Предпринимателю может казаться, что набрать большую аудиторию в соцсетях — непосильная задача, ведь для этого, скорее всего, нужно стать блогером и целыми днями создавать контент, забросив основное дело. А обращаться в SMM-агентство — вариант не для всех: у начинающих мастеров каждый рубль на счету.
Владелец мастерской «Кустарное производство» Василий Доценко доказывает обратное: в основном сообществе компании во «ВКонтакте» 196 тысяч подписчиков, суммарная аудитория во всех соцсетях — 260 тысяч человек, и с продвижением владелец справляется самостоятельно, при этом продолжая конструировать и шить сумки на заказ. Он рассказал, в чем формула его успеха.
Содержание
Я стартовал как мастер кожевенного дела в конце 2013 года. Сначала шил для знакомых. Работы фотографировал и выкладывал во «ВКонтакте», в аккаунте моей столярной мастерской, где уже была тысяча подписчиков. Постепенно люди стали делать заказы.
С самого начала использовал платное продвижение и перепробовал все инструменты рекламы, которые только появлялись во «ВКонтакте». Именно благодаря этому за первые два года удалось выйти на стабильный объем заказов. Постепенно обзавелся аккаунтами в других соцсетях, где также использовал платное продвижение.
В 2016 году впервые снял под мастерскую помещение, команда начала расти. Позже мы переехали в новую мастерскую, просторную, двухуровневую, — и сделали там красивый ремонт.
Команда росла с ростом заказов
«Кустарное производство» — маленький бизнес, в мастерской трудится шесть человек. Все новые сотрудники приходили по мере роста и необходимости. Я сам также продолжаю шить изделия.
Первое время разрабатывал модели сам, потом понял, что для изготовления объемных вещей вроде дорожных сумок и рюкзаков нужен специалист с большим опытом. В 2018 году мы пригласили в команду технолога.
Новые модели появляются нечасто, примерно раз в полгода. Я собираю референсы, сам шью прототип. Технолог дорабатывает модель, чтобы все было максимально эффективно в изготовлении, а также качественно и удобно в носке. Новую модель мы долго тестируем: несколько месяцев пользуемся с женой сами. И только затем запускаем в производство.
Многие идеи для новых изделий и для улучшения существующих берем из общения с покупателями. Если несколько раз написали: «Вот этот кармашек сделать бы побольше» — то мы делаем. Или люди спрашивают, есть ли у нас рюкзаки — значит, надо делать рюкзаки.
Продвижение в соцсетях
До сих пор все заказы мастерская получает через соцсети, мы не продаем ни на одном из маркетплейсов. Мастерская представлена везде, где только можно: во «ВКонтакте», в Telegram, в «Дзене» и на других площадках. И везде я стараюсь регулярно публиковать контент.
Аудитория растет, сейчас в сообществе во «ВКонтакте» 196 тысяч человек, на моей личной странице там — 36 тысяч подписчиков. В других соцсетях аудитория меньше. Если подсчитать всех, получится порядка 260 тысяч человек.
Контентом занимаюсь самостоятельно. Посты пишутся на коленке. Когда есть свободное время и вдохновение, набрасываю тексты для постов в заметках на телефоне. Потом добавляю посты в отложку, и они публикуются в то время, когда аудитория соцсети наиболее активна.
Я учился на курсах фотографии, и все фото делаю сам. Семейные фото снимаю просто на хороший смартфон, фото изделий для соцсетей и портфолио — на фотоаппараты, у меня их несколько. Съемки изделий провожу в специально оборудованном уголке с фоном, куда поставил два светодиодных светильника.
Формула успешного продвижения для меня выглядит так: трафик, умноженный на контент. Трафик — количество посетителей, которое приходит на вашу страницу, и увеличить этот поток можно за счет рекламы. Контент играет не менее важную роль, он должен вызывать интерес и доверие. А поскольку людям интереснее всего следить за людьми, а не за обезличенными компаниями, вы должны отражать в контенте свою личность.
Трафик
Для продвижения использую таргетированную рекламу. С ней можно оптимизировать расходы, отсеив нецелевую аудиторию. Таргет позволяет составить карту сегментов аудитории и придумать для каждого адресное предложение. Завершившиеся кампании можно проанализировать, а самые успешные — масштабировать.
Нравятся также возможности маркет-платформы «ВКонтакте» для размещения объявлений в активных и крупных сообществах. Сейчас изучаю возможности нового кабинета «VK Рекламы».
Контент
Посты в основном сообществе выходят часто, почти каждый день. Часть из них посвящена нашей продукции, часть — формированию моего личного бренда. В группе мастерской выходят:
- посты об изделиях. Производство изделий из кожи — богатый источник визуала, поэтому у нас много эстетичных кадров. Я рассказываю о новом цвете кожи, показываю процесс и готовые изделия, а также индивидуальные заказы;
- пользовательский контент. Я публикую в ленте фотографии заказчиков с купленными изделиями. Многие покупатели уже знают об этом и охотно присылают снимки;
- личные посты. Подписчики хорошо знают меня в лицо, я рассказываю о себе, публикую фото и видео. Так, 2 сентября поделился новостью о том, что мой старший сын пошел в первый класс, а участники сообщества начали активно выкладывать в комментариях фото со своими школьниками;
- видео. Я снимаю обзоры продуктов, лайфхаки и длинные разговорные видео. Публикую также видео, посвященные бизнесу и личной эффективности, под тегом #ПродуктивныйВасилий.
Есть еще персональный аккаунт: в нем больше меня и меньше кожи. Здесь я поддерживаю несколько сюжетов, которые интересны и мне, и аудитории. Заметное место занимают обзоры на путешествия. Под хештегом #ВасяСтроитДом рассказываю о строительстве и обустройстве своего дома и участка.
Делюсь проблемами и опытом в воспитании детей. Рассказываю и о профессиональном опыте: к примеру, в июле выложил видео «Как создать личный бренд в творческой профессии». В 2023 году охваты некоторых моих постов стали дотягивать до миллиона: алгоритмы соцсети стали чаще включать меня в рекомендации.
Советы начинающим мастерам
- Стройте долгосрочные отношения с клиентами в соцсетях. В самом начале работы я был уверен, что решение о покупке сумки мой клиент принимает в лучшем случае месяц — зачем думать дольше? Но постоянное общение с покупателями показало, что 50% из них делают заказ примерно через год после подписки на страницу мастерской. Залог долгосрочных отношений — интересный контент, который выделяет вас на фоне безликих компаний.
- Не бойтесь рассказывать о личном. Выделите несколько сюжетов, которые будут интересны вам и вашей аудитории. Сразу определите, о чем говорить вы не будете.
- Не газуйте с рекламой сразу после старта. Иногда у предпринимателей складывается впечатление, что запуск рекламы — волшебная кнопка, и стоит нажать на нее, пойдут заказы и деньги. Как показывает практика, процесс нужно запускать постепенно, чтобы не было разочарований. Важно сначала услышать покупателей, понять их нужды и скорректировать ассортимент. И только когда основная линейка сформирована и вы в ней уверены, можно серьезно вкладываться в рекламу и выходить на более внушительные обороты.
Фото на обложке: Ivars Krutainis /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть пункт выдачи заказов»
- 1 РБК узнал о планах VK запустить конкурирующий с HeadHunter сервис
- 2 «ВКонтакте» добавила возможность оставлять отзывы на бизнес-сообщества
- 3 VK будет делиться разработками и моделями ИИ в формате open source — Forbes
- 4 VK опроверг остановку производства умных колонок «Капсула»
ВОЗМОЖНОСТИ
03 декабря 2024
03 декабря 2024
04 декабря 2024
04 декабря 2024
04 декабря 2024