Колонки

«Отбросьте страх»: как улучшить свои бизнес-скиллы и стать предпринимателем, не ставя все на карту

Колонки
Ирина Меньшикова
Ирина Меньшикова

Управляющий директор Amway в России и Казахстане

Дарья Мызникова

Пандемия укрепила страхи перед собственным бизнесом: многие увидели сложности, которые испытывают предприниматели. Но это не значит, что идею создать собственное дело нужно отложить в долгий ящик. 

Ирина Меньшикова, управляющий директор Amway в России и Казахстане, рассказывает о том, как справиться с барьерами и страхами, попробовать надеть на себя маску предпринимателя, не ставя на карту все и увеличивая доход благодаря элементам гиг-экономики.
«Отбросьте страх»: как улучшить свои бизнес-скиллы и стать предпринимателем, не ставя все на карту


Еще до «черного лебедя» — пандемии коронавируса — доля малого и среднего бизнеса в ВВП России снижалась, в 2019 году она едва превысила 20%. Предпринимательство в развитых странах – главная движущая сила экономики. К примеру, доля малого и среднего бизнеса в ВВП Германии составляет 53%, Нидерландов — 63%, Финляндии — 60%. 

В 2019 году российское правительство поставило перед собой амбициозную цель увеличить вклад МСБ в экономику страны в 1,5-2 раза. Но на фоне коронавируса это будет очень непросто. Во время самоизоляции и удаленки многие россияне обратили внимание на фриланс, который, возможно, позволит побороть самые популярные страхи и барьеры тех, кто задумывается об открытии полноценного бизнеса.

Как менялось желание россиян становиться предпринимателями

Наш бизнес связан с продажами через дистрибьюторов — самозанятых и ИП, поэтому мы ежегодно отслеживаем готовность населения начать собственный бизнес. Последний опрос, проведенный в 2019 году, говорит о том, что желание стать предпринимателем есть у 52% россиян. 

Но между теми, кто хочет, и теми, кто в действительности открывает бизнес, — большая разница. В реальности количество потенциальных предпринимателей можно оценить не более чем в 20%. Учитывая ситуацию, предполагаем, что эта цифра еще ниже.

photoShutterstock/cosmaa

Коронавирус обострил страхи

В США еще в конце марта, на ранней стадии эпидемии, только 5% предпринимателей не почувствовали на себе негативные эффекты. Пандемия ударила практически по всем. В России влияние коронавируса на экономику проявилось тоже почти сразу: уже в апреле 2020 года, по данным Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, в столице стали в 2,5 раза реже регистрировать бизнес. 

Малый бизнес получил огромный урон. Это приведет к снижению интереса россиян к предпринимательству. Люди увидели сложности, которые сейчас испытывает бизнес. Страхов появилось еще больше. 

Финансовая неграмотность и личные страхи 

И до коронавируса для россиян существовал целый ряд барьеров, мешающих им всерьез думать о собственном деле. В их числе, согласно результатам нашего исследования, — финансовая неграмотность и личные страхи.

Уровень финансовой грамотности — барьер, который можно сломать. Например, в 2017 году 20 тыс. российских студентов участвовали в образовательной программе для повышения уровня финансовой грамотности и по результатам опроса PISA (опрос Всемирного банка для изучения финансовой грамотности) показали среднеевропейские результаты.

Самый простой и распространенный пример повышения финансовой грамотности — детальная аналитика расходов, предоставляемая сейчас практически любым банком в мобильном приложении. Другой пример — образовательные программы бизнеса. Мы, к примеру, запустили «Академию», которая помогает будущим дистрибьюторам познавать азы предпринимательства.

Вторая проблема — более комплексная, справиться с ней не так просто. Личные страхи — это влияние школы, базового образования, неуверенность, меняющиеся правила игры, негативный информационный фон — «осудили», «оштрафовали». Личная трансформация и борьба с внутренним страхом происходит по-разному, у одних занимает месяцы, а у других — десятилетия. Процесс решения этой проблемы глобально — не из быстрых, но есть способ надеть на себя маску предпринимателя благодаря элементам гиг-экономики

Как гиг-экономика способствует воспитанию предпринимателей

Наиболее вероятный долгосрочный сценарий популяризации бизнеса среди россиян и увеличения вклада МСБ в экономику связан с получением дополнительных доходов, подработкой или фрилансом. 

Преимущество в том, что фрилансом можно начать заниматься без отрыва от основной деятельности, плавно увеличивая объем обязательств. Этот формат работы не требует такого высокого уровня риска и вложений, как построение компании, но ассоциируется с ответственностью за доход и результат. 

После изоляции и удаленки, интерес россиян к фрилансу вырос. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, около 70% рассматривают вариант подработки. По нашим оценкам, наиболее подходят для старта креативные индустрии, продажи, все, что связано с социальными сетями.

Фриланс — своего рода тренажер для тех, кто хочет почувствовать, что такое бизнес. 

Если фрилансер делает успехи, он входит во вкус, увеличивает нагрузку и берет на себя больше обязательств, прокачивая не только профессиональные, но и бизнес-скиллы. Например, с ростом нагрузки начиная нанимать других специалистов. Со временем такая форма работы вполне может привести к полноценной организации бизнеса.

Важно отметить, что сейчас многие компании сами встраивают модель фрилансинга, развивая бизнес через привлечение и обучение желающих. Мы, например, даем возможность получения дополнительного дохода путем продвижения нашей продукции в социальных сетях и обучаем этому.

photoShutterstock/cosmaa

Государство и среда

Да, пандемия укрепила страхи, связанные с открытием и ведением бизнеса, но я думаю, в борьбе с ними значительную роль может сыграть желание россиян получить дополнительный доход. Фриланс и элементы гиг-экономики могут стать базой, основной для развития будущего бизнеса через некоторое время, поскольку предлагают безболезненный вход на территорию предпринимательства — без больших рисков и вложений, но в то же время — с определенным уровнем личной ответственности за доход и результат. 

Но насколько прочной будет эта база для зарождения будущей движущей силы экономики — малого и среднего бизнеса — будет зависеть от общих усилий. Потенциальных предпринимателей — в борьбе со страхами и прокачке бизнес-скиллов, государства — в создании комфортных условий и среды для занятия бизнесом.

Как достичь максимума

Зачастую бизнес требует больших рисков, и, возможно, сейчас — не самое подходящее время для того, чтобы рискнуть всем или вложить большим трудом заработанные деньги в свой первый бизнес. Однако не теряйте времени даром и уже сейчас получайте скиллы, которые позволят вам преуспеть в собственном деле в будущем:

  1. Растите уровень своей финансовой грамотности: проходите программы обучения, пользуйтесь приложениями для учета доходов и расходов, читайте литературу об управлении личными финансами.
  2. Отбросьте страх неудачи и просто делайте. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
  3. Выберите область, в которой можно получать дополнительный доход без ущерба основной работе.
  4. Когда область выбрана, а вы уже успешно сдали несколько заказов, не бойтесь взять на себя чуть больше обязательств. Это поможет вам совершенствовать не только профессиональные, но и бизнес-скиллы.
  5. Когда вы освоитесь в новой области, делегируйте! Ни один успешный предприниматель не смог бы развить бизнес без команды. Учитесь находить тех, кто может помочь вам развиваться в вашей области, обучайте таких людей, и вы увидите, каких результатов вы сможете добиться.


Фото на обложке: Shutterstock/Bogdan Sonjachnyj

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как начать бизнес в условиях экономического кризиса: четыре совета
  2. 2 Как открыть бизнес: инструкции от Rusbase
  3. 3 Топ-10 навыков стартапера — без них вам нечего делать в бизнесе

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase