Даниил Козлов, директор по развитию бизнеса GVA LaunchGurus, рассказывает о трендах на рынке венчурных инвестиций.
Один из трендов, который продолжает нас удивлять на рынке VC-инвестиций, учитывая текущие экономические потрясения, – это число начинающих бизнес-ангелов, которое постоянно увеличивается. В то время как часть инвесторов-«старожилов» пересматривает свои подходы и начинает инвестировать на других рынках, в отрасль приходит все больше новых людей, готовых попробовать себя в инвестициях в стартапы.
Обычно они делятся на две категории:
- Топ-менеджеры крупных компаний.
- Успешные предприниматели.
И те, и другие зачастую уже имеют вложения в недвижимость и в биржевые активы. В отличие от последних, стартап-отрасль привлекает этих людей как потенциалом высокого возврата инвестиций, так и просто возможностью быть причастным к новым технологиям и предпринимателям другого поколения, которые не боятся строить на основе технологий бизнес.
Если посмотреть на мировые показатели, венчурный рынок чувствует себя совсем не плохо. За последние 5 лет примерно в два раза вырос объем инвестиций венчурных фондов, в 1,5 раза вырос объем инвестиций бизнес-ангелов, а самый сильный рост показал краудфандинг – почти в 8 раз. Что также интересно, оценки компаний на всех раундах росли, CAGR в среднем вырос на 8%–24%.
Ситуация в нашей стране, с одной стороны, достаточно сложная, так как здесь мало возможностей для выхода из компаний. Но, с другой стороны, возрастает интерес к отрасли благодаря следующим факторам:
- Возрастающее количество и качество стартапов.
- Изменившийся курс рубля к доллару. Так как очень многие инвесторы хранят деньги в валюте, теперь даже незначительная сумма в 50 тысяч долларов – это уже вполне приемлемая посевная инвестиция для российского стартапа.
- Спрос, превышающий предложение – мы продолжаем существовать на «рынке инвестора».
Еще один интересный тренд, который наблюдается на рынке, – это возрастающее участие корпораций, российских и международных, в развитии и покупке стартапов. За последний год в России было запущено более 20 корпоративных программ по взаимодействию со стартапами, причем запускают их как ведущие международные бренды (IKEA), так и крупные российские компании, которые раньше не заявляли о себе на рынке работы со стартапами («Просвещение», «Мортон»). Это на руку ангелам, так как в лице корпораций появляются заказчики на успешный стартап.
При этом нельзя не отметить отсутствие критической массы компетентных инвесторов.
По разным оценкам, на рынке сейчас есть порядка 500–2000 квалифицированных бизнес-ангелов и чуть больше сотни фондов. Часть из них инвестирует почти исключительно за рубежом, часть туда переехала.
Если смотреть по количеству значимых мероприятий для VC-инвесторов, то оно ничтожно мало, проходит всего несколько десятков ивентов в год. Курсов повышения квалификации и обмена опытом примерно столько же, и это оказывает сильное сдерживающее действие на весь венчурный рынок.
Я считаю, что необходимо регулярно проводить курсы и мероприятия для инвесторов. К примеру, мы делаем регулярные программы выходного дня для инвесторов – VC Bootcamp. Но одних наших усилий здесь недостаточно, и пока таких программ мало – рынок продолжит стагнировать и будет ограничивать развитие инновационного бизнеса в нашей стране.
Материалы по теме:
Как стать инвестиционным аналитиком без подготовки
«Это даже не кризис 98-го, это гораздо хуже. В РФ такого кризиса еще не было»
Из российского стартапа можно выйти только «вон»
Этот год может быть благоприятным для инвестиций
Рейдерский захват в бизнесе: как не попасть в ловушку
У российского биотеха есть минимум три проблемы
Почему плохие продукты могут быть успешными на рынке
Видео по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025