатейливым. Как правило, ближе к девятому классу в школы приходили представители профессиональных лицеев, техникумов (а чуть раньше ― и училищ) и предлагали перейти учиться к ним тем детям, которые «не тянут» поступление в десятый класс.

Сегодня ситуация на рынке детской профориентации кардинально изменилась. Детям начинают показывать все многообразие профессий еще до того, как они станут школьниками. И это не банальная игра в войнушку или доктора, а полноценная работа ― хоть и в игровой форме ― по выявлению склонностей и интересов с их дальнейшей проработкой.

В пользу знакомства с разными профессиями говорят и игрушки, которые появляются в магазинах. Совсем недавно, например, компания Mattel выпустила Барби-робототехника. Вместе с мечтой всех девочек в комплекте есть пособие по программированию.

Как говорит методист бренда Oyster Анна Леник, формирование представлений о мире профессиональной деятельности начиная с 6-7 лет, очень важно и полезно. Но оно нужно в этом возрасте не для того, чтобы ребенок выбрал призвание и определил свою профессию, а для расширения кругозора, воспитания важных навыков.

«Играя в профессии, ребенок пробует себя в разных видах деятельности: исследует, творит, делает свои проекты, решает реальные задачи, ― говорит Анна. ― Например, играя в инженера, он, сам того не подозревая, учится доводить начатое до конца, делает простейшие измерения и учится работать по инструкции, находить новые применения собранному устройству».

Будущее здесь: технологии дополненной и виртуальной реальности

Современные психологи ориентируются именно на такой принцип: показать, заинтересовать и удержать внимание. Для последнего звена этой цепочки придется постараться, добавляя в обучение все возможные виды творчества, игры и технологий.

Для этого детям как нельзя подойдут технологии дополненной и виртуальной реальности. Поколению, буквально родившемуся с гаджетами в руках, интересно все необычное и высокотехнологичное.

Чтобы погружение было полным, к процессу ранней профориентации можно добавить современные технологии ― виртуальную и дополненную реальность, видео, образовательные приложения. Например, с помощью приложения Google Expeditions можно легко попасть на раскопки в Африке или побывать в лаборатории настоящего биолога.

pic

Только представьте: надев специальные очки, ребенок может побывать в космосе или стать свидетелем исторических событий — а это намного интереснее, чем читать учебник или конспектировать лекцию. Наши наборы по профессиям в полной комплектации оснащены VR-очками с обучающей программой. Родителям и ребенку останется только скачать на смартфон специальное приложение, чтобы шагнуть в мир виртуальной реальности. И вот уже будущие инженеры благодаря VR-технологиям изучают функционирование роботов в заводском производстве или собирают механическую руку, а подрастающие доктора и биологи изучают клетку крови и строение сосудов. Процесс познания больше не ограничен страницами учебника. И VR-технологии заменяют лаборатории и учебные классы.

«Виртуальная реальность и видео дают колоссальные возможности, чтобы заинтересовать ребенка учебными знаниями, ― говорит методист Oyster Анна Леник. ― Чего стоит археологическая экспедиция в пещеру на поиски динозавра с эффектом присутствия? Или возможность изучить клетки крови прямо в сосудах и убедиться своими глазами, что кровь действительно красная из-за эритроцитов. Благодаря таким технологиям ребенок находится внутри процесса обучения и активно учится, не говоря уже о wow-эффекте, который производит виртуальная реальность не только на детей, но и на взрослых. Именно поэтому мы стремимся внедрять онлайн-контент, он вдохновляет детей на дальнейшее изучение темы или предмета и пробуждает много важных вопросов, которые дети потом могут обсудить с родителями».

К слову, сегодня уже существует большое количество образовательных приложений, в которых используется VR.

  • Titans of Space. В этом приложении можно полетать от одной планеты к другой, сравнив их размеры и формы, а можно заняться изучением Солнечной системы.
  • Google Arts and Culture представляет собой виртуальный гид по самым интересным местам планеты. Достопримечательности, памятники культуры и музеи — все это можно посетить, не выходя из дома. А еще можно узнать, на кого из великих людей ты похож: достаточно надеть VR-шлем.
  • С приложением Expeditions, о котором мы уже упоминали выше, можно узнавать окружающий мир и природу: научиться ориентироваться на местности, изучить формы рельефа и совершить географические открытия.
  • Приложение Within позволит вам полетать на вертолете, посетить различные концерты и фестивали и посмотреть документальные или мультипликационные фильмы.

Мотивация при занятиях с технологиями дополненной реальности возрастает до небес! Ребенок больше не ерзает на стуле и не говорит о том, что ему скучно. А родители в свою очередь тоже остаются довольны: процесс познания оказывается интересным, ненавязчивым и находит отклик внутри подрастающего человечка. Дети не просто играют, а по-настоящему (хоть и виртуально) погружаются в профессию, решая в игровой форме с VR-технологиями вполне реальные задачи из разных сфер деятельности.


Материалы по теме:

Технологии, которых пока нет в школе: как будут учить наших детей

«Я отказалась от карьеры в консалтинге ради работы в школе» – как научить ребенка финансовой грамотности

В 2028 году дети будут выращивать сыр в ланчбоксах

Как подготовить детей к технологическим профессиям будущего

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 NFT, ритейл-медиа и голосовой поиск: 10 трендов eCommerce в 2023
  2. 2 Digital на стройке: 4 технологии девелопмента, которые только набирают обороты
  3. 3 Часы и кошельки не нужны: топ трендов мобильной разработки в 2022 году
  4. 4 Apple и рынок маркетинга: как по бизнесу ударят ограничения IDFA
  5. 5 TechTrends-дайджест: ИИ-генераторы «фейкньюс», графика игр нового поколения, «умная» модерация в Tinder
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта