Top.Mail.Ru
Партнеры
Бренды

Тайм-менеджмент нетворкинга: где и как найти время, чтобы увеличить свой социальный капитал

Партнеры
Павел Хегай
Павел Хегай

Основатель сообщества Heg.ai и сооснователь студии виртуальной реальности LikeVR

Ирина Печёрская

Сегодня все больше предпринимателей осознают значимость нетворкинга и приходят к тому, чтобы начать развивать свой социальный капитал. Однако они сталкиваются с огромной и очень серьезной проблемой — на поиск и формирование новых контактов не хватает времени. 

Объем задач все время выглядит, как растущий снежный ком, периодически сложностей добавляют неожиданные внешние факторы, кризисы, «черные лебеди» в стране или в мире. Как в таких условиях вписать нетворкинг в свое расписание, где найти время и как оптимизировать общение, рассказал Павел Хегай, основатель международного сообщества по нетворкингу Heg.ai.

Тайм-менеджмент нетворкинга: где и как найти время, чтобы увеличить свой социальный капитал
  1. Партнеры
Освободите время и зарабатывайте больше с помощью ИИ! Пройдите курс и получите в подарок лучшие промты для решения бизнес-задач.

Искать не время, а энергию

Далеко не всегда мысль «у меня нет времени на нетворк, мне некогда общаться с новыми контактами» верна. Если попытаться разобрать расписание человека, может оказаться, что свободное время у него есть. И выделить 30–40 минут на пару звонков в неделю вполне возможно даже без ущерба для личных планов. Зачастую мы больше времени тратим в соцсетях на просмотр развлекающих видео и постов, и даже не замечаем этого.

Нетворкинг требует определенной фокусировки. На все это требуется энергия. Поэтому за фразой «у меня нет времени на нетворк» могут скрываться другие возражения: «Я не вижу в этом для себя ценности», «Я не вижу результат, который могу получить в моменте для бизнеса». Человек видит нетворкинг энергозатратным и включает сопротивление к нему.

Поэтому зачастую нужно искать не время, а энергию. Для этого нужно строить нетворкинг так, чтобы он не забирал все ментальные ресурсы, а, наоборот, их давал.

Первый шаг — поменять отношение к нетворкингу. Перестать ставить перед ним коммерческие цели: «Познакомлюсь с кем-то и закрою выгодную сделку», а начать воспринимать его как эмоциональный процесс. Важно увидеть в нетворкинге не обязательства «Надо каждую неделю делать пять звонков», а поставить себе задачи, которые позволят сформировать ресурс.

Дальше встает вопрос текущего состояния человека. Если предприниматель ощущает, что у него в целом мало энергии на любые задачи, то ему нужно вытянуть себя из эмоциональной ямы. Это можно сделать искусственно, по принципу Fake it till you make it — «Притворяйся, пока не сделаешь это реальностью».

То есть если человек погрузился в какие-то проблемы и не знает, как их решить, он может попробовать встать и пойти помогать другим людям через усилие над собой. В процессе этой помощи он получит ресурс для перезагрузки себя, а может, даже сумеет решить свои проблемы благодаря ответной помощи от другого человека.

Еще один способ вытянуть себя из эмоциональной ямы — найти людей, которые находятся в таком же состоянии. Встретиться или созвониться с ними и просто пообщаться: выговориться, обменяться опытом, обсудить проблемы. Получается своеобразная терапевтическая коммуникация, особенно если у собеседников хорошие soft-skills — это эмпатичные люди. Вдобавок вы получаете новые контакты, то есть технически проводите нетворкинг.

Важный момент: обе тактики могут сработать только на «временную» или «легкую» эмоциональную яму — сейчас есть проблема, тяжело, но стоит ее решить — и общее самочувствие улучшается. Если человек давно находится в эмоциональной яме, сталкивается с апатией, с депрессивными эпизодами, то здесь уже нужно работать со специалистом.

 

Как работать над коммуникацией для повышения энергии

Для того, чтобы нетворкинг был продуктивным и не расходовал огромное количество энергии, важно не только поменять отношение к нему, но и придерживаться еще нескольких правил.

Первое — не пытаться регулярно делать определенное количество контактов, а прислушиваться к себе. Нужно научиться анализировать свое состояние и потребности. Каждый человек постоянно проходит через жизненные циклы, которые влияют на его потребность в коммуникации. В транзитной фазе ему нужно больше нетворка, в стадии роста — чуть меньше. В стадии процветания нетворк становится уже приятным бонусом, который удается использовать для еще большего наполнения. А в стадии кризиса в нем нет потребности — он сводится к минимуму.

Определяйте свой вектор движения в нетворкинге в зависимости от текущего периода жизни. Возможно, прямо сейчас нужно уехать куда-нибудь на несколько дней и перезагрузиться, а может, нужно пойти на тренировку или побыть с близкими людьми, а не с новыми незнакомыми.

Второе правило — считывать свой внутренний отклик от общения с человеком. Если отклик положительный, стоит продолжить коммуникацию, помочь человеку. Если отклик отрицательный, не нужно совершать усилие над собой и вгонять себя в стресс.

Когда между двумя людьми есть положительный контакт, это повышает ценность общения и создает условия для естественной помощи друг другу: импульс на благодарности и приятных эмоциях, а не на принуждении. Именно положительный эмоциональный отклик формирует тот самый социальный капитал, который позволяет воспользоваться этим контактом в будущем.

Третье правило — заботиться о себе. Даже если каждая коммуникация приносит удовольствие, все новые контакты очень приятные, комфортные, у вас идеальное совпадение, нервная система перегружается эмоциями, ресурсы расходуются. Признаками перегрузки могут быть проблемы с засыпанием, повышение чувствительности к внешним триггерам: например, острое раздражение от звуков или даже от уведомлений в чатах.

Введите в свой график регулярные практики расслабления и восстановления, чтобы нетворкинг не превратился в работу на износ. К примеру, в статье для RB.RU «Выгорание от делового общения: опыт людей, которые научились с этим справляться» я подробно описал, как экологично выстраивать коммуникации с заботой о себе. 

 

Инструменты для организации управления коммуникациями

Самый простой способ заниматься нетворкингом — искать контакты, которые будут интересны и полезны, и инициировать общение. Однако минус такого способа — в огромных затратах времени. Чтобы оптимизировать процесс, можно использовать три инструмента, которые помогают вписать нетворкинг в плотное расписание, тратить на него меньше времени и сил, но при этом получать качественный результат.

 

Группы

Это могут быть мастермайнд-группы, форум-группы, любой коучинговый формат, бизнес-клубы. Суть в том, что формируется коллектив людей со схожими запросами, целями, социальным профилем, которые регулярно встречаются и между которыми появляется высокий уровень доверия.

Если рассматривать отдельно форум-группы, то они обычно существуют несколько лет. В них зачастую заходят предприниматели с определенным уровнем достижений и с похожими проблемами, в том числе связанные с доверием к другим людям. Зачастую первый год у участников форум-группы постепенно формируется доверие друг к другу и готовность делиться своими проблемами и задачами. Появляется безопасное пространство, в котором формируется базовая социальная ячейка с дружескими связями внутри.

Вопросы по бизнесу быстро заканчиваются, потом начинается разбор смежных кейсов: конфликтов с партнерами, сложностей в трансформации бизнеса, в личной жизни. Это зачастую очень конфиденциальные темы, но за счет того, что группа одного уровня, у участников происходит очень глубокий обмен опытом.

 

Сообщества

Они в первую очередь помогают отфильтровать людей, объединить их по определенным критериям: отрасль бизнеса, личные интересы, ключевые запросы и задачи. В сообществе у людей пропадает барьер для нетворкинга, потому что появляется пространство, в котором легче формировать доверие к собравшимся, чем в каком-то случайном месте. Вдобавок команда сообщества обычно помогает с формированием отношений внутри него.

Оба инструмента — и сообщества, и группы — позволяют, во-первых, делать контакты с наиболее релевантными людьми. Они уже первично отобраны, и найти тех, с кем будет «химия», становится довольно легко. Конверсия контактов в «правильную коммуникацию» растет. Во-вторых, человек попадает в комфортное пространство, где может проще и быстрее установить качественные связи.

 

Развитие личного бренда

Это эффективный путь для человека, который профессионально реализовался и может поделиться с окружающими своими компетенциями. Это можно делать через экспертный контент на разных площадках (к примеру, в соцсетях или личных блогах) или стать ментором для других предпринимателей.

Плюс такого инструмента в том, что сам предприниматель не знакомится с кем-либо. Он вкладывается в личный бренд, и те, кто о нем узнает, проникается доверием и хочет пообщаться, приходят к нему сами. То есть работа над личным брендом помогает создать входящую воронку на релевантные контакты. 

Я сейчас никому не пишу сам — люди приходят ко мне. Это позволяет мне значительно снизить стресс и негатив от отказа, если кто-то мне не отвечает, не готов пообщаться. Отсюда возникает огромное желание со всеми коммуницировать, всем помогать, и это классно работает, в том числе психологически.

Все три инструмента актуальны не только для тех, кто начинает заниматься  нетворкингом, но и для тех, кто им занимается давно и профессионально. Со временем возникает сопротивление к большому количеству коммуникаций и растет спрос на качественное общение и построение глубоких взаимосвязей, поэтому нужно менять подход к нетворкингу.

 

Что делать, если действительно нет времени на нетворкинг

Не нужно относиться к нетворкингу как к обязательной сфере в жизни: «Я должен каждый день знакомиться с треями людьми», «Мне надо каждый месяц расширять записную книжку на 20 релевантных контактов» — все это только создает дополнительный стресс. Кроме того, между количественным нетворкингом и качественным огромная разница.

Если в расписании совсем нет времени, даже тех самых 30 минут на общение, нужно проанализировать ситуацию. Причина может быть в серьезных проблемах в бизнесе или в обычной жизни. В такой ситуации принуждать себя к обязательной коммуникации с людьми и особенно к каким-то нормативам по ежедневным контактам, не нужно. С высокой вероятностью из этого не выйдет ничего хорошего.

Другая ситуация — когда у человека нет серьезных, катастрофических проблем, но свободного времени на нетворкинг все равно не находится. Обычно в такой картине времени нет и на другие аспекты жизни. Важно разобраться, почему возникла такая ситуация и что с ней делать. Возможно, понадобится подключить к этому специалиста. А может, переработать ситуацию через личную рефлексию, анализ своей мотивации, целей, стратегии и текущих приоритетов.

Другой вопрос — когда нет энергии на общение с новыми людьми и любая мысль о том, чтобы с кем-то коммуницировать, вызывает негативные эмоции. С этой проблемой нужно работать: найти ее причины и разбираться с ними. Особенно если пропадает энергия даже на общение со знакомыми.

Несмотря на то, что у каждого человека разный уровень необходимости в контактах с другими, он остается социальной личностью. Социальные связи для него — это фундаментальная потребность: такая же, как еда, вода, сон. Поэтому отрезать себя полностью от коммуникаций опасно. 

Отрыв от общества ухудшает качество жизни, что показывают исследования — часть из них проводилась во время пандемии с локдаунами. Социальная изоляция  негативно влияет на психологическое состояние человека, может создать предпосылки к появлению депрессии и других проблем. Поэтому если человек пытается закрыться от общения полностью, это требует внимания.

Хотя на нетворкинг действительно нужно выделять время, в большинстве случаев заниматься им мешает не загруженное расписание предпринимателя, а неверный подход — из-за чего не хватает энергии на общение и стремления к нему. 

Важно уйти от идеи коммерциализировать каждый контакт и вместо этого сфокусироваться на социальной и эмоциональной пользе, а также правильно выстроить процесс. Уйти от количественного нетворкинга к качественному, строить отношения с людьми, с которыми комфортно, вступать в группы и релевантные сообщества, чтобы не терять время и силы на первичную фильтрацию людей.

Вместе с этим уделяйте внимание заботе о себе, восстановлению после коммуникаций, прислушивайтесь к своим потребностям в общении и социуме. Тогда нетворкинг не будет отнимать ресурсы, а станет более результативным.  

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!