Александр Чикунов, руководитель аналитического отдела инвестиционной площадки StartTrack, рассказывает о разных способах оценки молодого бизнеса.
В сегодняшней статье разбираем упрощенный метод возврата на инвестиции.
Когда время ограничено, а поток потенциальных проектов – большой, нужно сокращать время на анализ каждого проекта. В этом случае можно применять менее детальный анализ.
Одним из наиболее распространенных методов оценки молодых компаний на сегодняшний день является простой прогноз-анализ возврата на инвестиции (с применением дисконта к стоимости бизнеса).
Как это выглядит?
Сначала мы, опять же, прогнозируем доходы компании – ее выручку. По тому же сценарию, как и в DCF, смотрим на историю продаж. Если она уже была, подсчитываем, сколько клиентов принесет нам реклама и прочие маркетинговые активности. В обратном случае исходим из данных о рынке. После чего –прогнозируем затраты, опять же, по аналогии с DCF, принимая во внимания все статьи затрат.
EBITDA
Рассчитав предполагаемые выручку и затраты, мы начинаем понимать, какой приблизительно будет EBITDA, то есть прибыль до выплат налогов, процентов по кредитам и начислению амортизации.
Обычно инвесторы останавливаются именно на этом уровне при расчетах, так как этот показатель указывает на операционную эффективность бизнеса и его возможно сравнивать с другими аналогичными по деятельности компаниями. В нем не учитываются налоги (которые различаются от страны к стране) и долговой нагрузки. Ее условия, опять же, зависят от страны и макроэкономических факторов.
Мультипликатор
После получения EBITDA нужно получить соответствующий мультипликатор для расчета стоимости бизнеса. Обычно в таком случае применяется формула:
Мультипликатор EV (стоимость бизнеса) / EBITDA
Мультипликатор – это некий множитель, который позволяет получить рыночную оценку бизнеса. В нашей практике мы пользуемся базой CB Insights для получения таких мультипликаторов (за минусом 50% за «страновой риск» в случае, если мультипликаторы даны по западным сделкам).
Частный инвестор может попробовать найти мультипликаторы в открытых источниках – если нет доступа к аналогичным базами.
Может случиться так, что у компании долгое время нет EBITDA. В этом случае используется мультипликатор:
EV / Значение годовой выручки компании
Это довольно распространенная практика для e-commerce.
Получив мультипликаторы, их нужно умножить на значение выручки в определенный момент времени (по прогнозу, который был построен ранее) или на значение EBITDA – в зависимости от предпочтений инвестора. В итоге получится стоимость бизнеса в тот момент времени, когда инвестор собирается выходить из проекта.
После этого обычно корректируется стоимость (дисконт от стоимости) и делаются все те же действия, что в анализе DCF для вашего ROI.
Материалы по теме:
Почему вам необходима финансовая модель?
4 главных показателя для оценки вашего рынка
Инвесторскую грамотность – в массы!
Как российский сервис для аренды частных самолетов попал в акселератор в США
Фото на обложке: Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter