Как написать программу, стать партнёром «1C» и выйти на федеральный уровень: кейс «1С: Фитнес клуб»

Никита Стаценко
Никита Стаценко

Внештатный автор

Расскажите друзьям
Светлана Зыкова

Автор и ведущий программы «Силиконовые Дали» на радио Megapolis 89,5 FM Владимир Смеркис поговорил об автоматизации работы wellness-индустрии с Русланом Микитюком — директором по развитию отраслевого решения «1С: Фитнес клуб». 

Другие интервью из программы «Силиконовые Дали» читайте по тегу.

Владимир: Сегодня мы говорим про автоматизацию бизнеса. У меня в гостях Руслан Микитюк, директор по развитию отраслевого решения «1С: Фитнес-клуб».

От кода — к партнёрству с «1С»

Программа «1С» чаще всего ассоциируется с бухгалтерией. Вы занимаетесь автоматизацией фитнес-клубов, салонов-красоты и так далее. Как вы пришли в этот бизнес?

Руслан: Это всё череда случайностей. Я всегда мечтал быть программистом. Однажды я пересёкся в своей работе с платформой «1С», на тот момент это была бухгалтерия, с этого и началось моё развитие.

Каждый программист рано или поздно переходит в постановщики задач. Если у него хватает амбиций, то дальше он становится разработчиком нового продукта.

 

Не все программисты имеют предпринимательскую жилку. Это успешное стечение обстоятельств, когда человек хорошо понимает в коде и может выстроить команду, управлять ей.

Я не могу отвечать за всех программистов, могу сказать только про себя. Мы достаточно долго боремся со стереотипом, что «1С» — это только бухгалтерия. На самом деле, «1С» — платформа, которая позволяет писать на своей базе продукты для любой отрасли. Мы выбрали направление — автоматизация индустрии фитнеса, салонов красоты и стоматологических клиник.

 

Это всё категория wellness, как принято сейчас говорить?

Wellness — одна из составляющих фитнес-индустрии. «1С» — самая распространённая платформа в России, с самым большим количеством специалистов и внедрений. Сейчас более 1,5 миллиона предприятий работает на продукте «1С».

 

У вас была до этого своя компания, верно?

Она и сейчас есть.

 

Почему фитнес-индустрия так сильно встроилась в вашу жизнь?

Мы были классическим партнёром «1С», который продаёт бухгалтерию и дописывает продукты под нужды клиентов. Однажды наш сотрудник, который посещал фитнес-клуб, предложил создать решение для этой индустрии. Мы согласились, выделили ему программиста, бюджет — и забыли про него. Это было в конце 2007 года. В начале 2008 нам был презентован продукт, после этого случился кризис, и наш отдел разработки вместе с этим человеком уволились.

 

Это был эксперимент?

Да, мы на выходе получили продукт, который для нас оказался «чёрной коробкой». Но эту «чёрную коробку» неожиданно купили 10 фитнес-клубов.

 

«1С» — некий фреймворк для того, чтобы делать разные модули для различных бизнес-проектов, так? Похожего продукта не существовало на рынке?

В 2008 году конкуренция была намного ниже, таких понятий как «стартап» и «web-решение» ещё не было. «1С» была одной из доминирующих платформ, рынок был достаточно пустой. Мы оказались в нужном месте и в нужное время.

После того как мы продали несколько «коробок», я в первый раз увидел фитнес-клуб. До этого я не представлял себе фитнес-индустрию.

Как часто это бывает с продуктами, которые ты не контролируешь, а делаешь на заказ, — получается сферический конь в вакууме. Мы получили продукт, который не могли поддерживать, не понимали, как он работает. Мы с компаньоном решили переписать продукт, вышла вторая версия, она уже удовлетворяла некие потребности фитнес-рынка.

У каждого программного продукта есть свой жизненный цикл. Когда этот продукт пишется, ты считаешь, что в нём всё хорошо, учтена некая отраслевая специфика. Но начинаешь продавать — и через некое время понимаешь, что уже всё плохо, нужно что-то менять. Появляется новая редакция, в которой полностью пересматривается концепция программного продукта, ты делаешь его лучше — более удобным. Сейчас у нас уже четвёртая версия, собственно, с третьей версией мы уже пришли к «1С».

 

Как проходило знакомство с «1С»?

У нас небольшая классическая компания, небольшие отделы разработки и технической поддержки, небольшой отдел внедрения. К тому моменту, когда появилась третья версия, в нашей компании было до 10 человек — это многофункциональные сотрудники: когда руководство выполняет роли постановщиков задач, занимается внедрением, рекламой, продажами и так далее.

Продажи начали расти, мы поняли, что нужно увеличивать охват и выходить на федеральный уровень. О нас мало кто знал, необходимо было партнёрство с большой компанией. Решили сотрудничать с «1С». Других мыслей и не возникало, потому что это наша alma mater.

У фирмы «1С» есть несколько вариантов взаимодействия с разработчиками. Мы находились на первом уровне — это франчайзинговый партнёр, который занимается распространением программных продуктов. В «1С» есть ещё несколько направлений, в том числе — выпуск с партнёром, обладающим определённой отраслевой спецификой и компетенцией совместного решения.

Владимир Смеркис и Руслан Микитюк

 

А какие подобные продукты существуют?

Есть решения практически во всех отраслях — «1С: Управление недвижимостью», «1С: Отель» и так далее. Мы выпустили совместное решение, получили к своему продукту приставку «1С» и федеральную дистрибуцию с помощью партнёрской сети, насчитывающей более 10 тысяч партнёров.

 

Вы получили выход на большой рынок, но никаких инвестиций со стороны «1С» не было?

Мы получили нематериальные инвестиции — бренд «1С», технологии по разработке программных продуктов, маркетинговую поддержку со стороны компании (размещение информации о наших разработках на сайтах «1С»), поддержку в продвижении самого продукта, то есть мы можем совместно с «1С» участвовать в выставках, семинарах, конференциях.

 

Как построить IT-компанию?

Какие у вас есть функции, кто и за что отвечает, какие есть сложности при формировании команды?

До перехода продукта под эгиду «1С» нас было порядка 10 человек. Мы выросли до 35 человек, уже сформирована полноценная структура IT-компании. Изначально у нас отвечали все и за всё. Со временем мы столкнулись с тем, что необходимо делить функции — формировать отдел технической поддержки, выделять разработку в отдельное направление. Сейчас есть отдел поддержки, отдел разработки, отдел продаж, отдел маркетинга и отдел PR на аутсорсинге.

 

Бывает ситуация — когда вы нанимаете людей на работу, то понимаете, что они не так сильно замотивированы делать продукт или отвечать за свою область компетенций, как вы? Как сделать так, чтобы работники были настолько же заинтересованы в результате?

«Если человек находится на своей позиции, компетентен, то может выполнить всю работу в отведённый срок. Личное время сотрудников — это святое».

С этим невозможно бороться. Я считаю, что в команде нужен хороший партнёр, несколько ключевых сотрудников, которые будут понимать, что ты делаешь, нужно мотивировать именно их.

У нас замотивированы руководители технической поддержки, топ-программисты, руководители отдела продаж.

Мы считаем, что у сотрудников должно быть личное время, не настаиваем, чтобы люди «горели» после работы.

Зачем автоматизировать фитнес-клуб? 

Про автоматизацию. Понятно, что всё должно эффективно работать, быть просчитанным, прозрачным. На примере фитнес-клуба: какие объекты внутри компании могут и должны быть автоматизированными?

Фитнес-клуб — это небольшой завод, и в нём есть масса департаментов, которые производят услуги.

В классическом фитнес-клубе есть департамент по работе с клиентами, то есть отдел продаж, дальше — рецепция, которая встречает людей, отдел сервиса — следит за тем, чтобы клиенты были удовлетворены фитнес-клубом и продлевали контракты. Есть отдел персонального тренинга, работа по персональным тренировкам. Есть масса сопутствующих отделов — клининг и бухгалтерия, инвесторы и так далее. Всё это — один большой продукт.

Бывает ещё питание, но это чаще всего отдают на аутсорс, потому что этот департамент с низкой маржинальностью. Всё-таки питание — это другой бизнес, не оказание услуг, а производство.

 

Как всё это связать в единую систему контроля для того, чтобы и сотрудникам, и акционерам было удобно?

Для этого существует наш программный продукт, который называется «1С: Фитнес клуб», он связывает департаменты в единое ядро. У каждого пользователя есть свой набор функций, рабочие столы, инструменты. Рецепция работает с приёмом клиентов, выдачей ключей и полотенец, отдел продаж — с СRM-системой, менеджер ведёт работу по бизнес-процессам, чтобы эффективнее продавать контракты, отдел персонального тренинга — приложение, позволяющее тренеру планировать персональные занятия (календарик).

Эта система взаимодействует с внешними источниками и программами — например, мобильным приложением Mobifitness (там доступны просмотр расписания, покупка членства в клубе, запись), платёжными системами, сайтами.

На разработку каждой новой версии у нас уходит примерно в два раза больше времени, чем на предыдущую. Последняя редакция шла около двух лет, с вовлечением десяти разработчиков, двух постановщиков задач. То есть тратится очень много ресурсов.

 

Какие проблемы у фитнес-клубов сегодня? Как вы пытаетесь их решить?

Основная проблема любого предприятия — уменьшение издержек и увеличение прибыли. Фитнес-клуб — затратное дело, нужны большие инвестиции на длинный срок. Задача собственников фитнес-клуба — сократить затратную часть, увеличить доходы. Главные издержки — заработная плата и воровство в фитнес-клубах, а также оплата услуг тренера «мимо кассы». Например, у нас достаточно большой фитнес-клуб, покупаем тренажёры, нанимаем тренеров, а они приводят своих клиентов и тренируют их «мимо касс».

 

Как с этим автоматизация может бороться?

Мы можем фиксировать время тренера с помощью мобильного приложения, контролировать его занятость, смотреть, чем он занимается в данный момент. Ещё один вопрос, который мы решаем, — воровство в отделе продаж или проход посторонних клиентов.

 

Как отдел продаж может воровать?

Например, подделывать контракты. Во многих клубах используются лицевые счета с ограниченным сроком действия — то есть «сгорают» в какой-то момент. Менеджер отдела продаж может смотреть клиентов, у которых заканчивается срок действия лицевых счетов, и водить своих друзей на получении SPA-процедур.

Есть ещё проблема — проведение в фитнес-клуб по чужим картам: купили одну карточку и ходят с друзьями. Это решается с помощью установки систем управления доступом. Совсем недавно появились новые системы по распознаванию лиц: клиент подходит к турникету, смотрит в камеру, система определяет человека. 

Нужен логотип? Фиременный стиль? Баннер или сайт?

Закажи на Dizkon и выбирай из десятков вариантов!


Материалы по теме:

Шесть фитнес-трекеров, которыми хочется пользоваться – какой подойдёт вам

Фитнес-клубы посещают всего 2,5% россиян – результаты свежего исследования спорт-индустрии

Рейтинг видов спорта, которые лучше всего подходят офисным работникам — от секретарей до топ-менеджеров

Как заставить себя пойти в фитнес-клуб после праздников

Cover photo by Bruno Nascimento on Unsplash


Самые актуальные новости - в Telegram-канале Rusbase


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase