Top.Mail.Ru
Колонки

«За два с лишним года работы я ни с кем не перешла на “ты”». Как работать в коллективе, где все старше?

Колонки
Елена Бондарева
Елена Бондарева

Выпускающий редактор в Rambler

Полина Константинова

Елена Красовская, выпускающий редактор в Rambler, рассказала о своем опыте работы в коллективе, где все сотрудники были старше. Оказывается, и тут есть много нюансов! Советы Елены пригодятся всем тем, кто попадет (или уже попал) в такую ситуацию. 

«За два с лишним года работы я ни с кем не перешла на “ты”». Как работать в коллективе, где все старше?

Несколько лет назад я оказалась в организации, где все коллеги были старше меня. Организация существует с советских времен, и подавляющее большинство сотрудников работают там десятки лет. 

Это вовсе не означает, что люди застряли в прошлом, пишут исключительно перьевыми ручками и считают на счетах, напротив, многие мои коллеги были вполне активными пользователями интернета и прекрасно владели разными компьютерными программами.

Коллега, с которой я приятельствовала в офисе, была старше меня на восемь лет, все остальные были примерно возраста моих родителей. 

К слову, за два с лишним года работы в организации я ни с кем не перешла на «ты» именно из уважения к возрасту. Если вы попали в такой же коллектив и пока не знаете, как общаться с коллегами, то вот что я могу посоветовать, опираясь на личный опыт.

В первое время осмотритесь

Этот совет работает в любых случаях, но в коллективе, где коллеги принадлежат к другому поколению, лучше быть внимательным вдвойне. Например, меня ежедневно окружали мужчины в классических костюмах с галстуками, так что заявляться на работу в декольте или джинсах с дырами было как минимум нелепо.

Приглядитесь к тому, как люди общаются. Во взрослых коллективах часто используется обращение «Вы», поэтому не стоит сразу «тыкать» коллегам, даже если вы привыкли к такому стилю. Сразу исключите сленг, это определенно вызовет непонимание. 

Самое главное – помните, что это вы пришли в сложившийся коллектив и вам нужно усвоить правила, а не устанавливать свои. В конце концов, если вам захочется что-то поменять и как-то повлиять на атмосферу, у вас еще будет на это время. Первые дни и даже недели для этого не подходят.

Не превращайтесь в «любимую дочку» или «обожаемого сыночка»

Для взрослых людей естественно опекать молодых и пытаться их учить. И в этом нет ничего плохого. Любой навык полезен, так что каждый человек может дать вам что-то новое. Но тут есть соблазн стать эдаким послушным учеником, который безропотно внимает «учителю» и копирует каждый его шаг. 

Конечно, «учитель» в таком случае вас полюбит и, возможно, будет покровительствовать, но тогда собственную состоятельность доказать уже вряд ли получится. Кроме того, есть шанс нажить врагов, например, среди тех, кто не ладит с вашим покровителем.

 

Оптимальная стратегия, на мой взгляд, — прислушиваться к советам, перенимать опыт, но действовать самостоятельно. Не стесняйтесь спрашивать и советоваться!

Старшие коллеги с удовольствием поделятся кое-какими профессиональными секретами и дадут дельные рекомендации в сложной ситуации, пусть даже будут глядеть на вас немного свысока.

Есть и еще один аспект, довольно деликатный. После одного официального мероприятия коллега недвусмысленно намекнул мне на продолжение банкета в уединенном помещении и дальнейшее «обоюдовыгодное сотрудничество». От этого предложения я отказалась и не советую пользоваться таким способом сделать карьеру, если вы не хотите испортить репутацию.

Не становитесь «нигилистом»

«Так давно никто не делает!», «Этой программой никто уже десять лет не пользуется!», «Что за старье у вас стоит?» — эти и подобные фразы помогут вам с легкостью обзавестись недоброжелателями.

Категорические формулировки оставьте при себе, они вообще редко помогают в общении, тем более если речь идет о людях старшего возраста. Они однозначно будут восприниматься как нотация, укор, жесткое самоутверждение. А кому хочется, чтобы его поучал «малолетка»?

Если вы видите, что изменения в рабочем процессе действительно нужны, то аргументированно донесите это до начальства. Покажите на примерах, что улучшится, как облегчится работа, как возрастут результаты. Не требуйте, а разъясните — это куда более приятный путь для обеих сторон.

Зрелые годы и умение обращаться с компьютером — понятия не взаимоисключающие

Да, есть люди в возрасте, которые упорно не желают осваивать современные гаджеты, изучать компьютерные новинки и вообще не стремятся к расширению кругозора. Но намного больше тех, кто хочет быть в курсе происходящего. Не секрет, что сейчас мужчинам и женщинам за 50 сложно найти работу, так что они держатся за текущую и готовы учиться и узнавать новое.

Как я писала выше, в нашей организации большинство коллег прекрасно владели офисными программами, многие знали и бухгалтерские программы, электронная почта никого не пугала, да и за поддержание работоспособности сайтов отвечали возрастные сисадмины и контент-менеджеры. 

Не думайте, что ваши взрослые коллеги не умеют пользоваться интернетом, не знают, как включить смартфон, или не смогут освоить новое ПО. Скорее всего, у них есть дети или даже внуки, которые их всему научили.

Пользуйтесь их опытом

Самое главное, что осталось у меня после работы с возрастными коллегами, — знания о жизни. Люди, которые прожили на 20-30-40 лет больше вас, несомненно, знают о жизни больше и охотно поделятся с вами воспоминаниями. 

Они же дадут вам совет, если вы окажетесь в непростой ситуации, и наверняка помогут решить проблемы, используя свои, зачастую очень обширные и нужные связи, которые они обрели за десятки лет работы. 

Не пренебрегайте обычным бытовым общением с коллегами старшего возраста – это действительно интересно и полезно и еще не раз пригодится в будущем.

Фото на обложке: fotoinfot/Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как выжить в офисе: руководство для интровертов
  2. 2 Как управлять коллективом, когда ты младше всех
  3. 3 «Какие бы технологии вы ни использовали, на первом месте всегда команда». Кого нанимать в растущий бизнес
  4. 4 Что меня заставляло каждый день ходить в офис на нелюбимую работу
  5. 5 Что дает бизнесу мультикультурный коллектив: 5 правил управления такой командой