Top.Mail.Ru
Подкасты

Интеллектуальная собственность: когда нужно регистрировать патент

Подкасты
Александр Сенников
Александр Сенников

Редактор отдела лонгридов

Лариса Ступина

RB.RU в своем Telegram-канале запустил серию прямых эфиров с предпринимателями и инвесторами. Каждую неделю Анастасия Жигач обсуждает с экспертами самые актуальные темы для бизнеса: правила построения эффективной команды, международную экспансию, изменения в законодательстве и многое другое.

29 августа спикером выступил Александр Левкин — патентный поверенный и основатель iPNOTE.pro. Эксперт более 11 лет работает с регистрацией интеллектуальной собственноости стартапов в России и за рубежом. Александр рассказал о том, на каком этапе развития бизнеса стоит задуматься о защите интеллектуальной собственности, как искать патентного поверенного и так ли дорого стоят их услуги.

Слушайте все эфиры на одной странице.

Публикуем главные тезисы из беседы.

Интеллектуальная собственность: когда нужно регистрировать патент

Содержание:

 Александр Левкин патенты

Александр Левкин

 

Когда нужно регистрировать патент

Нельзя запатентовать идею или концепцию бизнеса. 

Необходимо подробное описание того, как будет работать продукт, а лучше — прототип, конкретное решение. Однако если права зарегистрировать слишком рано, через несколько лет продукт может сильно измениться и не будет защищен патентом. 

Всего у бизнеса есть шесть основных стадий развития:

  • идея;
  • разработка и исследования;
  • прототип (MVP);
  • внедрение (первые продажи);
  • распространение (рост);
  • стагнация.

На этапах идеи и разработки важно сохранять конфиденциальность: подписывать соглашения о неразглашении (NDA) с сотрудниками и кофаундерами. Также нужно изучить рынок: какие патенты есть у конкурентов, что можно позаимствовать.

Регистрацию патента лучше делать на стадии прототипа

На ранних стадиях развития проекта команде нужно заниматься разработкой технологий. Денег и времени на патентование обычно не хватает.

Тем не менее, важно на этапе создания компании зарегистрировать хотя бы товарный знак. А лучше — проверить, не встречается ли ваше название у конкурентов, если вы хотите работать именно с этим неймингом. 

Важно зарегистрировать товарный знак в той стране, где ведете бизнес — чтобы случайно не повторить имя местной компании.

Без регистрации товарного знака можно натолкнуться на патентных троллей, которые получают информацию о компании из крупных пресс-релизов и профилей в соцсетях. Затем мошенники подают заявки на регистрацию чужих названий и логотипов и требуют заплатить компенсацию, чтобы дать предпринмателю возможность использовать свои логотип и название. 

В практике IPNOTE были случаи: после крупных-пресс релизов стартапов в одной стране через несколько дней обнаруживались заявки на регистрацию их названий от троллей в другой стране, например в Китае.

 

Стоимость регистрации товарного знака и патента

Юридические затраты на разбирательство будут значительно больше стоимости регистрации знака. 

Во сколько обойдется регистрация товарного знака в разных странах:

  • В России — около 50 тыс. рублей;
  • В Китае — от $250;
  • В Индии — от $200;
  • В Европе — от $1200;
  • В США — от $700.

Финальная стоимость зависит от цен на услуги локального патентного поверенного и фирмы посредника — он помогает с регистрацией в других странах. Например, если регистрировать товарный знак в Китае через фирму в США стоимость подачи заявки может составить $2-3 тыс (при реальной стоимости услуг китайских поверенных в $250). 

Были случаи, когда клиенты из РФ платили российской юридической фирме за регистрацию товарного знака в США 700 тыс. рублей, тогда как услуга в Штатах стоит значительно дешевле — от $700.

Регистрация патентов сложнее и дороже. Процесс требует большего количества документации, составления большого и глубокого технического описания изобретения и продумывания стратегии. Однако стоимость тоже может сильно варьироваться в зависимости от целей. 

Например, один американский IT-стартап заплатил за составление и подачу заявки на патент для поддержания статуса инновационной компании $1320. Они пользовались услугами компании, основателем которой является индус, аккредитованный как американский патентный агент, он делает свою работу быстро, но на простом уровне. 

А биотех-компания, разрабатывающая сложное ПО для изучения генов человека,  только за составление патента (без пошлины и подачи заявки) отдала $18 тыс. Компания работает с крупной юридической фирмой, у представителей которого есть PhD в области биохимии и IT, успешный опыт патентования подобных разработок. 

Международных патентов нет, в каждую страну придется подавать заявку отдельно. Сначала заявка подается в том государстве, где ведется бизнес, а затем уже в стране, куда планируется расширение. 

Если бизнес расположен в России, заявка сначала подается только в России, затем уже в других странах через патентного поверенного. Нужно только перевести текст патента и заплатить пошлины. 

Также существует международная заявка на РСТ — договор о патентной кооперации. Наличие такой заявки упрощает процесс подготовки формальных документов и дает отсрочку для начала процедуры регистрации в других государствах.

Обычно в случае подачи заявки на регистрацию патента в стране пребывания бизнеса у компании есть 12 месяцев, чтобы подать заявки в другие страны. РСТ увеличивает срок до 30 месяцев, но если его пропустить, то патентование этого изобретения в других странах будет невозможно.

 

Как сохранить интеллектуальную собственность

Защита интеллектуальной собственности начинается с момента подачи заявки на патент. Заявка будет опубликована не ранее чем через 18 месяцев, но продукт уже будет защищен. При этом информация о разработке раскрыта не будет.

Если спустя время концепция технологии изменится, можно подать новую заявку, а старую — отозвать. В течение 12 месяцев разрешено подать одну заявку на базовую концепцию продукта, а вторую — на улучшенную версию. А затем, при подаче заявки PCT объединить две идеи в одну, тем самым сократив расходы на регистрацию в других странах.

 

Патентоспособность товарного знака

Есть две группы оснований, по которым могут оказать в регистрации товарного знака: абсолютные и относительные. Подробнее о них можно прочитать в 1438 статье ГК РФ.

Примеры абсолютных оснований:

  • Прямое указание на товар. Например, нельзя зарегистрировать хлебобулочный бренд  «Хлеб».
  • Состоит только из общепринятых терминов или символов — плюс для аптеки.
  • Нарушение норм морали.  

Примеры относительных оснований: 

  • Знак идентичен или слишком похож на зарегистрированный товарный знак. Например, если есть «Кока-кола», нельзя зарегистрировать товар «Соса-Сола», покупатель может воспринять их как идентичные.
  • Кроме зарегистрированных товарных знаков принимаются во внимание заявки, которые еще находятся в процессе регистрации, названия зарегистрированных юридических лиц, существующий действующих бизнесов.

Фото: предоставлено спикером

Фото на обложке: David Gyung / Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как защитить права на сайт: комментарии юриста
  2. 2 Важно сохранить интеллектуальную собственность? Рассказываем, как это сделать
  3. 3 Совершить прорыв: трекинг как инструмент ускорения бизнеса
  4. 4 Разная Африка: чем она интересна для российских предпринимателей
  5. 5 Предприниматель хочет выйти на новый рынок. Что нужно учесть?
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти