Колонки

Инвесторскую грамотность – в массы!

Колонки
Даниил Козлов
Даниил Козлов

Директор по развитию бизнеса GVA LaunchGurus

Даниил Козлов

Даниил Козлов, директор по развитию бизнеса GVA LaunchGurus, рассказывает о трендах на рынке венчурных инвестиций.

Инвесторскую грамотность – в массы!
Присоединиться

Один из трендов, который продолжает нас удивлять на рынке VC-инвестиций, учитывая текущие экономические потрясения, – это число начинающих бизнес-ангелов, которое постоянно увеличивается. В то время как часть инвесторов-«старожилов» пересматривает свои подходы и начинает инвестировать на других рынках, в отрасль приходит все больше новых людей, готовых попробовать себя в инвестициях в стартапы.

Обычно они делятся на две категории:

  1. Топ-менеджеры крупных компаний.
  2. Успешные предприниматели.

И те, и другие зачастую уже имеют вложения в недвижимость и в биржевые активы. В отличие от последних,  стартап-отрасль привлекает этих людей как потенциалом высокого возврата инвестиций, так и просто возможностью быть причастным к новым технологиям и предпринимателям другого поколения, которые не боятся строить на основе технологий бизнес.

Если посмотреть на мировые показатели, венчурный рынок чувствует себя совсем не плохо. За последние 5 лет примерно в два раза вырос объем инвестиций венчурных фондов, в 1,5 раза вырос объем инвестиций бизнес-ангелов, а самый сильный рост показал краудфандинг – почти в 8 раз. Что также интересно, оценки компаний на всех раундах росли, CAGR в среднем вырос на  8%–24%.

Ситуация в нашей стране, с одной стороны, достаточно сложная, так как здесь мало возможностей для выхода из компаний. Но, с другой стороны,  возрастает интерес к отрасли благодаря следующим факторам:

  1. Возрастающее количество и качество стартапов.
  2. Изменившийся курс рубля к доллару. Так как очень многие инвесторы хранят деньги в валюте, теперь даже незначительная сумма в 50 тысяч долларов – это уже вполне приемлемая посевная инвестиция для российского стартапа.
  3. Спрос, превышающий предложение – мы продолжаем существовать на «рынке инвестора».

Еще один интересный тренд, который наблюдается на рынке, – это возрастающее участие корпораций, российских и международных, в развитии и покупке стартапов. За последний год в России было запущено более 20 корпоративных программ по взаимодействию со стартапами, причем запускают их как ведущие международные бренды (IKEA), так и крупные российские компании, которые раньше не заявляли о себе на рынке работы со стартапами («Просвещение», «Мортон»). Это на руку ангелам, так как в лице корпораций появляются заказчики на успешный стартап.

При этом нельзя не отметить отсутствие критической массы компетентных инвесторов.

По разным оценкам, на рынке сейчас есть порядка 500–2000 квалифицированных бизнес-ангелов и чуть больше сотни фондов. Часть из них инвестирует почти исключительно за рубежом, часть туда переехала.

Если смотреть по количеству значимых мероприятий для VC-инвесторов, то оно ничтожно мало, проходит всего несколько десятков ивентов в год. Курсов повышения квалификации и обмена опытом примерно столько же, и это оказывает сильное сдерживающее действие на весь венчурный рынок.

Я считаю, что необходимо регулярно проводить курсы и мероприятия для инвесторов. К примеру, мы делаем регулярные программы выходного дня для инвесторов – VC Bootcamp. Но одних наших усилий здесь недостаточно, и пока таких программ мало – рынок продолжит стагнировать и будет ограничивать развитие инновационного бизнеса в нашей стране.


Материалы по теме:

Как стать инвестиционным аналитиком без подготовки

«Это даже не кризис 98-го, это гораздо хуже. В РФ такого кризиса еще не было»

Из российского стартапа можно выйти только «вон»

Этот год может быть благоприятным для инвестиций

Рейдерский захват в бизнесе: как не попасть в ловушку

У российского биотеха есть минимум три проблемы

Почему плохие продукты могут быть успешными на рынке

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Тренд-гайд: как собрать бренд идеального работодателя в 2024 году
  2. 2 Упражнения для релаксации и снятия эмоционального напряжения
  3. 3 От яблочного уксуса до коктейля с морским мхом: 10 напитков, которые пьют ЗОЖ-адепты прямо сейчас
  4. 4 «Кухни-призраки» и барбершоп в баре: 5 трендов рынка общепита, которые стоит взять на заметку
  5. 5 «Человеку нужен человек»: как общаться с аудиторией в 2024 году, чтобы быть в тренде
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше