Top.Mail.Ru

«Мозговой штурм — трата времени»: 5 способов генерировать идеи по науке

Истории
Истории
Дарья Сидорова
Дарья Сидорова

Редактор направления «Истории»

Дарья Сидорова

Брейнсторминг может казаться веселым и продуктивным, но так редко появляются прорывные идеи. Чтобы раскрыть творческий потенциал команды, нужен подход, учитывающий особенности нашего мозга.

О том, почему мозговые штурмы тратят наше время впустую и чем их заменить, рассказал Крис Гриффитс, CEO OpenGenius Ltd и автор книг The Creative Thinking Handbook («Справочник по творческому мышлению») и The Focus Fix («Как исправить фокус»).

«Мозговой штурм — трата времени»: 5 способов генерировать идеи по науке
  1. Истории

Почему мозговой штурм не всегда работает?

Представьте, что вместе с коллегами обсуждаете новые идеи для следующего большого проекта компании. По всей переговорной расклеены заметки. Повсюду разбросаны стираемые маркеры, и в воздухе висит их химический запах. Спустя несколько часов у вас возникает ощущение, что вы тратите время впустую. И, возможно, так и есть.

Горькая правда в том, что самая популярная форма мозгового штурма — структурированная групповая сессия по формированию идей — убивает креативность, если проводить ее неправильно.

Почему это происходит? Дело в устройстве нашего мозга и групповой динамике на этих сессиях. Брейнсторминг в команде стал принятой частью корпоративной культуры, хотя многолетние исследования показывают, что так часто генерируется меньше идей (и более низкого качества), чем при работе в одиночку.

Во время мозгового штурма наши творческие усилия ослабляет сложный набор психологических и социальных механизмов. Вот некоторые из наиболее распространенных ловушек.

  • Предвзятость подтверждения и эффект прайминга. Если в начале сеанса мнение выскажет влиятельный руководитель, результат будет сильно ограничен. Члены команды часто неосознанно пытаются согласовать свои предложения с мнением лидера, а не исследовать альтернативные идеи, которые могут быть более креативными.
  • Групповое мышление и давление конформизма. В группах люди чаще склоняются к мнению большинства, не озвучивая уникальные идеи.
  • Блокировка продуктивности. Во время брейнсторминга обычно говорит только один человек. Пока другие ждут своей очереди, они могут забыть свои идеи или прибегнуть к самоцензуре, из-за чего теряются потенциально полезные идеи. Ситуация усугубляется, когда сессии проводятся онлайн.
  • Боязнь оценки. Хотя на сессиях может быть запрещено негативно высказываться о чужих идеях, люди все равно чувствуют, что их будут оценивать. Из-за этого мы иногда оставляем нестандартные идеи при себе.
  • Социальная леность. Некоторые люди рассчитывают, что тяжелую творческую работу возьмут на себя другие. Это может значительно снизить производительность группы.

Однако самый коварный враг креативности во время мозговых штурмов — так называемая «ловушка реактивного мышления». Человеческий мозг реагирует на стимулы, что помогало в эволюционном прошлом. В контексте брейнсторминга это побуждает нас хвататься за первую хорошую идею, не рассматривая лучшие альтернативы.


Читайте по теме:

Три нестандартных способа для поиска новых идей внутри команды

Как научить мозг выдавать свежие идеи: 16 техник для прокачки


Этот тип реактивного мышления особенно вреден, поскольку не учитывает один из важнейших аспектов творческого процесса: инкубацию. Самые креативные идеи часто возникают не во время мозгового штурма, а когда мы отдыхаем или, что еще лучше, находимся в так называемом состоянии «сосредоточенного мечтания».

Чем заменить мозговой штурм?

Чтобы по максимуму использовать творческий потенциал команды, нужен подход, учитывающий особенности нашего мозга.

  • Проводите мозговые спринты, а не штурмы. «Мозговой спринт» представляет собой несколько коротких встреч в разное время. Вместо того чтобы устраивать трехчасовой звонок или собрание, разделите спринт на шесть 30-минутных встреч в течение нескольких дней. Так команда достигнет гораздо больше успехов в креативности.
  • Используйте силу мечтаний. Дайте членам команды время подумать. Именно в этом проявляется ценность мозгового спринта. Большинство людей придумывают лучшие идеи не в зале заседаний и не во время группового звонка, а когда гуляют, рисуют или просто сидят в тишине. Отличные мысли часто приходят, когда мы будто вообще ничего не делаем.
  • Попросите членов команды придумать идеи по отдельности. Это позволяет избежать многих социальных ловушек, возникающих во время брейнсторминга, и получить более разнообразные предложения.
  • Примените структурированные методы к творческому процессу. Система, которая помогает перейти от создания идеи к ее реализации, дает положительный эффект. Инновации — это не событие, а процесс.
  • Задействуйте цифровые инструменты, которые позволяют предлагать идеи и работать асинхронно. Это поможет обойти такие ловушки, как боязнь оценки и блокировка продуктивности. Такие инструменты часто помогают превратить идеи в действия.

Помните, что цель — не найти лучшие способы генерировать больше идей за меньшее время. Она состоит в том, чтобы создать условия, в которых могут возникнуть и процветать уникальные и ценные идеи. Это означает уважать потребность нашего мозга в создании новых ассоциаций, усердной работе, а также в расслаблении и инкубации.

Если вы снова соберетесь проводить сеанс мозгового штурма, спросите себя: поможет ли это команде достичь творческих успехов или же она впустую потратит время и потенциал?

Источник.

Фото на обложке: AmnajKhetsamtip / Getty Images

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ

Материалы по теме