Спасибо дронам: как мы сделали VR-туры маркетинговым инструментом и не прогадали

Евгений Афанасьев
Евгений Афанасьев

Руководитель KUZUK.RU

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Виртуальные туры часто можно встретить на сайтах ресторанов или отелей. Обычно это панорамы интерьера, реже вид на объект с улицы. Цель, как и у фотографий, дать больше информации потенциальному клиенту о предоставляемых услугах. Посетитель сайта может осмотреть обстановку вокруг себя на 360 градусов и рассмотреть получше, приблизив объект.

Евгений Афанасьев, руководитель KUZUK.RU, рассказал, как с помощью этой технологии можно «вытащить» маркетинг. 

Когда фото с воздуха было роскошью

В 2013 году мы познакомились с ребятами из Новосибирска, которые увлекались авиамоделированием и строили дроны, способные поднимать зеркальные фотоаппараты. В тот момент фото с воздуха было роскошью. Сначала родилась идея сделать фотографии горнолыжного курорта Шерегеш с воздуха. Потом решили сделать виртуальный тур по курорту, снятый с воздуха. В основе тура запланировали 15 панорам с разных точек.

Первый виртуальный тур снимали на самодельный гексокоптер. На коптер была установлена фотокамера-беззеркалка от Sony. Самым дорогим и сложным в конструкции был подвес, который обеспечивал стабильную съемку несмотря на естественную вибрацию коптера и порывы ветра.
Оператор на земле видел «картинку» с черно-белой простенькой ходовой камеры и, нажимая на специальную кнопку на пульте, срабатывал незамысловатый механизм, который давил на кнопку «спуск» на самой камере. По сравнению с современным оборудованием, съемка проводилась почти вслепую.

Крутая возможность для старшеклассников! Участвуй в Олимпиаде НТИ, чтобы поступить в ведущий вуз без экзаменов или получить ценный приз. Узнать подробности и проверить силы в тесте.

Механика съемки такая:


  • На земле определяем оптимальные значения диафрагмы и выдержки — их нужно зафиксировать, чтобы все кадры были в одинаковой тональности.
  • Взлетаем, выбираем оптимальную высоту и ракурс съемки. Как правило, это 45 градусов к главному объекту съемки, а прямо под коптером должно быть самое ненужное место — оно будет менее заметное.
  • Солнце должно быть выше горизонта съемки, поэтому снимаем днем, а не утром-вечером.
  • Далее выставляем объектив в положение «горизонт» и делаем кадры один за одним, постепенно поворачивая фотоаппарат по кругу.
  • Следующий кадр должен примерно на треть перекрывать предыдущий. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше кадров понадобится сделать.
  • Затем наклоняем объектив вниз — чтобы треть кадра также перекрывалась — и снова делаем круг из фотографий. Завершаем съемку кадром «надира» — наклоняем фотоаппарат вертикально вниз. Кадр «зенита» (вертикально вверх) делать не нужно — в аэропанорамах, в отличие от классических наземных панорам, смотрят вниз и выше горизонта обычно не монтируют.

Еще одно важное отличие от съемки интерьерных панорам — не нужно оборудование для смещения точки поворота на модальную точку объектива. Так как расстояния до объекта съемки огромны, то паралакс невооруженным глазом незаметен.

Панораму Алтая снимали уже на современный аппарат DJI Inspire, у которого только один недостаток — цена (около 300 тысяч рублей на момент съемок с учетом запасной батареи).


Прорыв на рынке дронов

Еще несколько виртуальных туров мы снимали уже сами на приобретенный DJI Phantom-3. Этот аппарат стал прорывом на рынке дронов. Он до гениальности прост в управлении и обслуживании, а цена доступна.

Обучиться управлению можно в течение часа. Поэтому сейчас в сети такое разнообразие съемок с воздуха. Мы нашли только один недостаток — зимой камера дрона немного теряет фокус и кадры получаются менее четкими.

Сейчас уже продается следующая модель — Phantom-4, которая стала еще более совершенной.


А что после съемки?

После съемки первой панорамы начались поиски специалиста, который бы сделал из отснятого материала виртуальный тур. Cобрать 3д-панорамы несложно и в сети немало документации, но мы хотели сразу сделать масштабируемую систему, чтобы можно было легко добавлять новые панорамы и объекты. Кроме того, мы хотели сделать ряд полезных функций для пользователей. Как оказалось, таких специалистов совсем немного, мы с трудом нашли исполнителя на фрилансе и через месяц все было готово.

После публикации виртуального тура в соцсетях мы проснулись знаменитыми. Пользователи оценили возможность посмотреть на любимый курорт с нового ракурса и увидеть новые места.

Высокая посещаемость тура — более 10 тысяч посетителей в сутки — держалась около недели, сотни репостов, десятки упоминаний в СМИ и даже репортаж на телевидении. На момент создания виртуального тура Шерегеша, такого сервиса не было ни у одного горнолыжного курорта в мире. По крайней мере, наши поиски аналогов были тщетны.


Как из этого извлечь пользу?

Помимо логотипа компании на виртуальном туре, мы добавили метки объектов. Например, при клике по гостинице открывается небольшая информация о гостинице и ссылка «подробнее», которая ведет на страницу отеля на нашем сайте.

Создание панорамы окупилось примерно через месяц за счет бронирования отелей (наш основной бизнес). Конверсия составила 0,4% из посетителя аэропанорамы в клиента компании. Сейчас мы получаем трафик на аэропанорамы в 300-600 чел ежедневно при нулевых затратах на привлечение.

Структура этого трафика: 32% переходы по ссылкам на сайтах, 29% seo-трафик, 18% — переходы из социальных сетей, 15% — закладки, 6% — почтовые рассылки и прочее. SEO-продвижением специально не занимались, только прописали title и метатеги.

Трафик с сайтов — это различные тематические сайты или партнеры, которые самостоятельно разместили у себя ссылки на панорамы. Трафик с соцсетей — иногда посетители делятся ссылками, иногда мы напоминаем в своих соцаккаунтах о существовании сервиса.

Помимо продаж, полезный и продолжительный эффект был для бренда. Упоминание компании выросло, клиенты признавались, что пользуются нашей аэропанорамой. Так, обычный сервис по бронированию отелей стал технологичным проектом, который может позволить себе довольно дорогие решения.

Приятным бонусом было использование нашего сервиса местными властями. Они презентуют курорты гостям и инвесторам. Мы специально сняли несколько панорам районов, перспективных для развития, которые не имеют ценности для туристов, но полезны для инвесторов курорта. Виртуальные туры стали также и отличным методическим материалом для сотрудников. Мы сэкономили сотни тысяч рублей на обучающих командировках менеджеров на курорты — знакомство с курортом происходит виртуально, но наглядно.

Всего у нас сейчас 9 разных виртуальных туров по курортам России. Аэропанорамы постолимпийской Красной Поляны получились шикарными, но большого ажиотажа не вызвали — встала проблема с дистрибуцией сервиса, которой мы целенаправленно не занимались. Зато неплохо «выстрелил» Горный Алтай.

Сейчас все по-другому

За прошедшее время формат аэропанорам стал достаточно популярен. Например, сейчас можно посмотреть на Питер с высоты птичьего полета на «Яндекс.Картах», застройщики снимают аэропанорамы жилых комплексов, отельеры снимают загородные отели и многие другие решения.

Известно, что один из российских туроператоров вел переговоры о массовой съемке курортных зон Турции со специалистами по аэросъемке, но внезапный кризис в турецко-российских отношениях заморозил этот проект. После реализации это может стать серьезным конкретным преимуществом, так как дает туристам возможность однозначно понять где находится выбранный отель.

Еще одно возможное использование аэропанорам — в недвижимости. Потенциальный покупатель квартиры мог бы оценить плюсы и минусы расположения дома на наглядной панораме — в отличие от карт, она понятна и мужчинам, и женщинам. Пока такие решения встречаются только в новостройках, но стоит ожидать появление сервиса аналогичному 2ГИС, где вместо рисованной карты будут реальные картинки.

Потенциальное использование аэропанорам мы связываем с трендом на развитие VR-технологий. Поэтому мы разрабатываем пробную версию аэропанорамы для бытовых 3д-очков. VR-евангелисты предрекают, что в ближайшем будущем клиенты турагентств будут выбирать отдых не по бумажным каталогам, а в 3D-очках. И тут без аэропанорам не обойтись.

Если вы решили сделать аэропанораму


  1. Сопоставьте затраты и определите что выгоднее — заказать съемку у профессиональных пилотов или купить аппарат и снимать самому. О собственном аппарате стоит задуматься если панорам задумано десятки, так как услуги аэросъемки сейчас недорогие. К тому же вам не придется согласовывать полеты в соответствии с законодательством, пусть это будет головная боль исполнителя.
  2. Есть платные приложения, помогающие правильно снимать аэропанорамы, например, litсhi. Мы не используем, так как съемка происходит очень медленно и без нужного перекрытия кадра. Но на старте стоит воспользоваться — уменьшится вероятность ошибки при съемке.
  3. Специалистов, которые сделают из отснятого материала виртуальный тур лучше искать на фрилансе. Если вас устроит стандартное решение — человека найдете быстро и недорого, если нужна доработка скриптов — готовьтесь искать долго и тщательно.
  4. Не соглашайтесь на flash. Только HTML-5, который позволит пользоваться вашей панорамой на мобильных устройствах и планшетах.
  5. Готовую панораму лучше всего распространять через соцсети, предлагая администраторам групп, которые связаны с объектом съемки. Предложите ссылку сообществам, связанным с аэросъемками — они с удовольствием делятся кейсами. Полезным будет предложить разместить ссылки на тематических сайтах или дать iframe-код для встраивания.




Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Money2020
22 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase